Мальцев М.Г. Новомученики и исповедники Вологодской области.

Мальцев Михаил Геннадьевич, историк-краевед, древлехранитель Череповецкой епархии. 

Доклад : Новомученики и исповедники Вологодской области. 

22.11.2016

В следующем году мы отмечаем два печальных юбилея: 100-летие Октябрьского переворота, положившего начало самой разрушительной антицерковной кампании, плоды которой мы пожинаем до сих пор, и  80 лет со дня начала самой кровавой репрессивной кампании против священнослужителей и мирян. Это время стало периодом, когда на русской земле (в том числе и на территории Вологодской митрополии),  просиял целый сонм святых новомучеников и исповедников. К сожалению, подвиги большинства из них остаются малоизвестны. Поэтому,  в своем докладе я поставил задачей выявить, по возможности, имена всех прославленных новомучеников, жизнь которых связана с Вологодской землей. При этом необходимо отметить, что общее число пострадавших за веру вологжан исчисляется тысячами, канонизирована из них лишь малая часть (менее 1 %), несмотря на то,  что работа по прославлению святых ХХ века ведется уже давно. Если рассмотреть статистику по всей Русской Православной Церкви, то получится следующая картина. В 1989-1997 годах для общецерковного почитания было канонизировано  13 новомучеников и исповедников. В 2000 году на Юбилейном архиерейском Соборе было одновременно канонизировано 1097 угодников, в том числе 14 – по представлению Вологодской епархии: священномученики Алексий (Бельковский), Николай (Караулов), Варсонофий (Лебедев), Константин Богословский, Сергий Рохлецов, Иоанн Иванов, Прокопий Попов, преподобномученики Никифор (Югов) и Серафима (Сулимова) и мученики Филипп Марышев, Анатолий Барашков, Михаил Трубников, Николай Бурлаков и Нина Кузнецова. После этого работа по прославлению новомучеников и исповедников продолжилась. За 2000-2010 годы были канонизированы еще 664 святых, в том числе 4 по представлению Вологодской епархии: в 2000 году в Собор новомучеников и исповедников был включен священномученик Виктор Усов, а в 2002 году священномученики Николай Замараев, Алфей Корбанский и Иоанн Преображенский. Всего на 1 января 2011 года в Соборе числилось 1774 святых, из них 18 прославленных по представлению Вологодской епархии. Причем, одна  из угодниц (мученица Нина Кузнецова) подвизалась в Лальске (ныне Кировская область), то есть вне канонических пределов нынешней Вологодской митрополии. Следовательно, собственно вологодских новомучеников (прославленных по представлению Вологодской епархии и подвизавшихся в пределах нынешней митрополии) насчитывалось всего 17 из 1774, то есть менее 1%. Из них еще одного угодника можно отнести  к вологодским святым с некоторой долей условности. Это священномученик Прокопий (Попов), подвизавшийся и расстрелянный на территории нынешней Кировской области, хотя на момент расстрела это и была Вологодская губерния.  С канонической территорией нынешней Вологодской митрополии его связывает учеба в Никольском училище и Вологодской семинарии. Если учесть деление митрополии на 3 епархии, то из перечисленных 17 святых: 4-х можно отнести к великоустюжским, так как их служение преимущественно протекало на Устюжской земле, и 12 – к  Вологодским. Священномученика Прокопия Попова по месту учебы могут считать своим обе епархии. К сожалению, в период активной работы комиссии по прославлению новомучеников, изучение церковной истории Череповецкого края находилось в зачаточном состоянии, поэтому в названный выше список имена череповчан не вошли. Тем не менее, двоих святых вполне можно отнести не только к вологодским, но и к череповецким угодникам: преподобномученица Серафима (Сулимова), родившаяся в Устюжне и более 30 лет подвизавшаяся в Леушинском монастыре Череповецкого уезда, и священномученик Иоанн Иванов, обучавшийся  и расстрелянный в Череповце и начавший пастырский путь на территории нынешнего Бабаевского района. Особо почитается на Череповецкой земле также священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, окормлявший приходы Череповецкого, Белозерского и Кирилловского уездов. Перечисленными выше 17 именами список вологодских новомучеников не исчерпывается, так как многие угодники были прославлены по представлению других епархий. Всего с учетом упомянутых выше, к настоящему времени удалось выявить имена 45 святых, которые родились, подвизались или служили в пределах Вологодской митрополии, некоторые из них почти всю свою жизнь провели на Вологодчине и лишь незадолго до мученической кончины (после закрытия родного