ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛЫЙ, НОВОЕЗЕРСКИЙ

 Память: 4 (17) февраля (преставление), 7 (20) ноября (обретение мощей, 1649)

Пре­по­доб­ный Ки­рилл еще бу­дучи от­ро­ком стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Оста­вив тай­но ро­ди­тель­ский дом, он от­пра­вил­ся в оби­тель пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия (в Во­ло­год­ском Ко­мель­ском ле­су), о ко­то­рой слышал от своих благочестивых ро­ди­те­лей. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий бла­го­склон­но при­нял Ки­рил­ла и по­стриг его в ино­ки. Меж­ду тем ро­ди­те­ли Ки­рил­ла от од­но­го ко­мель­ско­го ино­ка узна­ли о ме­сто­пре­бы­ва­нии  сы­на. Прибыв в оби­тель отец в стро­гом пост­ни­ке  не сразу узнал сво­е­го сы­на. Когда же он при­знал в нем Ки­рил­ла, то и сам по­стриг­ся в ино­ки с име­нем Вар­со­но­фия. Мать Ки­рил­ла пе­ред смер­тью так­же вос­при­я­ла ино­че­ский чин.

После смер­ти от­ца Ки­рилл, раз­дав ни­щим остав­ше­е­ся по­сле него име­ние, от­пра­вил­ся на се­вер, в глушь ле­сов, чтобы здесь ве­сти  уеди­нен­ную жизнь. Пи­щей ему здесь  слу­жила тра­ва и ко­ра де­ре­вьев. Так как те­ло его ста­ло по­сте­пен­но осла­бе­вать в по­дви­гах, то он мо­лил Гос­по­да, чтобы Он ука­зал ему ме­сто по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния. Го­ря­чая мо­лит­ва по­движ­ни­ка бы­ла услы­ша­на, и, по­ви­ну­ясь небес­но­му ука­за­нию, св. Ки­рилл от­пра­вил­ся к Бе­ло­озе­ру. Здесь с од­ной го­ры он уви­дел Но­вое озе­ро и на нем Крас­ный ост­ров. Явив­ший­ся по­движ­ни­ку во сне Ан­гел дал ему ука­за­ние, что здесь Бог из­би­ра­ет ему ме­сто пре­бы­ва­ния. Про­бу­див­шись от сна, Ки­рилл твер­до ре­шил ос­но­вать на Крас­ном ост­ро­ве Бо­жью оби­тель, для ка­ко­вой це­ли и при­об­рел вско­ре от мест­ных кре­стьян ука­зан­ный ост­ров; за­тем со­ору­дил здесь ке­ллию и две церк­ви. То­гда же он был по­став­лен в сан свя­щен­ни­ка. Ки­рилл рев­ност­но под­ви­зал­ся на но­вом ме­сте в мо­лит­ве и по­сте, пре­тер­пе­вая мно­гие скор­би от бе­сов и  лю­дей. Осо­бен­но до­са­жда­ли по­движ­ни­ку мест­ные ры­бо­ло­вы. Бес­по­ко­и­ли его оби­тель так­же и гра­би­те­ли, во мно­же­стве бро­див­шие то­гда по ле­сам и до­ро­гам Ру­си. Но и на них дей­ство­ва­ла нрав­ствен­ная вы­со­та святого по­движ­ни­ка. Жизнь святого Ки­рил­ла в оби­те­ли бы­ла во всем при­ме­ром и об­раз­цом для дру­гих бра­тий. Он  хо­дил бо­сой,  сам ру­бил дро­ва и ко­пал зем­лю. За  свою пра­вед­ную жизнь Ки­рилл был спо­доб­лен от Бо­га осо­бен­ной бла­го­да­ти Святого Ду­ха и да­ра ис­це­ле­ний. Од­на­жды его уче­ник Ди­о­ни­сий ви­дел, что с ним слу­жит ли­тур­гию диа­кон, ко­то­рый за­тем вдруг ис­чез. Пре­по­доб­ный за­пре­тил ему рас­ска­зы­вать об этом чу­дес­ном яв­ле­нии. Око­ло то­го же вре­ме­ни по мо­лит­вам его ис­це­лил­ся от тяж­кой бо­лез­ни один князь, ко­то­рый в бла­го­дар­ность за это ве­лел вы­да­вать для оби­те­ли пре­по­доб­но­го каж­дый год 40 мер ржи, а так­же в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве мас­ла и со­ли. Пред кон­чи­ной сво­ею преподобный Ки­рилл с ве­ли­кой про­зор­ли­во­стью пред­рек те бед­ствия, ко­то­рые пред­сто­я­ло ис­пы­тать Рос­сий­ской зем­ле. «Бу­дут, – го­во­рил он, – на зем­ле бе­ды ве­ли­кие и мя­теж меж­ду людь­ми; но, – при­ба­вил он, – цар­ство на­ше бу­дет уми­ре­но и устро­е­но Бо­гом». Пре­ста­вил­ся святой по­движ­ник  4 фев­ра­ля 1532 го­да.prepodobnyj-kirill-novoezerskij

