Цветник духовный. Изречения протопресвитера Александра Желобовского. Составитель: Е.А. Силина

Адам и Ева

Ничем неизвинительное невоздержание, ничем не оправдываемая неблагодарность Богу, совсем непростительная гордость, — вот три преступления, которые скрывались в грехопадении Адама и Евы.

Получив от Адама и Евы печальное наследство – грех, позаимствуем у них скорбь о проступках и терпение в перенесении праведного наказания Божия.

 

Бедность

Бедность и лишения приходится иногда терпеть нам в жизни: тяжко нам от них; но вспомним, что распятый на кресте Учитель и Сын Божий не имел на земле места, где бы главу подклонити, — вспомним и утешимся.

Недостатки и лишения многие из нас испытывают или из-за лености, или из-за мотовства.

 

Беды

Причиною, виною наших огорчений, бед  напастей чаще всего бываем мы сами. … А если и не по нашей вине постигают нас бедствия и неприятности, то мы, беспечные и нерадивые о спасении своей души, и много-много виноватые пред Господом, должны принимать их за наказание и вразумление себе.

Не сочувствуют нашему горю и беде другие потому, что от нас не видали ни сострадания, ни сожаления к несчастным.

 

Благодать

Надобно быть  или упрямым, или недобросовестным, чтобы не видать, что братская любовь к ближнему, искреннее сочувствие к горю другого, благодушное перенесение скорбей и ныне живут только в сердцах, согретых благодатию Духа Святаго.

Где нет солнца, там мало света, теплоты и жизни, там мрачно, холодно, мертво: душа, лишенная благодати, помощи Духа Святаго, будет черствая, бесчувственная, мертвая для добра душа.

… в сердце лукавом не станет жить благодать Божия…

… благодать обитает в душах людей богобоязненных и милосердных.

… благодать Господня преподается только верующему, ищущему, трудящемуся, но никак не беспечному.

 

Благословение

Благословение Божие – есть знак особенной любви и помощи Господней:. с ним нигде и никогда не страшно, и не трудно.

Благословлять – значит  хвалить, прославлять, желать добра – счастья.

Каждое дело надобно начинать с благословения Божия …

 

Бог

… с Господом Богом мы соединены самым тесным образом: мы Его творение, мы Его дети, душа наша носит Его образ и подобие. В Боге, и только в Нём одном  человек находит для себя покой, отраду и жизнь.

На Бога надобно надеяться больше всех, потому что сила Его всемогуща. При Божией помощи никогда и ни в чём не нужно отчаиваться: потому всесильная рука Его может спасти нас от всякой беды и опасности.

Бог наш есть не только Творец наш, но и Промыслитель; т.е. Он не только дал нам бытие и жизнь, но и заботится, печётся о нас, как отец о детях.

Наш Бог есть Бог любви: всякая злость Ему противна.

Отец Небесный … наказания направляет к добрым целям.

 

Богопознание

… до Бога, до познания Его, насколько это доступно человеку, можно дойти только доброю жизнию, честными и праведными делами.

 

Богослужение

Нельзя не подивиться, с какою материнскою любовью св. церковь приготовляет всех молящихся за обедней к тому, чтобы они достойно, безгрешно присутствовали при совершении святейшего таинства Причащения, — чтобы чувствовали всю свою виновность пред Господом и неизреченную Его любовь к нам. Истинно, надобно или ничего не понимать, или быть холодным, как камень, чтобы за такой службой, как наша обедня, стоять рассеянно и небрежно. А случается, нередко случается, что в наших церквах, во время службы, и разговаривают, и нескромно оглядываются по сторонам, и улыбаются: это мало того, что весьма грешно, даже неприлично, невежливо.

Православному христианину  следовало бы знать и понимать все церковные христианские службы, а уж обедню (Литургию – коммент. Е.С.) не понимать совсем грешно. Да и пользы стоять за службой церковной, да мало понимать ее?

 

Болезни

Болеем и хвораем мы сплошь и рядом от неосторожности, невоздержания и беспорядочной жизни.

Болезни изнуряют и мучат нас? При них и жизнь не в жизнь. И в этих напастях найдем опять великое утешение у креста Христова. Видя неслыханные мучения, претерпенные на кресте Спасителем Христом, дерзнем ли мы, грешные, роптать и жаловаться на свои немощи, кои, в сравнении с ужасными страданиями Сына Божия, ничего не значат?

 

Брак

Брачный союз, скрепленный клятвенным обещанием пред церковью, должен быть свят и не рушим…

 

Вера

Какова – же должна быть вера в Бога? Она должна наполнять всю нашу душу, ум и сердце, чтобы вся наша жизнь проникалась и заправлялась ею.

А знать Бога, быть в любви  и единении с Ним, мы можем только через веру.  И не холодная, от одного только ума, должна быть вера эта, нет, а от любви – от сердца.

«Верую в Бога» значит – всею душею и всем сердцем предаюсь, доверяюсь Богу. И как много счастия и утешения кроется в этой преданности. О, блажен, по истине блажен, кто верует: тепло ему на свете!

Не веры вина, что мы многого в ней не понимаем, — а нашего нерадения и невнимания.

О святая и спасительная вера Христова! Где, в чьем сердце обитаешь ты, там мир и любовь, там утешение и довольство, а без тебя, как без солнца ясного, всюду и мрачно и холодно.

Надобно искать Бога, стремиться к Богу, наполнять ум мыслями о Боге, а сердце – чувствами к Богу, — и надобно делать это не час, не день, не год, а всегда и постоянно; тогда, и только тогда вера в Бога, и с нею надежда на Бога и любовь к Богу будет в сердце нашем жива и непоколебима.

 

Верующий

История всех веков и всех народов передает нам ту отрадную – непреложную истину, что человек верующий всегда был и есть добрее и честнее и счастливее в жизни, чем атеист и инфедерентист, чем безбожник и маловер.

Верующий человек помнит, что всеми событиями его жизни заправляет Бог.

Сам Господь Бог для верующих Отец и Благодетель.

Легче, не в пример легче, живется на свете человеку верующему и любвеобильному, чем безбожному и бессердечному.

«Яко Господеви изволися, тако и бысть», — других слов не услышите вы от верующего, как бы ни было тяжело ему в жизни.

