Поиск по сайту
Православный календарь
- 2 мая 202419 апреля 2024 (по ст.ст.)ЧетвергСедмица 48-я по ПятидесятницеМученики Феона, Христофор и Антонин НикомидийскиеПреподобный Иоанн Ветхопещерник, иеромонахБлаженная Матрона Московская (Никонова)Священномученик Пафнутий Иерусалимский, епископСвятитель Георгий, епископ Антиохийский (Писидийский)Святитель Трифон, патриарх КонстантинопольскийПреподобный Никифор Катавадский, игуменСвятитель Виктор (Островидов), епископ ГлазовскийМученик Антонин НикомидийскийМученик Феона Никомидийский, воинМученик Христофор НикомидийскийЛк.22:1–39, 1Кор.11:23–32, Мф.26:1–20, Ин.13:3–17, Мф.26:21–39, Лк.22:43–45, Мф.26:40–27:2, Ин.13:1–11, Ин.13:12–17
Облако меток
Анна Демидова Архимандрит Феофан (Соколов) Воронинская икона Божией Матери Е.А. Силина Епископ Валериан (Рудич) Епископ Нифонт (Фомин) Игумения Таисия Игумения Таисия (Солопова) Кирилло-Новоезерский монастырь Комиссия по канонизации подвижников благочестия Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев Новомученики Новомученики Череповецкой епархии Петр Михайлович Сретенский Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие Преподобный Антоний Черноезерский Преподобный Гурий Шалочский Преподобный Досифей Череповецкий Преподобный Зосима Ворбозомский Преподобный Игнатий Ломский Преподобный Иродион Илоезерский Преподобный Кирилл Новоезерский Преподобный Моисей Белоезерский Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Филипп Ирапский Проект "Помочь увидеть лик святой" Святитель Маркелл Вологодский Святой благоверный князь Глеб Белозерский Священник Павел Кушников Священник Петр Сретенский Священномученик Александр Соколов Священномученик Павел Кушников Силина Е.А. Силина Екатерина Александровна Филиппо-Ирапская пустынь Череповец Юродивая Евдокия Родионова игумения Агния (Благовещенская) иерей Сергий Бондарь с. Верховье священномученик Василий Преображенский священномученик Пимен Белоликов священномученик Философ ОрнатскийМета
Архивы
Архив записей
Май 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Апр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Основателем Николо-Выксинского Азарьева монастыря считается преподобный Азарий Выксинский, постриженник Воскресенского Череповецкого монастыря. Основанием этого является тот факт, что имя Азария было включено в название монастыря и то, что обитель была основана во владениях Воскресенского Череповецкого монастыря, что было возможно только в том случае, если ее основателем являлся один из монахов монастыря.
Именование Выксинский монастырь получил по названию небольшой речки Выксиньи (Выксы) – правого притока реки Шексны, на берегу которой он стоял. Река Выксинья и соседнее озеро Выксингское являлись древним владением Череповецкого Воскресенского монастыря, право на которое подтверждал еще великий князь Василий Темный (1415 — 1462 гг.).
Никольским же монастырь именовался по имеющемуся на его территории храму, освященному в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Более точных сведений об обстоятельствах возникновения монастыря и деятельности его основателя преподобного Азария история не сохранила. После упразднения обители и пожара документы оказались утрачены.
Известно, что храм в честь святителя Николая Чудотворца здесь был устроен в начале XV века по благотворению московского великого князя Василия Васильевича. Затем в 1432 году на берегу реки Выксы был образован женский монастырь.
Выксинский Николаевский Азарьевский монастырь располагался в 33 верстах от города Череповца. С 1432 года по 1605 год это был женский монастырь, позже — мужской.
На исходе XVI века Выксинский монастырь приобрел всероссийскую известность. В апреле 1592 года сюда в заточение была привезена из Угличского Богоявленского женского монастыря, (где насильно в 1591 году была пострижена в иночество), пятая законная супруга царя Иоанна Грозного Мария Федоровна, урожденная Нагих, в иночестве Марфа, мать святого царевича Димитрия Угличского.
В житии царевича Димитрия Угличского читаем: «Царицу же Марию мать царевича повелели насильно постричь в чин иноческий, и наречено было ей имя Марфа, и послал ее Борис во изгнание в пределы Белозерские в место бедно и пусто в некий святого Николая Чудотворца монастырь, зовомый на Выксе, мал и скуден и там ее в темной келье блюсти повелел, поставив к ней приставников злых и немилостивых, никому не дозволявших приходить к ней и пищу ей дававших скудную, как некоей осужденной, и много иного ей Борисовым повелением творивших, что и не описать».
