Мальцев М.Г. «Общность духовных устремлений святого равноапостольного князя Владимира и игумении Леушинского монастыря Таисии. К 100-летию со дня преставления матушки».

 13.11.2014

2 (15) января 2015 года исполняется 100 лет со дня преставления игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой), устроительницы многих монастырей и скитов, замечательной духовной писательницы, духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Этот юбилей находится между двумя другими крупными юбилеями. В 2014 году широко праздновалось 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, а 15 (28) июля 2015 года исполняется 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Данное обстоятельство кажется весьма символичным. Ведь, с одной стороны, игумения Таисия являлась выдающейся продолжательницей традиций преподобного Сергия, а с другой – наблюдалась удивительная общность ее духовных устремлений со святым равноапостольным князем Владимиром.

Прежде, чем перейти к основной теме статьи, необходимо кратко остановиться на связи леушинской настоятельницы с преподобным Сергием.

Известно, что игумения Таисия участвовала в устройстве 10 монастырей: Леушинского, Парфеновского и Черноезерского в Череповецком уезде, Ферапонтова в Кирилловском уезде, Филаретовой пустыни в Устюженском уезде Новгородской губернии, ныне Вологодская область; Сурского в Архангельской губернии на родине Иоанна Кронштадтского; Воронцовского в Псковской губернии, ныне Тверская область; Иоанновского в Санкт-Петербурге, ныне ставропигиальный монастырь; Полновского в Демянском уезде Новгородской губернии; Вауловского скита в Ярославской губернии;

3 скитов (Успенского и Иоанно-Богословского близ Леушинского монастыря, Троицкого в Летовской роще недалеко от Сурского монастыря);

15 монастырских подворий, располагавшихся на территории нынешних Вологодской, Ярославской, Тверской, Архангельской областей и г. Санкт-Петербурга.

Матушка воспитала 2 схиигумений и 10 игумений, 8 из которых стали первыми игумениями монастырей, основанных матушкой Таисией.

Перечислим их имена:

Схиигумения Ангелина (Сергеева), первая настоятельница Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, была пострижена в монахини на Леушинском подворье;

схиигумения Надежда (Ивановская), в монашестве Варвара, первая настоятельница Сурского монастыря Архангельской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

игумения Илария (Афанасьева), первая игумения Успенского Полновского монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

игумения Таисия (Павлова), первая настоятельница Воронцовского монастыря Псковской епархии, постриженица Леушинского монастыр;

игумения Руфина (Соснина), первая настоятельница Парфеновского монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

преподобномученица игумения Серафима (Сулимова), первая настоятельница Ферапонтова монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря. Расстреляна в 1918 году. Канонизирована Русской Православной церкви для общецерковного почитания;

игумения Антонина (Назарова), первая настоятельница Антоние-Черноезерского монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

игумения Маргарита (Носова), настоятельница Воронцовского монастыря Псковской епархии и Антониева Черноезерского монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

игумения Агния (Благовещенская), настоятельница и постриженица Леушинского монастыря Новгородской епархии, расстреляна в 1938 году;

игумения Мартиниана (Цветкова), настоятельница Ферапонтова монастыря Новгородской епархии, постриженица Леушинского монастыря;

игумения Филарета (Соловьева), первая настоятельница Филаретовой пустыни Устюженского уезда Новгородской епархии и настоятельница Рдейской пустыни Старорусского уезда Новгородской епархии, расстреляна в 1938 г. В 1899-1906 годах подвизалась в Леушинском монастыре, пострижена в монашество в 1906 году в Свято-Духовом монастыре Новгорода;

игумения Вероника (Романенко), последняя настоятельница Воронцовского монастыря Псковской епархии, иноческую жизнь начала в Леушинском монастыре, где подвизалась в 1890-1900 годах, пострижена в монашество в Иоанновском монастыре г. Санкт-Петербурга, в 1932 году арестована и отправлена в лагерь, дальнейшая судьба не известна.

Аналогов указанный список не имеет. Ни один другой женский монастырь не дал миру в течение всего двух десятков лет 12 игумений. Ни один другой женский монастырь не имел столько дочерних обителей, скитов и подворий, устроенных при одной настоятельнице.