 

Враг

Врагов и недоброжелателей чаще всего мы наживаем себе или пересудами, или неправдами.

 

 

 

Воскресение из мертвых

Воскресение Иисуса Христа из мертвых укрепляет в душе веру в собственное наше воскресение. Воскрес Христос, Учитель и Спаситель наш, воскреснем и мы, Его ученики и последователи. Стало быть, кроме этой, полной горести и бед, жизни, будет другая жизнь – жизнь без болезней, без печали и без воздыхания.

Уверенность в том, что здесь на земле находимся мы только временно, что погребенное в могиле тело наше некогда восстанет, что все умершие, близкие и дорогие нам люди, воскреснут, эта уверенность укрепит нас в бедах и напастях, поможет перенести обиды и оскорбления, и сделает нестрашною самую смерть.

На земле тяжело, горько живется: потерпим; на том свете людям трудолюбивым и честным, богобоязненным и кротким будет веселие и радость.

 

Второе пришествие Христа

За отчетом в мыслях, словах и делах, за воздаянием каждому по заслугам, «судити живым и мертвым», — вот зачем паки придет на землю Он.

Постоянное памятование о Втором пришествии Христовом, когда каждому будет воздано по заслугам, укрепит нас в борьбе с неправдою людскою, утешит в скорбях и обидах, невинно нами претерпеваемых, и удержит от многих, многих искушений и соблазнов.

 

Гордость

До какой слепоты, до какого ожесточения может довести человека гордость! Что было с фарисеями, то бывает и ныне со всеми самообольщёнными гордецами, которые всякого человека, кто умнее и лучше их, готовы считать своим врагом.

Гордость сгубила сонмы добрых ангелов и сделала из них диаволов; гордость лишила счастья и блаженства первых людей в раю; гордость же настолько ослепила фарисеев и книжников, что они Божественного Учителя, Святейшего Богочеловека и величайшего Чудотворца распял на кресте. Избавь нас, Господи, от этого страшного порока и дай нам сердце сокрушенно и смиренно.

 

 

Горе

…всякого нестроения, зла и горя в мире виновник не Бог, Премудрый Творец всего, а человек, восставший против своего Создателя, и обольщённый Змием – Искусителем.

Близкие люди, знакомые и родные отвертываются от нас в дни горя и печали? Больно видеть и испытывать это. … сия скорбь много облегчится при кресте Божественного Страдальца: тут припомним мы, что один ученик продал Его, Учителя своего, на распятие, другой, который клялся умереть с Ним, при самом начале мучений Сына Божия, трижды отрекся от Него, а прочие все, кроме одного, разбежались и покинули своего любимого Наставника, как только явился со стражею предатель, — припомним и перестанем возмущаться малодушием ближних.

 

Грех

Что такое грех? Грехом называются дела, слова и мысли ложные, злые, бесчестные; все, что не по правде и не по совести, то — беззаконие и грех.

Грех удалил человека от Бога; а без Бога, как без солнца, нет для нас света и жизни.

… для нас, слабых и немощных, памятование о Страшном суде Христовом всегда может служить спасительною уздою от греха.

Бояться надобно грехов, этих отравителей и губителей спокойствия душевного… потому, что они, как семя дурное, крепнут  и растут в сердце человека, если против них не берут мер. Всякий грех, — все равно как болезнь: не вылечат болезни при  начале, возьмет она силу и сделается опасною; не остановится человек во время дурной наклонности, она перейдет в страсть и завладеет … душою.

Вина наша главная не в том, что мы грешим: без греха никто здесь на земле не проживет, — а в том, что на грехи свои не обращаем никакого внимания, дозволяем им оставаться и жить в нас.

 

 

 

Добро

Конечно, лучше всего не делать зла потому, что оно – зло, неправда, грех, а творить добро затем, что оно добро – истина и красота, без всякой мысли о наказании и награде; но многие-ли из людей на это способны? Где эти земные ангелы?

… наших собственных сил для добрых дел весьма недостаточно.

Без помощи Духа Святаго, Господа животворящего, мы слишком слабы и немощны, чтобы быть добрыми и честными.

 

Добродетели

Как за добродетелью следует честь и слава, так за грехом – позор и наказание.

Такого довольства и терпения, такой кротости и любви вы нигде и не у кого не найдёте, как у сих, преданных Господу, лиц.  А где они берут эти качества душевныя, коих не купишь ни за какия деньги, ни за какия сокровища? У Бога, в Его святом учении.

… борьба добра со злом, добродетели с пороком … будет продолжаться на земле, покуда мир стоит.

 

Доверие

… общество, где нет доверия, да сердечного взаимного расположения, не долго живет и держится…

 

Долготерпение Божие

Долго терпит Господь на людях их вины и прегрешения; много Царь Небесный употребляет средств к вразумлению заблудших; действует на них и ласкою отеческою и страхом Судьи Грозного. И если ко всем заботам и попечениям, человек остается глух и невнимателен, то-горе ему! Правосудный Господь поругаем не бывает- то есть, оскорбления часто и упорно наносимые Богу, и не омытые слезами покаяния,  никогда не оставляются без должного наказания. В своих беззакониях и неправдах не успокаивай себя, нерадивый и лукавый грешник, надеждой на неизреченное милосердие Божие; не умножай нечестие свое с каждым днем, с каждым годом; бойся, чтобы не переполнилась чаша долготерпения Господня, и над тобой не разразился бы праведный гнев Божий, как над современниками Ноя. Господь милостив, но и справедлив!

 

Духовный отец

Верьте, православные, что каждый духовный отец полюбит и станет уважать того, кто при нем приносит Господу чистосердечное покаяние, ясно видя, что такой человек боится Бога и любит правду.

 

Душа

Мир со всеми своими благами не утолит, да и не может утолить жажды души.

Душа наша, созданная по образу и подобию Божию, имеет неизгладимое и неистребимое влечение к добру: того требует ее Божественная природа.

 

Жертва

…всякая жертва Богу и во имя Бога должна исходить от чистого сердца и от трудов  праведных: иначе Господь отринет ее, как жертву Каина.

 

Жизнь

… здесь, на земле мы только на время, странники и пришельцы…

Не красна жизнь человека на земле: грех подвергает его тяжелому труду, многоразличным скорбям и, наконец, смерти: жизнь – борьба и материальная и нравственная.