Здесь инокиня Марфа молилась и находила духовное утешение от печали по царскому сыну своему святом отроку Димитрию. Подвизавшиеся в монастыре инокини, посвятившие себя на служение Богу, как могли, утешали скорбящую, добродушно соболезновали и с готовностью помогали многострадальной матери царевича Димитрия. За явленное сочувствие и христианскую помощь ближнему Выксинский монастырь был лишен Борисом Годуновым самостоятельного значения в крае, инокини были изгнаны, инокиня Марфа в 1605 году вывезена в Москву, а монастырь был обращен в мужской.
Церковь в с. Никола на р. Выксе Череповецкого уезда, построена в 1697 г. Чертеж пл. фас. прод. и В.
Имена игумений женского монастыря история не сохранила. Но остались известны имена игуменов мужского монастыря.
Игумены мужского монастыря:
Мисаил — 1628 — 1635 гг.
Корнилий — 1643 — 1648 гг.
строитель Авраамий — июль 1649 г.
игумен Гавриил — авг. 1652 г.
игумен Савватий — 1660-1663 гг., 1664, 1668 гг.
игумен Павел — 1663 г.
игумен Сава — 1666 г.
игумен Иосиф — 1670- 1673 гг.
игумен Савватий — 1679 — 1681 гг.
игумен Иосиф — 1681 — 1684 гг.
игумен Михаил — 1686 — 1688 гг.
игумен Иов — 1669 — 1700 гг.
строитель Антоний — 1690 г.
строитель Александр — 1713 г.
игумен Пахомий — 1720-1723 гг.
игумен Геннадий — 1723 — 1726 гг.
строитель Авраамий — 1727 г.
Казначей Севастиан — 1733 г.
игумен Пахомий -1734-1738
строитель Афанасий 1745-1750 гг.
После возвращения в Москву инокиня Марфа, обретя прежние почет и богатство, внесла щедрые пожертвования, обеспечившие дальнейшее процветание обители. Благодаря пожертвованиям Николо-Выксинский монастырь в XVII веке приобрел немалое влияние и превратился в крупного землевладельца. В 1744 году за ним состояло 697 душ крестьян, по числу которых он многократно превосходил все окрестные обители, за исключением патриаршего Череповецкого Воскресенского монастыря.
В XVII веке Выксинский монастырь решился вступить в открытое соперничество с последним. В этот период произошел ряд споров между двумя монастырями за право владения окрестными землями.
В 1681 году настоятель Череповецкого монастыря Савин послал черного попа Варлаама с работниками поставить рыбный двор на озере Выксингском. Выксинский игумен Иоасаф с келарем старцем Исаиею прогнали попа Варлаама с его работниками и «гонялись за ними с ослопьем [кольями] и всячески ругали их». Настоятель Савин в 1682 году донес об этом патриарху Иоакиму, на что из Патриаршего дворцового приказа пришла грамота, приказывающая воспретить священнослужение игумену Иоасафу и прислать его «за руками» в Москву, а «келаря старца Исайю посадить на цепь в Ворониной пустыне в хлебне и заставить муку сеять», о самом же деле произвести строгий розыск. Этот спор был окончен полюбовным соглашением и составлена договорная запись, по которой с 1682 года Выксинский монастырь за озеро и реку Выксинью предоставил Череповецкому монастырю право владения наволоком от устья Кошты реки вверх по берегу р. Шексны (в 8 верстах от обители), с неустойкою в 100 рублей.
Акт этот в начале XVIII столетия утерялся, и выксинские монахи опять возобновили свои притязания на Коштовский наволок и завладели им, пока не появился указ Синодального экономического правления от 9 марта 1750 года.
На протяжении XVII-XVIII веков статус и положение Выксинского монастыря менялись неоднократно.
В июне 1690 года Николо-Выксинский монастырь утратил свою самостоятельность и был приписан патриархом Иоакимом к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив с этого момента в разряд патриарших владений.
В начале XVIII века к Николо-Выксинскому монастырю была приписана Досифеева Троицкая пустынь.
В 1703 году вышел указ Петра I о приписке иноческих обителей Белозерского и Пошехонского уездов, включая Николо-Выксинскую, к Олонецкой верфи, в ведении которой они находились весьма недолго. Благодаря этому указу Выксинский монастырь смог освободиться от влияния череповецкой обители.
Не согласившись с этим, в 1724 году игумен Воскресенского монастыря обратился в Святейший Синод с просьбой о причислении к нему отписанных в Олонецкую верфь обителей, но его прошение было оставлено без рассмотрения. В 1720- х годах Николо-Выксинский монастырь не только сохранил свою самостоятельность, но и остался в ведении Святейшего Синода, то есть попал в разряд ставропигиальных монастырей.