Поэтому даже современникам матушки, пытавшимся оценить ее деятельность, приходило на ум только одно сравнение, которое выразил святой праведный Иоанн Кронштадтский 30 июня 1902 года после освящения первого храма Парфеновского монастыря (к слову, далеко не последней основанной леушинской настоятельницей обители). Обратившись к игумении, святой сказал: «Поздравляю тебя, матушка, с радостию и с новым великим делом возникновения новой обители. Ты подобна преподобному Сергию Радонежскому, изводишь из сестер своей обители настоятельниц и учредительниц других обителей, искусных инокинь, которые по слову апостола «довольны будут и других научити» – великая тебе за это награда от Господа».

То есть, игумению Таисию можно по праву отнести к главным продолжательницам традиций преподобного Сергия Радонежского в женском монашестве.

В то же время, мы наблюдаем удивительную близость духовных устремлений леушинской настоятельницы со святым равноапостольным князем Владимиром (после принятия им святого крещения).

Из жития великого князя и летописных сказаний нам известны следующие его христианские черты.

Во-первых, огромное нищелюбие. М.В. Толстой в «Рассказах по истории Русской Церкви» так пишет об этом: «Бедным и нуждающимся отворен был вход к [великому князю]: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги; покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда были у него три трапезы: первая для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая для нищих; третья для самого князя с боярами и дружиной».

Особой сострадательностью к нищим и убогим обладала и игумения Таисия. В своих «Записках» она как-то призналась: «Случалось мне… и платье (из-под верхней одежды) снимать для отдачи его нищим, не только что делиться с ними последним». Из тех же «Записок» мы узнаем, что, будучи простой послушницей, матушка на Пасху, а возможно и в другие дни, принимала в своей келье нищих и убогих и устраивала для них трапезу. Вот одно из таких описаний: «Наступила Святая Пасха. По обычаю своему я пригласила и дорогих гостей моих – нищих старушек, как и всегда, двадцать числом».

Естественно, что, когда матушка стала начальницей леушинской общины, она всеми силами старалась насадить в ней традиции благотворительницы, что поначалу было сделать крайне сложно, так как Леушинская община находилась в глухом пустынном месте за труднопроходимыми лесами и болотами. Единственное селение, до которого можно было беспрепятственно добраться (деревня Леушино), находилось в 2-х верстах, а остальные, ввиду удаленности (9 верст и более) и неудобства путей сообщения из-за наличия труднопроходимых болот являлись малодоступными. Поэтому Леушинская община была крайне бедна, сестры иногда по нескольку дней оставались без куска хлеба. Но даже в таком положении настоятельница находила возможность помогать нищим. Например, в 1886 году, когда возникла насущная необходимость построить новый каменный храм, матушка поехала в Киев – город богатый, имевший немало благотворителей. Несмотря на это, она уезжала из него без копейки денег, но с двумя маленькими сиротками, то есть везла в свою и без того нищую обитель два голодных рта. Поскольку денег на отдельный билет для сироток не было, матушка уступила им свою койку. Она вспоминала: «Физически я была вся разбита дорогой, ехав в третьем классе; но и там мне пришлось сидеть между лавочек, потому что, везя с собой двух маленьких сироток, их укладывала на лавочку, а сама ютилась на ящике между ними».

Зато через день после приезда в Леушино игумения Таисия удостоилась видения Божией Матери, которая благословила место для устройства храма и дальнейшие труды настоятельницы. Храм был построен в рекордно короткое время, несмотря на то, что матушке так и не удалось найти ни одного крупного благотворителя. Иоанн Кронштадтский в первое же посещение Леушина на вопрос настоятельницы, благословит ли Господь ее труды, ответил: «Как не благословит, уже благословил. Такой храм построила в такое короткое время при полном отсутствии средств».

Когда, Леушинский монастырь вырос и окреп, игумения Таисия поставила благотворительность в нем во главу угла. При обители имелось несколько гостиниц, значительная часть помещений в которых была отведена для нищих и убогих, которые жили бесплатно и питались от монастырского стола. В послужных списках насельниц неоднократно встречаются упоминания, что они приняты как сироты или из сострадания к физическим и умственным недостаткам.

Другой характерной чертой святого равноапостольного князя Владимира являлось его стремление просветить подданных книжной премудростью. Известно, что он устроил в Киеве училище, приобрел много книг, богослужебных и учительных.