Живите так, чтобы через десять, пятнадцать, — пятьдесят лет вас вспоминали все добрым словом.

 

Зависть

Самым… лучшим и надежным врачевством простив зависти служит святая вера Христова. Истинный христианин никогда не будет завистником. Он убежден, что все блага мирские, все таланты от Господа, и раздаются каждому «противы силы его», по способностям…

Учению Христову, заповедующему любовь к ближнему, противна зависть, всегда посевающая между людьми вражду и раздор.

Человек завистливый делается раздражительным, обидчивым, не в  меру взыскательным: все для него неладно, все нехорошо. Лишив себя покоя душевного, завистник бывает тяжел и несносен и для других…

Закрадется в него чувство зависти и, как змея лютая, высосет из него всю любовь к ближнему, — сделает его злым и безжалостным.

Чувство зависти возбуждает в сердце нашем нерасположение к другому только за то, что он счастливее, богаче и лучше нас.

Зависть — злое чувство: надобно ее остерегаться, — нужно беречь сердце, чтобы оно не заразилось. Чем предохранить душу от этого демонского чувства? Нужно постоянно содержать в памяти, что зависть есть низкое, презренное чувство, которого надобно стыдиться и избегать.

Зависть зарождается в сердце или от корыстолюбия, или от гордости. И тот и другой источник зависти грязный, недостойный благородного и честного человека.

 

Иконы

Вот изображения святых угодников и угодниц Божиих: лики их для нас весьма поучительны и наставительны. Образы их переносят наши мысли и чувства к их святому житию, к их добродетелям и подвигам.

Полезно всякому христианину иметь хотя маленький образок своего Покровителя, взирать на него и поучаться вести себя так, как жил он – праведник Божий.

 

Исповедь

Для правильной исповеди, надобно … твердо помнить, что покаяние мы приносим самому Богу, — Богу всевидящему и всезнающему.

Долг Христианина, приготовляющегося к исповеди, без всякого притворства и пристрастия разобрать свою жизнь, свои поступки и дела, и сличить их с правдою Божиею, — тогда увидит он свои прегрешения, подметит, в чем он больше всего виноват пред Господом и пред людьми.

С детским чистосердечием, с полной откровенностью каждый христианин на исповеди должен покаяться во всех своих прегрешениях, если только желает получить  прощение в них.

Кто по настоящему, по- христиански, хоть раз каялся Господу Богу пред отцем духовным, тот на себе испытал, как легко и радостно бывает на сердце после такой исповеди.

 

Каждение

Как приятно благовоние каждения, так же приятны – чисты и святы – должны быть и наши молитвы, —так усладительна и утешительна всегда благодать  Святого Духа, изливаемая на душу богобоязненную.

 

Крест Христов

Поучителен и утешителен ты, крест Христов! Не даром зовешься Животворящим, то есть оживляющим и укрепляющим… Святой крест… есть наша защита, наше спасение и в сей, и в будущей жизни: им прогоняется всякая сила вражия.

Крестом святой царь Константин победил врагов; крестом и мы, слабые немощные, можем побеждать все страсти, дурные наклонности и привычки, особенно же духа злобы – диавола.

 

Леность

Увы, человек по природе своей, испорченной грехом, склонен больше к лености, чем — к труду: между тем леность — есть мать пороков и гнуснейшего из пороков — воровства. Помни это душа христианская и берегись сего опасного порока.

 

 

Литургия

Слово «Литургия» не русское; оно значит общее дело, общая молитва. Так как на службу эту собираются многие христиане…, то она и называется общим молением…

В святой литургии самое главное «таинство Причащения», в котором преподаются христианам Тело и Кровь Спасителя-Христа, под видом хлеба и вина.

Какую пользу мы должны выносить из святой Литургии? … после Божественной литургии, прослушанной нами, мы должны глубоко чувствовать, как много любит нас Бог, и как много печется о нас,— должны чувствовать это и спрашивать себя, чем же мы платим Ему, Отцу Небесному, за такую любовь?

 

Ложь

Гнусна, противна нам ложь, в других мы ее не терпим; а сами сплошь и рядом, на словах и на деле, допускаем неправду.

Прежде всего и чаще всего допускаем мы неправду против других людей в суждениях и разговорах о них.

 

Любовь

Для истинной, бескорыстной, святой любви нет разлуки: пространство и время для нее не существует.

С верующими, любящими Бога, Сын Божий неразлучен: с ними Он во вся дни, до скончания века!

Бог  наш – Бог любви. По бесконечной благости и любви к нам Он Сына Своего единородного не пощадил и за нас на смерть дал, и от нас требует, чтобы мы друг друга любили, друг другу помогали, друг другу доброжелательствовали.

Что за жизнь без любви? Возьмите семью, общество, товарищество, возьмите жизнь частного человека, — чем красна эта жизнь, как не братскою любовью, взаимною уступчивостью, великодушным перенесением обид? Без любви, как без солнца, везде – мертво, холодно, мрачно, нет жизни. Одна любовь дает всему жизнь: соединяет людей, скрепляет узы родства, устраняет раздоры, научает в других видеть братьев, заботиться о них, в нужде и горе помогать им.

Чадца моя! Скажу вам словами св. апостола Иоанна: любите друг друга и будьте честны, справедливы, ко всем снисходительны и доброжелательны.

…если мы в жизни своей не видим благодати и любви Божией, то сами в том виноваты: непослушанием, нерадением и крайним недостоинством мы лишаем себя благоволения небесного.

 

Мера

Все хорошо в меру и в пору.

 

Милосердие

Нуждающихся и бедствующих всегда и везде довольно: поможем им во имя Христово. Правосудный Бог воздаст сторицею.

 

Милость

Ищущему милости (прощения грехов) самому нужно быть милостивым: того требует  сама  правда.

…не обидь ближнего, а напротив поделись с бедняком — и своим трудом, и своим добром: такова воля Господня, таков закон Христов!

 

Милостыня

Не без причины Библейский мудрец (апостол Иоанн Богослов – коммент. Е.С.) с верою соединяет милостыню: милостыня и вера да не оскудевают в тебе, вещает он. Эти две святые добродетели не мыслимы одна без другой…

… ради милостыни и сострадания к ближнему Господь прощает множество грехов и удостаивает Царствия Небесного.