Вско­ре  от­кры­лись зна­ме­ния осо­бен­ной бли­зо­сти его ко Гос­по­ду. Так, ко­гда один инок, по име­ни Ки­ри­ак, за­бо­лел, то преподобный Ки­рилл в сон­ном ви­де­нии явил­ся ему и, осе­нив его крест­ным зна­ме­ни­ем, ис­це­лил от бо­лез­ни. Также святой ис­це­лил дру­го­го ино­ка по име­ни Ма­ка­рия, на­ка­занного Бо­гом за свое­нрав­ный дур­ной ха­рак­тер тем, что он не мог ни есть, ни спать. Ко­гда его при­ве­ли к гро­бу пре­по­доб­но­го, то он  упал на зем­лю. То­гда его по­ло­жи­ли на  гроб пре­по­доб­но­го, —  и боль­ной тот­час же про­бу­дил­ся со­вер­шен­но здо­ро­вым. Мно­го и дру­гих ис­це­ле­ний про­изо­шло по мо­лит­вам к преподобному Ки­рил­лу. Мо­щи святого бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми при за­клад­ке в его оби­те­ли но­во­го хра­ма, ко­то­рый по обе­ту стро­ил­ся бо­яри­ном Мо­ро­зо­вым, по­лу­чив­шим по мо­лит­вам к  по­движ­ни­ку спа­се­ние от мно­гих бед.