Игумения Таисия, приехав в обитель, обратила внимание, что население деревни Леушино ввиду удаленности от школ и труднодоступности положения является почти поголовно безграмотным. Поэтому она первым делом устраивает при монастыре церковно-приходскую школу для жителей Леушина, встретив поначалу не поддержку, а противодействие со стороны местного населения. По-видимому, с подобными проблемами приходилось сталкиваться и великому князю.

Позднее игумения Таисия организовала при Леушинском монастыре еще два учебных заведения: двухклассное училище и достаточно высокого разряда церковно-учительскую епархиальную школу. Важно отметить, что последняя первоначально открывалась как приют для сирот и бедных детей духовного звания. То есть стремление к благотворительной и образовательной деятельности было неотделимо друг от друга.

Еще одним важным направлением трудов великого князя являлось храмостроительство. Прославляя равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати» святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются и церкви поставляются, идолы и иконы святых являются, бесы убегают. Крест грады освящает». Особо князь Владимир благотворил церкви Успения Божией Матери в Киеве, которая получила название десятинной, так как святой отдавал на нее десятую часть своих доходов.

Игумения Таисия также вошла в историю как замечательный храмостроитель. Ей обязаны своим существованием, по меньшей мере, 15 храмов, абсолютное большинство которых было посвящено Божией Матери. Интересно, что, отзываясь о трудах матушки, Иоанн Кронштадтский почти дословно повторил слова святителя Иллариона. Обращаясь к ней в письме, он сказал: «Ты – Царствие Божие водворяешь и устрояешь на земле, а врага бесплотного изгоняешь с нее».

Игумения Таисия не только строила новые храмы, она активно благоукрашала, ремонтировала и восстанавливала существующие церкви. Особенно мы должным быть благодарны ей за сохранение жемчужины северного зодчества (единственного архитектурного памятника Вологодчины, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО) – Ферапонтова монастыря. В 1904 году, когда матушка приступила к возрождению этой обители, о ее архитектурных достоинствах практически никто не догадывался. Ферапонтов монастырь не был поставлен на учет как памятник старины и почти никто не знал, что собор Рождества Богородицы расписан знаменитым иконником Дионисием.

Кроме того, монастырь находился на грани полного разрушения. В собор Рождества Богородицы даже входить было опасно, так как пол в нем провалился, а в сводах зияли глубокие трещины. Примерно такой же вид представляли и другие постройки. Святые врата полуразвалились, знаменитая казенная палата, по воспоминаниям очевидцев, «внутри представляла собою лишь груды развалин от упавших внутренних стен и совсем рухнувшего внутрь верхнего этажа, – к ней и подойти страшно, рискуя быть придавленным». На этом фоне относительно неплохо смотрелась только Благовещенская церковь, в которой совершались богослужения, но и она нуждалась в капитальном ремонте.

Матушка сумела объединить в деле восстановления древней обители новгородских архиереев (архиепископа Гурия (Охотина) и сменившего его архиепископа Арсения (Стадницкого)); ведущих архитекторов и искусствоведов: П.П. Покрышкина, В.Т. Георгиевского, впервые описавшего фрески Ферапонтова монастыря (1911), и многих других неравнодушных людей, даже императора и императрицу. Известно, что настоятельница 7 раз представлялась императорской семье. Формальные поводы для этих встреч были разные, но главный оставался неизменным: заботы о восстановлении Ферапонтова монастыря.

Напряженные усилия престарелой и тяжело больной матушки не пропали втуне. На восстановление монастыря были выделены крупные государственные и епархиальные суммы, организовано два всероссийских сбора, которые позволили к началу антицерковной кампании практически полностью восстановить монастырь. Кроме того, обитель получила всероссийскую известность, ее старинные постройки были взяты под охрану как ценные памятники архитектуры. Все перечисленное обеспечило передачу монастырского комплекса после выселения монахинь на баланс музея и сохранения целостности ее ансамбля.

Думаем, не ошибемся, если скажем, что игумения Таисия спасла Ферапонтов монастырь от разрушения. Ведь его постройки еще в 1904 году были очень ветхи и доживали, если не годы, то последние десятилетия своей жизни. В такой ситуации надеяться, что они переживут антицерковную кампанию, не приходилось. Ведь большевики сносили и лучшие по сохранности храмы, невзирая на их охранный статус, а Ферапонтов монастырь, как мы помним, первоначально в список памятников архитектуры включен не был.