Помните, что все сделанное на пользу бедняков, Господь принимает за добро, оказанное Ему Самому.

 

 

Мир

«Миром Господу помолимся»… Что за мир, с которым мы должны молиться Господу? Мир прежде всего с Богом; потом  с самим собою и наконец со всеми людьми, нашими ближними. Мир у человека с Богом бывает тогда, когда права совесть человека, когда не прогневляет он беззакониями своими Отца Небесного. Мир с самим собою имеет тот человек, душа которого спокойна и совесть чиста… словами: «миром Господу помолимся», священник приглашает христиан молится Богу с чистою душею, чтобы не было на сердце никакого неприятного, тревожного чувства ни на себя, ни на других.

 

Молитва

Молитва – не работа, не труд, а утешение – наслаждение: так понимает ее Святая Церковь, так смотрели на нее угодники Божии; так ценят ее и все благочестивые христиане.

Где взять … молитвенного огня, который так согревал и согревает сердца людей богобоязненных, чем и как снискать его? Усердием, постоянным и ревностным усердием к молитве.

Кто молится только одними словами, одним языком, без сердца, того молитва бездушная, мертвая, Господу неугодная: пусть она согреется любовию к Богу, проникнется сознанием виновности перед Ним – пусть улучшится, исправится!

Попробуйте приложить побольше усердия к молитве, и она вам не только не послужит в тягость, а, напротив, будет приятна и отрадна…

Молись, верующая душа христианская, молись усердно, горячо за умерших своих сродников: этим усладишь печаль свою о разлуке с ними, и испросишь им у Господа милость.

Пусть у нас за словом молитвы следует дело добра – тогда она, как фимиам кадильный, будет и благоуханна, и доступна до Бога.

Усердным богомольцем никто не родится, а делается таким со временем, после многих и долгих упражнений и трудов.

Научись молиться… не языком только, а сердцем, — молись как можно внимательнее, чаще, и полюбишь молитву, и найдешь в ней сладость и утешение.

 

Молчание

Каждый из нас больше слушай, меньше говори.

 

Мысли

Жаль …, что добрые мысли зачастую и остаются только мыслями, — подумают, да тем и кончат, а дурные помыслы сплошь и рядом приводятся во исполнение. При склонности и податливости человека на грех, — не таким он создан был, а таким сделал его злой искуситель, — надобно тщательно остерегаться порочных мыслей  и желаний, чтобы они не запали в сердце.

 

Наука

Каждая наука, будь она светская – мирская, в руках честного и благонамеренного учителя приносит ученикам великую, несомненную пользу. Она просветляет ум, прогоняет невежество и указывает премудрость и могущество Бога, Творца неба и земли.

 

Недостатки

Чтобы не так страшно было являться нам на праведный суд Божий, для этого чаще и больше надобно думать о своих недостатках и слабостях…

 

Нерадение

… даже Сам Бог всемогущий, не поможет тому, кто беспечен, нерадив, ленив, — кто, одним словом, ничего не делает для своей душевной пользы.

 

Несправедливость

Несправедливость людская тревожит и мучит нас? Обидно терпеть безвинно. Взглянем на крест Христов, и нам станет легче, — отчего? Оттого, что увидим, чем воздали люди Спасителю своему за все добро, которое Он им делал.

 

Нищий духом

… любуешься не налюбуешься, смотря на людей нищих духом, глубоко сознающих, как, без высшей помощи, слаб и бессилен человек для добра. Какая у этих людей кротость, какое незлобие, какое терпение, какое спокойствие душевное! Откуда и как приобретают они эти дивные качества..? От Духа Святаго, молитвою усердною.

На пути чести и добродетели каждый из нас чувствует слабость своих  сил; желаний добрых у всякого много, а дел благих мало. Это сознание немощи своей располагает искать помощи свыше: сам человек слаб, а Бог – его великий и могучий пособник; надобно молиться Ему и просить Его.

 

Обиды

Не любим сплетен, пересудов, обид, — не должны и сами никого злословить, судить и обижать.

 

Образование

Как опасно ходить в темноте, так трудно жить на свете человеку неграмотному, неученому.

 

Осуждение

Всякий раз, как только придет лукавый помысл осудить ближнего и сказать про него недоброе слово, пусть каждый из нас спросит себя: « а сам я разве не имею недостатков? А у самого меня разве нет слабостей?»

… сам-то ты, осуждающий ближнего, каков? Разве праведен, безгрешен?

Почему мы так любим судить и рядить о чужих недостатках? Отчего привычка эта нам так нравится? Оттого, что чернотой других мы хотим себя обелить – унижением ближнего себя возвысить. Разве это честно и благородно?

 

 

 

Подвижники

Из жизни святых угодников мы знаем, что некоторые великие подвижники старались перед глазами своими как можно чаще иметь предметы, напоминающие смерть и суд Божий: даже и они, высоко-благочестивые люди находили это нужным и полезным!

 

Пожертвование

… лучшая жертва Богу «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19): все приношения человеческие Церкви должны вытекать из этого святого источника; иначе Господь их не примет, и пользы жертвователю они не принесут… что для Него наше злато и сребро, без правды, без любви, без добрых дел?

 

Покаяние

Приидите к Нему (Христу – коммент. Е.С.)  все «труждающиеся и обремененные», несите свои скорби и тяготы душевные: слезы искреннего покаяния  омоют нечистоту сердечную…

Размышление о другой – загробной жизни, о праведном суде Божием, о значении этой земной жизни для той – небесной ясно указывает человеку, как мало сделал он для своей души, и как много виноват в употреблении дарованных Господом талантов, — указывает, и невольно вызывает из глубины души чувства покаяния и сокрушения.

С сердцем сокрушенным и смиренным покаявшись Богу в грехах, надобно стараться отстать от них. Нелегко это, а при помощи Божией возможно.

Никто не знает, когда ударит … наш час смертный: может быть этот год для некоторых из нас последний год странствования нашего на земле. Принесем же Господу искреннее покаяние во всех своих прегрешениях, чтобы смерть не застигла нас врасплох и не представила на суд Божий не приготовленными.

