4 февраля 2023 года исполняется 81 год со дня кончины белозерского священника Петра Сретенского, репрессированного в 40-х годах XX века.
Отец Петр родился 20 января 1879 года в деревне Поповка Белозерского района в семье псаломщика Урозерской Благовещенской церкви.
Учился в Новгородской духовной семинарии. Затем стал учителем Новоезерской церковноприходской школы. В 1903 году был переведен в Ковжскую церковноприходскую школу Белозерского уезда.
С 1904 года служил диаконом Заболотской Богородице-Рождественской церкви Белозерского уезда.
В 1907 году был определён священником Сусельской Петропавловской церкви Кирилловского уезда и законоучителем Сусельской и Тереховской церковноприходских школ. В 1909 году стал помощником благочинного. Впоследствии проживал в деревне Полино Белозерского района Вологодской области.
До закрытия в 1934 году Николо-Островского храма Белозерского района Вологодской области служил в нём священником.
О бытовых условиях отца Петра рассказывает справка, выданная Гулинским сельсоветом в декабре 1939 г.: «состав семьи двое: сам Сретенский и его жена Сретенская Елизавета Петровна. Имели имущества до переселении хутора: дом с подворной постройкой, корову, и свыше 10 домиков ульей».
После закрытия храма священник был зарегистрирован как сапожник. Но при этом батюшка, не смотря на угрозу его жизни, не оставил свою паству, продолжал совершать богослужения, а также исполнять требы по домам верующих.
О том, что батюшка и в те, тяжкие для верующих, годы не прекращал нести слово Божие в народные массы свидетельствует характеристика, данная заместителем Председателя Гулинского сельсовета: «…настроение Сретенского было враждебное к насел., а именно в том, что Сретенский вел агитацию среди колхозников в сторону религии».
Гонения советской власти на Церковь не обошли отца Петра стороной.
11 ноября 1939 года батюшка был арестован. На момент ареста проживал в деревне Горки Белозерского района.
В постановлении на арест начальника управления НКВД по ВО от 4 ноября 1939 года говорится: «Свидетель Пегасов О.В., допрошенный по делу Сретенского П.М. показал. В июле м-це 1937 года в момент моего посещения квартиры священника Сретенского я застал последнего за чтением газеты «Известия». В разговоре, завязавшемся между нами, Сретенский заявил: «Скоро будем воевать с немцами, видишь, газета пишет, что на все командные части пришли немцы, — скоро будет все по новому и большевикам будет туговато, все идет как по Библии».
«В октябре 1938 года при встрече со Сретенским последний, спросив меня о том, как я живу, получив от меня ответ, что живу хорошо, Сретенский заявил: «Сколько коммунисты меня не грабят, у меня все равно больше их остается, а у них, беспорточных руководителей, ничего нет. Знай Бога, Семен Васильевич, никогда не пропадешь…».
Во время следствия священник содержался в тюрьме №6 города Белозерска.
О том, что довелось священнику пережить во время допросов, свидетельствует время их проведений: как правило, они проводились по ночам — так, допрос 11 ноября 1939 года был начат в 22 часа 00 минут и закончен в 23 часа 10 минут; допрос 22 ноября начался в 24 часа и закончился в 1 час ночи.
Несмотря на давление следователей, он не признал своей вины и никого своими показаниями не скомпрометировал (о чём в следственном деле имеется соответствующее документальное подтверждение).
25 января 1940 года в городе Белозерске состоялось заседание Судебной Коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда. Отец Петр был обвинен во враждебном отношении к советской власти и проводимым ей мероприятиям, в контрреволюционной агитации, в высказывании пораженчества СССР, клевете на жизнь в СССР, восхвалении старого капиталистического строя, оклеветании руководителей большевистской партии, клевете на налоговую политику в СССР.
26 января 1940 года священника приговорили Областным Судом Вологодской области по статье 58, п. 10 ч.1 УК РСФСР к 10 -ти годам исправительно-трудового лагеря.
Срок наказания батюшка отбывал в Новозерской исправительно-трудовой колонии УИТЛК УНКВД по Вологодской области (ныне остров Огненный).
Неизвестно какие испытания пришлось пережить отцу Петру в исправительной колонии. Его исполненная горечи и страданий жизнь в застенках продолжалась около двух лет. 4 февраля 1942 года батюшка умер в лагере.
Похоронили иерея Петра вблизи с местом заточения, в безвестной могиле на кладбище села Карл Либкнехт (бывшей деревни Кобылино) Белозерского района.
Реабилитирован священник 22 апреля 1992 года прокуратурой Вологодской области.
«Знай Бога, никогда не пропадешь», — говаривал в земной жизни батюшка. И не пропал, оставшись навсегда в памяти и сердцах своих потомков.
Ныне священника не просто помнят, но чтут, берут с него пример. Для нас отец Петр являет собой образец крепкой веры, мужества, негасимой любви к Богу и ближним.
9 июня 2018 года возле руин Николо — Островского храма (деревня Ватаманово Белозерского района) был установлен поклонный крест в память о последнем настоятеле. У креста священнослужителями епархии совершаются панихиды по иерею Петру.
Сотрудниками Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии ведется работа по сбору материалов о батюшке для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о причислении священника Петра Сретенского к лику новомучеников Церкви Русской.
Фото:
1. фотография Сретенского П.М. с регистрационного удостоверения, изъятого у священника при аресте и обыске 11 ноября 1939 года.
2. фотография священника Петра Сретенского, сделанная во время его пребывания в Белозерской тюрьме №6.