В 1749 году Выксинский Николаевский мужской монастырь и приписная Досифеева пустынь были переданы в ведомство митрополита Ростовского и Ярославского.
В 1764 году указом императрицы Екатерины II вместе с большинством других северных монастырей Николо-Выксинский монастырь был упразднен и преобразован в приход.
На момент закрытия в обители имелось три храма: Благовещенский (теплый), Никольский (холодный) и надвратный Троицкий, построенный насельниками монастыря в 1749 году.
В 1818 году Благовещенская и Никольская церкви сгорели. От огня удалось спасти церковь Пресвятой Троицы. Впоследствии этот храм был поставлен на учет государства как памятник старины.
Вместо сгоревших храмов верующие отстроили новые. В 1826 году рядом с Троицким храмом была выстроена каменная однопрестольная Никольская церковь с Благовещенским приделом и колокольней в одной связи. На колокольне храма имелся колокол с надписью Марии Нагой.
В 30-х годах XIX века из-за малочисленности прихода Троицкая Выксинская церковь была приписана к Казанской Ольховской церкви. С 1842 года приход стал самостоятельным.
Вокруг бывшего монастыря имелась деревянная ограда с тремя небольшими башнями и воротами.
Как же жили прихожане Выксинского прихода?
Основными промыслами крестьян Выксинского прихода были ковка гвоздей и жжение угля. Из-за бедных почв хлебопашеством и огородничеством крестьяне занимались неохотно. Держали скотину и птицу: обычно семья имела одну лошадь, трех коров, много овец, кур. Ловили рыбу, охотились на зайцев, белок, уток, тетеревов, рябчиков. Женщины пряли, ткали, шили, собирали ягоды и грибы. В приходе 17 марта проводилась ежегодная Алексеевская ярмарка. С 1863 года было получено разрешение на еженедельную ярмарку при церкви.
Через приход проходили две большие поселочные дороги из Вологодского и Пошехонского уездов. В западной части прихода дороги соединялись в одну и вели через Улому в Устюжну.
Приход был закрыт постановлением Вологодского облисполкома от 29 октября 1938 года.
Накануне войны приходские храмы, попавшие в зону затопления Рыбинского водохранилища, невзирая на охранный статус, были снесены.
В настоящее время территория бывшего Николо-Выксинского Азарьева монастыря находится под водами Рыбинского водохранилища. Но несмотря на это, память об обители и подвижнике Азарии по-прежнему жива…
Приложение:
Приходское духовенство
— до 1795 — священник Викул (Вукол) Алексеев, умер до 1795 года
— 1795-1811 — священник Алексей Вуколов, 1767 г.р.
1795-1802 — дьячок Динил Васильев (1796-1802)
1831 – дьячок Герасим Данилов, ~1799 г.р., сын дьячка Данила Васильева
1795-1811 – пономарь Стефан Алексеев, 1777 г.р., 1831 — заштатный
1831 – пономарь Иван Стефанов, 10.1810 г.р., сын пономаря Стефана Алексеева
— 1831 – священник Петр Иванов
— 1878 г. — священник Яков Климовский
— 1878 г. — дьячок Михаил Плеров
— 1864,1865,1867 – священник Брянцев Евгений Александрович
— 1875.11.10 дьячок Михаил Плеров за нетрезвость и др. на три месяца послан в черные труды в Кирилло-Белозерский монастырь с правом возврата
1896-1903 – псаломщик Мальцев Павел Кириллович
Диакон Павел Кириллович Мальцев, 50 лет, сын псаломщика, уволен из 3-го класса Кирилловского духовного училища. С 25 марта 1896 года был псаломщиком в Выксинской церкви. 13 декабря 1903 года посвящён в сан диакона и перемещён к сей церкви.
Жена: Александра Павловна, 54 года.
Дети:Александр, 21 год, в учении
Валентина, 16 лет, при отце
Источник: Ведомость о Васильевской Романовской церкви Череповецкого уезда за 1921 год // ГАВО Ф.1067. Оп.1. Д.194
— до 09.08.1900 – священник Розов Василий Николаевич, перемещен в Богородскую церковь.
— 14.08.1900-1906– священник Орнатский Иван Павлович
Иван Павлович родился в 1867 г., сын священника Борисовской церкви Череповецкого уезда.
Священник Иван Павлович Орнатский 14.08.1900 года рукоположен во священника к Николаевской Выксинской церкви Череповецкого уезда.