 

Помощь Божия

Верующему, ищущему и трудящемуся, — вот кому всегда готова и всегда подается помощь Божия!

Откуда и как ни посмотришь на жизнь человека, везде и всегда потребна ему помощь Божия: без нее он – и алчен, и гладен, и нищ, и убог.

 

Помыслы

… как только придет лукавый помысл, злое похотение на дела порочные, вспомни, что за все худое нужно будет некогда дать ответ Господу, — вспомни, и не согрешишь: страх Господень удержит от соблазна.

 

Пост

Посты … назначены Богом на один конец, именно: посодействовать, помочь человеку в деле душевного спасения.

… человек постящийся, по учению святой церкви, должен, прежде всего, позаботиться об удалении себя от всего лукавого и грешного, об укрощении своих слабостей и дурных наклонностей.

… пост, прежде всего, есть греха удаление.

Великая, спасительная сила истинного поста и заключается в том, что он подавляет дурные наклонности, предохраняет от опасных развлечений, и этим облегчает путь к правде,  — он как бы дает крылья душе лететь на небо. Мысли и чувства, занятые в обыденное время мирскою суетою и соблазнами, в дни поста устремляются на предметы высокие, святые, Божественные.

Душеспасительное настроение, вызванное постом, легко и прямо может направить человека к усердной молитве и сердечному раскаянию в грехах.

Кто постится духовно, строго наблюдая за своими мыслями и чувствами, тот явит это и телесно, тщательно избегая всякой роскоши, изысканности и пресыщения в яствах, — тот поймет, что пост есть не только воздержание, а лишение.

 

Праведники

…когда положенные Тобою испытания окончатся, верные Тебе праведники находят любовь, честь и славу там, где ум человеческий видит одно только поношение и уничижение.

А Писание Святое, а службы церковные, а жизнь угодников Божиих разве не есть неиссякаемый источник Боговедения?

Для праведного Ноя воля Божия была выше и дороже всего: исполнял он ее неуклонно и покорялся ей безответно. За то Господь и любил и миловал его. «Послушание (Богу) паче молитвы и поста» — поучают нас святые угодники.

Послушанием и усердною молитвою Ной заслужил Божье благословение; а с ним вместе и богатую милость. Кому не нужно благословение Господне? На что мы годны без помощи небесной?! Подражайте жизнью своей великому праведнику, и на вас будет благословение Отца Небесного.

У каждого праведника множество добродетелей, достойных нашего подражания; но все они каждому из нас преподают следующие наставления:

1) Заповеди Господни, при помощи Божией, исполнять не трудно;

2) с соблазнами и искушениями бороться должно;

3) верных слуг Своих Господь Бог нигде и никогда, ни в пустынях непроходимых, ни в лесах дремучих, не покидает;

4) неправда людская и злоба демонская не страшны тому, кто живет под покровом Божиим.

 

Правда

Наблюдение и опыт показывают, что каждый человек от другого требует правды, что всякий из нас в другом презирает и ненавидит ложь. Душа, созданная по образу и подобию Бога правды и истины, гнушается всякою неправдою.

Правда людская, неподкрепляемая силою небесною, весьма шатка и обманчива…

 

Православный

Православный – значит право, истинно думающий, мыслящий; … такой христианин, который содержит эту святую, правую, Богом данную веру, без всякого повреждения.

 

 

Праздники  церковные

И праздники, и посты … установлены Богом для одной и той же цели, именно: направить и укрепить человека на пути доброй жизни.

Конечно, внимание к своим поступкам и делам требуется от человека всегда и постоянно; но ради нашей рассеянности и беспечности, святая церковь, как и мать попечительная, назначает в году особенные дни (праздники и посты), которые бы напоминали нам о небе, Боге и душе.

 

Празднословие

Празднословие, пустословие у нас чаще всего бывает злословием. О чем любители поболтать беседуют? Почти всегда о недостатках и слабостях других: сплетням и пересудам нет конца… Господу Богу они противны.

 

Прихожане

… чтобы вера христианская, святое учение Евангельское было принято и понято народом и соблюдалось им, надобно, чтобы прихожане с любовью и вниманием учились закону Божию и старались жить по нему.

Нельзя не похвалить обычая звать священника «батюшкой», «отцом духовным»: слова эти показывают, что между священником и прихожанами должна быть такая же любовь, искренность и доверчивость, какая бывает у отца с детьми, — что священники должны и словом и примером поучать и вразумлять, а прихожане, как дети покорные, слушать и исполнять. Так и было в первые времена христианства.

 

Причащение

Неизреченно великую любовь явил к нам грешным в таинстве Причащения Спаситель наш. Преподавая Свою Плоть и Кровь, Он милосердный, теснейшим образом соединяет нас с Собою, питает, укрепляет нашу душу в добре и правде, преклоняет на милость к нам недостойным Отца Небесного.

 

 

 

… принимать  Святые Таины надобно с твердым намерением бросить грешные дела, исправиться, перемениться к лучшему.

Слезно сокрушаясь о грехах своих и твердо веруя, что в Святом Причастии преподаются Пречистое Тело и Пречистая Кровь Христова, приступающей к Святой Чаше должен в сердце своем питать пламенную любовь к Спасителю.

Таинство Причащения видимым, наглядным образом показывает нам, как много любит нас Бог.

Таинств Причащения есть врачество, небесное лекарство от грехов: польза от него будет только тому, кто чувствует — сознает свою болезнь, свои грешные дела.

Таинство Причащения есть врачество, небесное лекарство от грехов: польза от него будет только тому, кто чувствует — сознает свою болезнь, свои грешные дела.

 

Промысл Божий

Бессильна и жалка злоба людская пред Тобою: премудрым Промыслом Своим всегда обращаешь Ты ее на посрамление виновных и во славу невинных.

В самые тяжелые минуты мысль о премудром и благом Промысле Божественном успокаивает страдальца.

 

Ребенок

Душа ребенка – это мягкий воск; все, что ее коснется, непременно оставит след, и, знаете, след ничем и никогда неизгладимый: такова Божественная природа души, что в ней ничто не пропадает.

 

Родители и дети

Если отец и мать наставления детям дают от любви, от сердца, — замечания делают без гнева и желчи, и своим поведением, своею жизнию являют пример прямоты, честности и правды, то, верьте, дети крепко полюбят их и глубоко станут уважать. Слово таких родителей будет для них закон, а воля – святыня.