В цар­ство­ва­ние Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча, в мае 1648 го­да, в Москве вспых­нул на­род­ный мя­теж про­тив неко­то­рых лиц, быв­ших в при­бли­же­нии ца­ря. На­чаль­ник пуш­кар­ско­го при­ка­за Петр Тра­ха­ни­тов, дьяк Еле­азар Чи­стой и мно­гие дру­гие бы­ли уби­ты и ограб­ле­ны. Мя­теж­ная тол­па при­сту­пи­ла к Крас­но­му крыль­цу и тре­бо­ва­ла вы­да­чи бо­яри­на Бо­ри­са Ива­но­ви­ча Мо­ро­зо­ва, цар­ско­го вос­пи­та­те­ля и род­ствен­ни­ка, и уже раз­би­ла его дом и раз­гра­би­ла иму­ще­ство. Бо­яри­на с тру­дом успе­ли укрыть от рук разъ­ярен­ной тол­пы, и вско­ре он тай­но бе­жал в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. Игу­мен Но­во­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря Ам­фи­ло­хий и бра­тия, узнав о пре­бы­ва­нии его в со­сед­стве с ни­ми, по­сла­ли к нему мо­на­ха Иону с об­ра­зом и жи­ти­ем пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Бо­ярин с че­стью при­нял об­раз и с бла­го­го­ве­ни­ем про­чи­тал жи­тие свя­то­го. По­сле это­го ду­ша его на­пол­ни­лась ка­кой-то ра­до­стью и вос­тор­гом, му­чив­шие его стра­хи и го­ре со­вер­шен­но ис­чез­ли, и он возы­мел же­ла­ние по­кло­нить­ся гро­бу пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. От­слу­жив мо­ле­бен на гро­бе и со сле­за­ми по­мо­лясь свя­то­му, бо­ярин ска­зал игу­ме­ну и бра­тии: «От­цы свя­тые, по­мо­ли­тесь о мне Гос­по­ду Бо­гу, Пре­чи­стой Его Бо­го­ма­те­ри и пре­по­доб­но­му чу­до­твор­цу Ки­рил­лу. Ес­ли Бог уми­ло­сер­дит­ся на­до мною по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла и воз­вра­щусь в цар­ству­ю­щий град и ве­ли­кий го­су­дарь по­жа­лу­ет ме­ня в свой цар­ский син­клит, в пер­вый мой чин, то я по­строю на этом ме­сте ка­мен­ную цер­ковь в честь и сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и в по­хва­лу свя­то­го Ки­рил­ла». Об­ра­до­ван­ные игу­мен и бра­тия от­ве­ча­ли ему го­ря­чи­ми бла­го­по­же­ла­ни­я­ми. Раз­дав бо­га­тую ми­ло­сты­ню, бо­ярин воз­вра­тил­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь. Спу­стя немно­го вре­ме­ни в Москве утих­ло вол­не­ние, бо­ярин был по­зван к ца­рю и за­нял свое преж­нее по­ло­же­ние. В сле­ду­ю­щем, 1649 го­ду Мо­ро­зов при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­е­го обе­ща­ния. 4 сен­тяб­ря по его при­ка­зу ар­хи­манд­рит Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря Афа­на­сий и ста­рец ке­ларь Сав­ва­тий Юш­ков бы­ли на ос­но­ва­нии ка­мен­но­го хра­ма. В их при­сут­ствии на­ча­ли ко­пать рвы, и ко­гда по­ве­ли один ров близ то­го ме­ста, где бы­ла гроб­ни­ца пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла, под гроб­ни­цей на глу­бине пол-ар­ши­на от по­верх­но­сти зем­ли сре­ди дре­вес­ных кор­ней от­крыл­ся со­вер­шен­но непо­вре­жден­ный гроб. Без пат­ри­ар­ше­го ука­за и мит­ро­по­ли­чье­го при­ка­за­ния ар­хи­манд­рит и ке­ларь не осме­ли­лись взять зем­лю с гро­ба, от­крыть и осви­де­тель­ство­вать его. Гроб был до ука­за об­ло­жен кру­гом дос­ка­ми, а об от­кры­тии до­не­се­но мит­ро­по­ли­ту Ро­стов­ско­му Вар­ла­а­му, пат­ри­ар­ху Иоси­фу и бо­яри­ну Мо­ро­зо­ву. Мо­ро­зов, по­лу­чив из­ве­ще­ние, рас­ска­зал ца­рю все с ним быв­шее и озна­ко­мил его с жи­ти­ем и чу­де­са­ми пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. В ок­тяб­ре пат­ри­арх по со­ве­ту с ца­рем по­слал Во­ло­год­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Мар­кел­лу гра­мо­ту с пред­пи­са­ни­ем ехать на Но­вое озе­ро, осмот­реть мо­щи свя­то­го, пе­ре­не­сти их во вре­мен­ное по­ме­ще­ние, устро­ить празд­не­ство и до­не­сти о всем ца­рю и пат­ри­ар­ху.Ар­хи­епи­скоп Мар­келл при­был в Но­во­е­зер­ский мо­на­стырь вме­сте с ар­хи­манд­ри­том Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря Афа­на­си­ем и то­го же мо­на­сты­ря ке­ла­рем Сав­ва­ти­ем и со­бор­ны­ми стар­ца­ми. 7 но­яб­ря при игу­мене но­во­е­зер­скомАм­фи­ло­хии, мо­на­стыр­ской бра­тии и мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии на­ро­да он ве­лел очи­стить гроб от зем­ли, от­крыть его и осви­де­тель­ство­вать мо­щи и одеж­ды. По осмот­ре ар­хи­ерей и свя­щен­ный со­бор пе­ре­ло­жи­ли те­ло в но­вый гроб и пе­ре­нес­ли его в де­ре­вян­ную цер­ковь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. В церк­ви празд­но­ва­ли Успе­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ли со­борне ве­чер­ню, за­ут­ре­ню и пе­ред ли­тур­ги­ей мо­ле­бен Все­ми­ло­сти­вей­ше­му Спа­су, Бо­го­ро­ди­це и всем свя­тым и свя­ти­ли во­ду. Мно­гие из быв­ших на тор­же­стве боль­ных по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. На­род брал от вет­хо­го гро­ба ча­сти­цы де­ре­ва и уно­сил их с со­бою с ве­рою в их це­леб­ную си­лу.