Состоял законоучителем в Выксинской земской школе с 1900 года, Избитьевской — с 1902 года, Веретьевской — с 1903 по 1906 гг., в Хотавецкой — 1907-1910 гг.
— 1906-1913 гг. – священник Смирнов Михаил Павлович
Священник Михаил Павлович Смирнов, род. 16.05.1876, 45 лет, сын псаломщика. Окончил в 1897 году Новгородскую духовную семинарию, был её надзирателем с 1.12.1897. Преподавал в Усищевской церковно-приходской школе. Служил псаломщиком в Лохотско-Ягановской церкви в 1899 году. 25.02.1900 – посвящён в диакона; 27.02.1900 – в священника. Служил в Угрешской церкви 26.02.1901-1906 годы, в Николо-Выксинской церкви в 24.04.1906-1913 годах, в Логиновской – с 17.11.1913. С 13.12.1913 – духовник 7-го округа. С 17.03.1919 – благочинный. Преподавал Закон Божий в школах: Пасточский (1901 – 28.02.1906), Лохотской и Ягановской (1900-1901), Угрюмовской и Карельско-Мушинской (1901-28.02.1906), Пертовской (1908-1913), Николо-Выксинской (1906-1913), Веретьевской (1906-1908); Логиновской, Средневской. Хмелёвской (1913-1918).
Награды:
набедренник – 2.04.1905
скуфья – 27.04.1910
24.05.1917 – камилавка
Имеет крест и медаль в память 300-летия дома Романовых.
Получает 1/2 кружечного дохода.
Жена: Юлия Александровна, род. 22.04.1879, 42 года.
Дети:
Лидия (8.01.1902)
Вера (9.07.1903)
Елена (8.02.1907)
Екатерина (16.07.1908)
Ольга (1.03.1911)
Надежда (19.08.1914)
Николай (12.11.1918)
Лидия, Вера и Елена учатся в Череповце.
Источник: Ведомость о церкви Покровской в с. Логиново Череповецкого уезда за 1921 год // ГАВО Ф.1067. Оп.1. Д.201.
— 1915-1921 гг. – священник Великославинский Николай Алексеевич
Священник Н.А. Великославинский, родился в 1885 году, сын священника. 12.06.1906 окончил курс Новгородской Духовной семинарии. 04.02.1907 – учитель Пречистенской церковно-приходской школы Череповецкого уезда. По 1.09.1911 – учитель Едомской церковно-приходской школы. По 30.03.1921 – священник Николо-Выксинской церкви. В Любецкой церкви – с 30.03.1921. В 1921 году от прихожан получил деньгами 100.000 рублей и 10 пудов хлеба пожертвованием. 24 ноября/7 декабря 1922 года запрещён в священнослужении.
Жена: Антонина Павловна, 30 лет, род. 07.12.1891
Сын: Андрей, 3 года, род. 17.09.1918.
Источник: Ведомость о церкви Преображенской Любецкой Череповецкого уезда за 1921 год // ГАВО. Ф.1067. Оп.1. Д.207.
— С 1921 года служил в Выксинской церкви 53-летний священник Владимир Петрович Рубинов.
Рубинов Владимир Петрович родился в 20.06.1869 г. Жена: Анна Васильевна.
Начал священническое служение в 1899 году в Ильинской Лойденской церкви Белозерского уезда. С 1905 года – священник Александро-Невской Великосельской церкви Череповецкого уезда, помощник благочинного. В 1920 году уволен по болезни за штат. С 1921 г. — священник Выксинской церкви.
(Список духовенства приводится с использованием данных книги Сивеня Д.С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в М. : Золотое сечение, 2019 и сайта: http://belolikovi.narod.ru/sv_ch_u_2.htm )
Источники:
1. Выксинский Николаевский монастырь//Ярославские епархиальные ведомости 1863 г. №14
2. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии. Новгородские Епархиальные Ведомости, 1895, № 6
http://belolikovi.narod.ru/elek_knigi.files/mon_2.pdf
3. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ – СПб, 1877.
4. Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии. // НЕВ за 1895 год.)
Литература:
1.Николо-Выксинская мужская пустынь, с.Николо-Выкса./сайт «Город
Насонъ»//http://nason.ru/nikolo-vyksa/
2. М.Г. Мальцев. Николо-Выксинский Азарьев мужской монастырь.//Остров спасения. Выпуск 2. 2013 г. Стр.6.
3. Македонская Н.М. Выксинский Николаевский монастырь
4. Виноградов А.Н. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Ярославской, Тверской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в. Санкт-Петербург : тип. И.Н. Скороходова, 1892.