Дети всегда берут пример со старших, и прежде всего с родителей, которых чаще других видят. А пример действует на душу сильнее и крепче всяких наставлений.

Долг родителей и воспитателей состоит не только в том, чтобы обучить детей и воспитанников разным наукам, а в том — и главное в том, чтобы направить волю их действовать по чести и совести.

К телесным наказаниям (детей родителями – коммент. Е.С.) надобно прибегать весьма осторожно и редко – после того, как внушения и наставления не действуют на человека. Сначала вразуми, растолкуй, усовести: поверьте, ребенок все это поймет и оценит. Он своим детским сердцем почувствует, где сказывается любовь к нему.

За любовь и послушание родителям  Правосудный Бог прощает детям грехи.

Каких с неба, от Бога правды, милостей ждать тому, кто огорчает и оскорбляет самых близких и самых благодетельных людей на земле, — кто забывает родного отца и родную мать?!

Почитать родителей следует: этого требует от детей и Бог, и совесть и здравый смысл.

Дети должны считать за счастие, за особенную милость Божию, если имеют возможность чем-нибудь и как-нибудь выразить свою признательность родителям, коим все они обязаны так много. Придет пора, не забывайте этого и большие и малые дети, — придет пора (а для некоторых уже и пришла), — печальная пора, когда и рад-бы заявить свою горячую любовь к отцу и матери, да их уже нет с нами на земле, — им на сем свете ничего уже от нас ненадобно.

Неделикатно поступают  дети, нехотя и с видимым  неудовольствием выслушивающие упреки родительские. Преступно и в высшей степени безнравственно со стороны детей на советы родителей отвечать грубостию.

Допустим, что совет отца или матери, по старости их или другим причинам, будет неудобоисполним, и тогда дети обязаны почтительно выслушать его. Дети могут оставаться при своем мнении, но резкими и грубыми ответами огорчить и оскорблять родителей они никогда не имеют права и не должны.

Всегда внимательные и скромные в обращении с родителями, дети обязаны заботиться об удобствах их жизни. Помня, как много хлопотали и трудились для них родители, дети, по чувству любви и признательности, должны делать все, приятное и полезное к успокоению отца и матери, особенно в преклонные их лета.

… последняя, но самая высокая и священная обязанность детей по отношению к родителям, это – молитва за родителей, как при жизни, их, так особенно по смерти.

 

Ропот

А у Спасителя Христа не было ни единой вины, за которую бы Он должен был страдать; перенес же Он крестные мучения из любви к роду человеческому, за его спасение… Ни одного ропотного слова, ни малейшего упрека не сказал бесчеловечным мучителям Своим… Нам ли после этого роптать на свои скорби? Учитель наш, Господь и Спаситель страдал, ничем и не перед кем неповинный, за грехи чужие; отчего же не потерпеть нам за свои прегрешения, ради своего спасения?

 

Русский народ

В тяжелую годину испытания, посылаемую Богом, русский человек является таким терпеливым, твердым, добрым и великодушным, что, глядя на него, дивятся даже люди, нам чужие и недоброжелательные. Эти высокие добродетели православному народу дает  главным образом его святая вера и церковь.

 

Самолюбие

В угоду самолюбию, мы, пристрастные в оценке своих дел, нередко бываем несправедливы, во вред ближнему,  в разбор чужих поступков: для себя слишком добры и снисходительны, для других — недоброжелательны и взыскательны.

…по своему пустому самолюбию обиды и огорчения находим там, где их нам и не думали делать.

 

Самонаблюдение

Да, самое лучше средство предохранить себя от того, чтобы не проронить лишнего обидного слова на счет ближнего, это тщательное и строгое наблюдение над своею нравственностью, над своими делами и поступками…

 

Самообольщение

Свое нравственное убожество, свою нищету духовную, свою нечистоту сердечную стараемся извинять, отыскивая в другом черные пятна…     Грешно и стыдно величать себя за счет другого. Этим причиняем мы вред и ближнему, оказывая ему несправедливость, — и себе самим, развивая в себе самомнительность и самообольщение. Привычка подмечать и выставлять на вид чужие недостатки в душе человека порождает мысль, что он лучше других.

 

Своеволие

Устами произносим: «да будет воля Твоя, Господи», а на деле желаем все поставить на своем, везде устроить по своему произволу, по своим прихотям, постоянно ропщем и недовольны.

 

Святые

Жизнь святых угодников показывает нам, что не было греха, которого бы они, правда иногда после долгих-долгих усилий, не победили.

Затем и принимаем мы веру Христову, затем и вступаем в общество церковное, чтобы спастись, то есть сделаться праведными, святыми.

 

Семья

Поживши на свете, и наблюдая над другими людьми и над собою, нельзя не согласиться, что семейная обстановка, в которой родился  и провел детские годы человек, имеет великое, неизгладимое влияние на всю жизнь.

 

Сердце

… сердце, не согретою благодатию, бесчувственно и зло …

Чего, чего не придумает лукавое сердце, чтобы извинить и оправдать свою дурную жизнь, свои темные дела? Оно готово человека, это богоподобное существо, обратить в какое-то животное высшей породы…лишь бы в делах своих никем и ничем не стесняться!

Сердце… — двигатель поступков человеческих: оно придает им или красоту, или безобразие, — или праведность, или порочность.

 

Сила Божия

Святые угодники, доколе жили на земле, были такие же немощные люди, как и мы, да спаслись: силою Божиею и слабый человек может быть велик и могуч!

 

Скорби

Страдания, претерпенные Спасителем нашим Иисусом Христом на кресте, мы постоянно должны содержать в памяти: они облегчат те скорби и беды, которые в жизни достаются на долю каждого из нас. Никто не проживёт, не испытавши горя; один терпит больше, другой меньше, но каждый непременно терпит: у всякого человека есть так называемый свой крест, свои горести и печали. Но ни чей крест, ни чьи страдания не могут сравниться с теми ужасными мучениями, какие перенёс на Голгофе Спаситель наш Христос.