Говоря о великом князе Владимире, невозможно не упомянуть о его миссионерской деятельности, заботах о насаждении православия на Руси. Ведь именно она считается его главной заслугой и за нее Креститель Земли Русской именуется равноапостольным.

Как известно, духовный отец матушки святой праведный Иоанн Кронштадтский в юности также мечтал стать миссионером среди иноверцев. Но, как считает большинство его жизнеописателей, хоть святой и не уехал в дальние страны для проповеди Евангелия язычникам, его служение в православной России было в высшей степени миссионерским. В воспоминаниях о батюшке многократно приводятся случаи, как он «воскрешал Христа» в душах крещеных людей, давно забывших Бога.

Таким же миссионерским служением среди крещеных можно считать и деятельность игумении Таисии. Уже первые шаги матушки в должности начальницы леушинской общины способствовали обращению к Богу многих людей. Вот один из множества подобных примеров. В 1883 году настоятельница устроила часовню в Череповце, заказав для нее на Афоне список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть». Списки, написанные на Святой горе, всегда особо почитались на Руси, потому прибытие в Череповец данного образа вызвало неподдельный интерес у жителей Череповца, как верующих, так и неверующих. Икона была привезена в Череповец на пароходе под пение леушинских сестер, которое многие современники сравнивали с ангельским, что произвело глубочайшее впечатление на души череповчан и обратило к вере многих закоренелых безбожников.

Характерно, что главной целью создания большинства дочерних монастырей были именно заботы о духовном просвещении местного населения. А последний основанный матушкой Черноезерский монастырь Череповецкого уезда (ныне Шекснинский район) получил официальный статус миссионерского. О том, какое благотворное влияние на посетителей оказывал Леушинский монастырь, свидетельствует письмо В. Хелиуса одной из леушинских старших сестер от 16 июня 1911 г.: «Не могу скрыть от Вас, что все Вы, монахини, своею чистотою, своею бескорыстною преданностью служению Господу, своим простым, бесхитростным обхождением внушили мне уважение к Вам и веру, что есть люди, которые верят в Бога и из любви к Нему отдают свою Ему жизнь и видят в этом счастье!.. Благодаря Вашей обители я иначе стал смотреть и на других духовных…»

Мы назвали лишь некоторые факты, но даже они позволяют увидеть, насколько близки были духовные устремления игумении Таисии и святого равноапостольного князя Владимира, несмотря на огромное различие их общественного положения и эпох, в которые жили подвижники. Поэтому кажется вполне закономерным, что год 1000-летнего юбилея великого князя открывается другим юбилеем – 100-летием со дня преставления игумении Таисии.

2015 год связан с еще двумя памятными датами, имеющими непосредственное отношение к нашей теме. Это 25-летие со дня прославления Иоанна Кронштадтского и 125-летие со времени первого документально зафиксированного посещения им пределов Вологодчины.

Известно, что о. Иоанн очень высоко отзывался о духовных дарованиях игумении Таисии, открыто называя ее «подвижницей», «угодницей Божией», «боголюбезной», «избранницей Царицы Небесной», а себя подчас именуя ее «духовным сыном» и «послушником». Даже общепринятое обращение к игумениям «Ваше Высокопреподобие» он переиначил, называя свою духовную дочь не «высокопреподобием», а «высокопреподобной», то есть святой. Вот одно из характерных обращений к матушке: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия».

Биограф святого митрополит Вениамин (Федченков), посвятивший игумении Таисии значительную часть своего фундаментального труда «Отец Иоанн Кронштадтский» считал матушку самым близким духовным чадом святого и предлагал довериться его мнению о ней как о преподобной, угоднице Божией. Он писал: «Мы должны почитать ее такою, какою считал ее сам о. Иоанн, то есть праведною инокинею, или «святою» христианкою. И не даром мне пришлось слышать одно мудрое предложение: игумению Таисию следует внести в поминание, в числе его родных и духовно-близких сотрудников и сотрудниц. Истинно! Царство Небесное избраннице Божией и строительнице 9-10 монастырей!»

Эта характеристика позволяет понять главную причину общности духовных устремлений игумении Таисии, пока еще не канонизированной РПЦ, и уже признанных всенародно любимых и почитаемых русских святых, упомянутых в настоящей статье: равноапостольного князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Все они искренне всем сердцем возлюбили Бога и все свои устремления посвятили служению Господу и ближним.