храма) перебрались в соседние епархии, по представлению которых были впоследствии прославлены. Приведенное выше число можно еще увеличить, если добавить святых, являвшихся в свое время преподавателями Вологодской семинарии (священномученики Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Вениамин (Воскресенский) епископ Тутаевский) или ее учениками. Всего 11 имен. (В это число не включены 14 выпускников и преподавателей семинарии, подвизавшихся на Вологодчине). Получается, что одна только Вологодская семинария дала миру 25 угодников – целый сонм святых. Несомненно, их память должна особо отмечаться в этом учебном заведении, а учащимся возрожденной семинарии следует изучать подвиг своих предшественников. Весьма актуальным является выход книги о новомучениках и исповедниках Вологодской семинарии. Наконец с некоторой долей условности к числу новомучеников и исповедников Вологодской митрополии можно отнести святых, которые находились на ее территории в тюрьмах, лагерях и ссылке. Их достаточно много (несколько десятков). В это число входят: предстоятель Русской Церкви священномученик, местоблюститель Патриаршего престола Петр (Полянский), известный духовный писатель священноисповедник Афанасий (Сахаров) и другие. Интересно,  что в житиях 18 указанных угодников особо отмечено пребывание на Вологодчине, а двое из них приняли мученическую смерть на Вологодской земле (мученики Михаил Новоселов и Пелагея Балакирева), что дало основания отнести их, пусть с оговорками, также к вологодским святым. То есть общий список новомучеников и исповедников, связанных с Вологодской митрополией, составляет 74. Конечно, эта цифра не окончательная (вполне возможно, что учтены не все). Если распределить данное число по епархиям, то получится следующее соотношение: Вологодская – 45 святых, Великоустюжская – 19 и Череповецкая – 18. Общее число отличается от цифры 74, так как некоторые из святых подвизались в нескольких епархиях, то есть их имена дублируются. По районам (с учетом дублирования) получится следующая статистика: Вологда и Вологодский район – 35 канонизированных святых. Бабаевский – 2. Белозерск и Белозерский район – 8. Великий Устюг и Великоустюгский район – 17. Верховажский – 1. Вожегодский – 1. Вытегорский – 1. Грязовецкий – 8. Кадуйский – 1. Кириллов и Кирилловский район – 9. Никольский – 4. Сокольский – 6. Тотьма и Тотемский район – 2. Усть-Кубинский – 1. Устюжна и Устюженский район – 2. Череповец и Череповецкий район – 11.   Отдельно следует упомянуть вологжан, канонизированных в 1981 году РПЦЗ, так как некоторые из них со временем, возможно, пополнят приведенный выше список: Мученица Анна Демидова, расстрелянная с Царской семьей. В настоящее время Екатеринбургской епархией при участии Череповецкой епархии подготовлены материалы для ее канонизации. Священномученик иерей Павел Кушников, расстрелянный в 1918 году (его имя в числе пострадавших за веру было помянуто на Поместном Соборе 1917-1918 гг.). Череповецкой епархией завершается подготовка материалов для его прославления. Священномученик митрополит Иосиф (Петровых), лидер иосифлянского раскола в РПЦ, что является главным препятствием к его канонизации, хотя многие из последователей митрополита Иосифа уже прославлены для общецерковного почитания.   Как видим, число почитаемых новомучеников-вологжан достаточно велико. Кроме того, все без исключения районы и благочиния имеют своих неканонизированных мучеников и исповедников за святую веру. Следовательно, Вологодскую митрополию можно по праву называть землей, окропленной и освященной кровью мученической. В этом залог ее будущего процветания, что невозможно без восстановления памяти и широкого церковного почитания наших угодников, предстоящих Престолу Божию и возносящих за всех нас свои молитвы.   Использованные источники и литература. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 2000 г. Журналы заседаний Священного Синода. 2000-2010 гг. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: жизнеописания и материалы к ним / иеромонах Дамаскин (Орловский). Т. 1-7. Тверь, 1992-2002. Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века Московской епархии. Т. 1-8. Тверь, 2002-2005. Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Т. 1-8. Тверь, 2005-2016. Мальцев М.Г. Святые Вологодского края. Ч. 1-2. СПб., 2011. (Приводятся биографические данные о вологодских угодниках и подробные топографические списки святых, в том числе новомучеников, по районам и селениям Вологодской области, а также по духовным учебным заведениям).