«Самые добрые, самые благочестивые люди, скажут нам, не избавлены на земле от неприятностей, скорбей, болезней: и им приходится терпеть, страдать». Не спорим. Но какая неизмеримая поразительная разница  между страданиями человека не верующего и верующего! Один в несчастии проклинает судьбу, изливает злобу на все окружающее, ожесточается на весь Божий мир; другой – несет выпавший на его долю крест покорно, благодушно, смиренно, как научил его Божественный Крестоносец – Христос».

 

Скромность

Искони было и ныне так: чем человек честнее, благороднее, нравственнее, тем скромнее и снисходительнее; и наоборот, чем пустее и безнравственнее, тем гордивее и самолюбивее.

 

Слово

Недостаточно  бережем мы свое слово; зачастую бросаем его зря – необдуманно.

Ничем мы так много и так тяжко не грешим, как именно нашим словом, нашим языком…

Слова быстро, как птицы, летают из уст в уста. Пройдут месяцы, годы и слово будет передано многому множеству людей и коснется полезно или вредно много множества сердец.

Будем беречь свое слово, чтобы не употребить его на зло и обиду, и будем как можно чаще повторять прекрасное изречение, из великопостной молитвы: «Господи и Владыка живота моего… дух празднословия не даждь ми».

 

Смерть

Перед лицом смерти бессильны – и наука, и богатство, и слава, и даже дружба: безбоязненно встречает ее один только глубоко верующий христианин: … для него смерть – покой.

Чем ближе наступает разлука души с телом, тем яснее и правильнее христианин смотрит на свою земную жизнь, на свои поступки и дела.

Душа, отрешаясь от тела, видит, как ничтожны блага земные, которые она с такой любовью приобретала и собирала, и как важны и необходимы добрые дела, о коих меньше всего помышляла…

 

Спасение

От нас, возлюбленные братья, от нашей воли, от нашего усердия, от нашего поведения теперь зависит наше спасение. Единородный Сын Божий сделал все, даже душу Свою положил за нас: пробудимся от сна греховного, и воскреснем для добра, чести и правды.

Бог нас без нас не спасет, и помощь чужая принесет пользу только тому, кто сам работает и трудится.

 

Сплетни

Мы огорчаемся, когда другие нас пересуждают, про нас сплетничают: зачем же эту обиду причиняем другим? … Каждый раз, когда придет охота к сплетням и пересудам, припомним, что мы сами грешны и многогрешны перед Господом, что у нас самих недостатков и слабостей многое множество.

… в сплетнях и пересудах почти всегда кроется злословие, осмеяние и унижение ближнего.

Нечистые побуждения, не добрые чувства водят нами, когда мы судим- рядим о слабостях и недостатках ближнего. Начать с того, что мы не имеем на то никакого права. Бог, да Им нарочито поставленные лица — вот ценители дел человеческих, а не мы, никем  не уполномоченные и не призванные.

И по здравому смыслу, и по чести, и по вере Христовой мы должны беречь друг друга, и помогать один другому; как же можно ради потехи, от нечего делать, огорчать и обижать ближнего, легкомысленно, и часто не справедливо,  выставляя на вид его недостатки и слабости!

Сплетни и пересуды даже тогда, когда ведутся без злого намерения причинить вред ближнему, предосудительны: это пустое время препровождение, вносящее вражду и неприятности в общество, и всегда обидное для другого. Люди благонамеренные, честные, благородные избегают их.

 

Страсти

Наклонности, привычки, страсти мы развиваем в себе мало-помалу, а не вдруг, и в развитии их принимаем деятельно участие.

Предаваясь дурным наклонностям и страстям, человек этим самым удаляется от правды и добра, а с ними вместе от света и истины, — от Бога.

Каждая страсть налагает на человека оковы, освободиться от которых трудно…

 

Суд Христов

Земная жизнь наша есть время работы, трудов, подвигов: окончательный расчет за нее, — расчет полный, справедливый, решительный последует в день всеобщего суда Христова.

Никогда, никогда не нужно забывать, что Господь насколько милостив, настолько и справедлив: добродетельных людей Он непременно наградит, а злых и порочных накажет.

Дадим мы праведному Судии ответ не только за поступки и дела, но и за мысли и слова.

Неведом, неизвестен день всеобщего суда Божия; значит, всегда нужно быть готовым к нему, чтобы не застал он нас врасплох.

 

Счастье

Счастлив человек, если на закате дней своих может смело, без горьких упреков совести сказать: «Не даром пожил я на свете; потрудился для пользы, добра и чести; не забывал Творца и Господа; не обидел ближнего, помогал, по силе и достатку, сироте и убогому».

Человек верующий: в каком бы звании и состоянии ни был, работает и молится, молится и работает: ведает он, что от Господа стопы человеку исправляются… с верою в Бога ему нигде и никогда не страшно, ему нигде и никогда не тяжело. Счастливое состояние.

Счастливы те из нас, которые осознают свое бессилие, свою немощность и, в чувствах смирения и покаяния, непрестанно взывают на  небо, к Богу…

Самое прочное, самое желанное счастье человека заключается в вере в Бога, в преданности Богу, в уповании на Бога, в любви к Богу. С этими добродетелями люди никогда не унывают, никогда не отчаиваются, всегда спокойны, терпеливы, благодушны: ни тяжкие труды, ни горькие нужды, ни напрасные обиды, одним словом никакие скорби житейские не победят и не сгубят их.

 

Таинства Церкви

Любвеобильная заботливость о нас Церкви Христовой особенно трогательно проявляется в ее святых Таинствах. В них душа верующая находит и очищение, и подкрепление, и утешение; чрез них она утверждается в добре настолько, что никакие житейские невзгоды, ни даже самая смерть не устрашат и не поколеблют ее.

 

Труд

Материальная обеспеченность — дело весьма похвальное, — об этом не может быть и речи; только достигать ее надобно трудом праведным, работою честною.

Желать жить безбедно, что называется с комфортом, и не трудиться, или мало трудиться, — это не честно, это прямо ведет к жизни на чужой счет, или, что тоже, к воровству.

Силы телесные и душевные даны человеку затем, чтобы он работал, трудился и этим приносил пользу себе и другим.

Все, получающие плату, жалованье за работу, и не исполняющие, или недобросовестно исполняющие эту работу, по всей справедливости должны быть названы ворами. Деньги положены за труд, а труда настоящего нет; значит, их не следует давать. Кто получает такие деньги, тот берет то, что ему не принадлежит, — берет чужое.