В 1651 го­ду по цар­ско­му по­ве­ле­нию в де­ре­вян­ном хра­ме Вос­кре­се­ния бы­ла по­став­ле­на но­вая ра­ка для мо­щей пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Око­ло то­го же вре­ме­ни бы­ло уста­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние ему как свя­то­му Рос­сий­ской Церк­ви. В 1652 го­ду бы­ла окон­че­на по­строй­ка но­вой ка­мен­ной церк­ви и освя­ще­на 22 ав­гу­ста Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ским ар­хи­манд­ри­том Мит­ро­фа­ном и но­во­е­зер­ским игу­ме­ном Ам­фи­ло­хи­ем. В день освя­ще­ния с ве­ли­кой че­стью, со све­ча­ми, ка­ди­ла­ми и пе­ни­ем свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в но­вой церк­ви Вос­кре­се­ния на пра­вой сто­роне, у юж­ных две­рей, над тем ме­стом, где был ра­нее гроб в зем­ле.

Преподобный Кирилл Новоезерский и Кириллов Новоезерский монастырь. Литография. 1874 г. (КБИАХМЗ)

9 мар­та 1722 го­да Но­во­е­зер­ский мо­на­стырь по­се­тил им­пе­ра­тор Петр Ве­ли­кий. Им­пе­ра­тор про­был око­ло трех ча­сов, мо­лил­ся у гро­ба пре­по­доб­но­го, осмат­ри­вал ста­рую и но­вую гроб­ни­цы, цер­ков­ную утварь и мо­на­стыр­ское иму­ще­ство и чи­тал в кел­лии на­сто­я­те­ля жи­тие свя­то­го. 15 мар­та Петр, при­сут­ствуя в Пре­об­ра­жен­ском, при­ка­зал пе­ре­ло­жить мо­щи пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла из ста­рой гроб­ни­цы в но­вую. Это по­ве­ле­ние бы­ло ис­пол­не­но по рас­по­ря­же­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да ар­хи­манд­ри­том Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря Ири­нар­хом.

В феврале 1919 года мощи Кирилла были вскрыты. 11 июня на заседании Белозерского УИКа постановили «Кости вскрытых мощей поручить врачу таковые обезвредить, положить в деревянный гроб и поставить на прежнее место». В 1928 году основанный Кириллом монастырь был закрыт, часть ценностей передали в музей, местонахождение мощей остаётся неизвестным. Монастырь был значительно разрушен, в нём открыли лагерь для заключённых, а с 1994 года в ней находится ИК-5 («Вологодский пятак»), одна из пяти колоний для пожизненных заключённых в России.

Тропарь преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца, глас 8:

Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского, глас 8:

Яко светильник явился еси всесветел/ во отоце Нова езера на Красном острове,/ преподобне отче Кирилле,/ ты бо крест Христов на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ от Негоже и силами чудес обогатися,/ тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем:/ о, преподобне отче Кирилле!/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца, глас 8:

Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

Кондак на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского, глас 2:

Христов ярем на рамо взем,/ усердно Тому последова,/ чистотою Богови приближився,/ отче преподобне Кирилле,/ молим тя, посещай милостивно чад своих,/ и моли непрестанно о всех нас.

Молитва святому преподобному Кириллу, игумену Новоезерскому, чудотворцу.

О, великий угодниче, преславный чудотворче, Кирилле блаженне! Душею на небеси престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божествественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса: призри милостивым оком на предстоящия честней твоей ризе люди и просящия сильныя твоея помощи. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов давольских. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим: улучим же на небеси некончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона «Преподобный Кирилл Новоезерский с житием». Около 1648 г. Происходит из Кирилло-Новоезерского монастыря.

Житие преподобного Кирилла Новоезерского

Житие преподобного Кирилла Новоезерского

Житие преподобного Кирилла, Новоезерского чудотворца. СПб., 1868

Рукопись. Житие преподобного Кирилла Новоезерского

Богослужебные тексты

Служба преподобному Кириллу Новоезерскому

Акафист преподобному Кириллу Новоезерскому

Канон преподобному Кириллу Новоезерскому

Рукопись. Служба преподобному Кириллу Новоезерскому

Служба на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского

Иконы

Иконы с изображением преподобного Кирилла Новоезерского

Источники:

1.Преподобный Кирилл Новоезерский//Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви : в 5-ти книгах / Изд. книгопродавца А. Д. Ступина. – 7-е изд.. – М. : Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К’, 1901. – [2], III, 630, VIII с. : 1 л. портр. С.317-320.

Дополнительная литература:

Кирилло-Новоезерский монастырь