 

Ум

Бог дал человеку ум, и он, как дар Божий, должен вести людей к Богу, правде и истине; так и бывает с людьми честными и неиспорченными.

Туда, на небо, к Престолу Бога Отца, одесную Которого восседит Спаситель наш Иисус Христос, будем, …как можно чаще возноситься умом и сердцем: оттуда станем ждать себе и утешения, и подкрепления, и спасения.

… ум, не озаренный светом Божиим, хитер и лукав…

Все, как доброе, так и злое сначала рождается в уме, потом переходит в сердце, а оттуда уже проявляется в жизни, в поступках.

 

Усердие

Во всяком деле, чтобы был в нем толк, необходимо с нашей стороны усердие. И вере Христовой, и жизни добродетельной никто и никогда нас не научит, если сами мы не приложим к тому своего радения.

 

Учеба

Учиться, друзья мои, учиться хорошему, особенно святому—божественному никогда не поздно, лишь бы было усердие.

Наука пойдет успешно только тогда, если учитель и ученик будут любить ее.

Учиться Закону Божию и порядкам — установлениям церковным никогда не стыдно, и никогда не поздно; а вот стыдно и грешно не знать своей веры тому, кого учат, и кому разъясняют ее и толкуют.

 

Учение Христово

Учение Христово, как солнце, рассеяло мрак, и научило людей жить на счастье себе и на пользу другим.

Принеся на землю святое и спасительное учение, которое просвещает ум, услаждает сердце и укрепляет душу во всех невзгодах и напастях житейских, Спаситель Христос оставил людям пример самой высокой и праведной жизни.

Учение Христа всё основано на любви к Богу и ближнему, а жизнь Его есть высочайший образец этой любви. … Не принесёт пользы никакое, самое святое и небесное учение человеку, если он не станет исполнять его. Не научит ничему доброму самый прекрасный пример, если не постараются подражать ему.

Самое необходимое для нас учение, это – учение Божие, Евангельское, святое; кто его распространяет, и кто по нему жить научает, тот, по слову Спасителя Христа, «велий в царствии небесном наречется» (Матф. 5: 19).

 

Учителя

Честь и слава добросовестным учителям: они прогоняют мрак и невежество, а с ними многое множество зла и горя.

 

Храм

… месту святому, дому Божию, в коем возвышается видимый престол Царя Небесного и предстоят лики святых праведников, такому месту приличествует и подобающее благолепие.

Вместе с другими  и молиться-то охотнее – особенно в храме Божием, где глаз видит и ухо слышит одно – только святое, душеспасительное.

… выходя из храма Господня, где глаз видит, а ухо слышит одно только светлое, утешительное, спасительное, идя из этого земного рая домой, где со всех сторон окружают человека мирские заботы, хлопоты и, нередко, огорчения, каждый из нас пусть запасется миром, терпением и любовью.

 

Христиане

И в святых книгах описываются, и в мире, хотя и не часто, встречаются люди всегда благодушные, всегда спокойные, всегда мужественные и терпеливые, — кто такие? Это именно христиане, твёрдо верующие в Бога – Вседержителя.

… а всё-таки самые лучшие люди в мире: примерные отцы, счастливые супруги, благонравные дети, добрые родственники, честные граждане, — самые лучшие люди во всех званиях и состояниях всегда и везде были и есть христиане, — истинные настоящие христиане, не по имени, а по жизни.

Слушайся, христианин, Церкви, живи по ея уставам, и будешь прав и угоден Богу.

Беден и незнатен, — христианин не ропщет на свою долю, считая ее за определение Божие. Богат и славен, — не гордиться; потому верует, что милости эти дарованы ему от Господа, и в употреблении их потребуется от него отчет. Знает он, ученик Христов, и настоящую цену сокровищ мирских, скоропреходящих и обманчивых, — знает, и не ослепляется ими, не прилепляется к ним всем сердцем, как другие.

 

Христианство

Христианская религия есть религия любви и правды: верные ее последователи и были и есть лучшие члены семьи и общества.

 

Христос

Слово Христос, возбуждая в сердцах наших благоговение к Божественным дарованиям Сына Божия, пусть научит просить у Него разума – понимать святую истину, и силы – твёрдости хранить её нерушимо.

 

Церковь

Чтобы человеку легче было получить помощь от Духа Святаго, без которой он не может вести добродетельной жизни, Милосердный Господь основал на земле особенное спасительное учреждение, именно Святую Церковь.

Церковь есть общество людей, содержащих истинную веру Христову, приемлющих семь спасительных Таинств, и имеющих законных, Богом поставленных, пастырей и руководителей в доброй, благочестивой жизни.

… связь, соединяющая членов Церкви, есть вера и любовь: вера в Господа Бога и Его святое учение, любовь – искренняя, душевная привязанность к установлениям и порядкам Церкви.

… церковь Божия — спасительный ковчег и, знаете, единственный спасительный ковчег наш. Жизнь человека на земле зовется морем житейским. Непокойно и бурливо это море. Со всех сторон утлой ладьи нашей (нашим благим желаниям, мыслям и чувствам) угрожают на нем опасности- крушения: и собственные наши пороки и страсти, и соблазны мирские, и искушения от исконного врага рода человеческого-дьявола — все это на пути житейского плавания — бури грозные, камни подводные.

Тихое пристанище — Церковь: и святое Евангелие, и умилительные службы, и спасительные Таинства — успокаивают всякую тревогу душевную: немощного врачуют, слабого укрепляют. Сюда, в этот ковчег, спешите все пловцы житейского моря: тут уготовано пристанище (от бурь и непогоды, от соблазнов и искушений) … для каждого человека — верующего, кающегося и молящегося.

 

Человек

… человек не Бог, ему не дано знать, что у другого на сердце.

Благо человеку, который твердо памятуя о праведному суде Божием никогда не забывает, что за все надобно будет дать отчет Господу: он постарается быть готовым к ответу в день судный.

Всемогущий Бог не поможет человеку, который и мыслями и поступками гонит от себя благодать небесную, который не только не заботится о правде и любви, а напротив предан лукавству и лжи.