Мальцев М.Г. Достойный подражания пример.//Газета «Русский Вестник». 30.03.2013 г.

ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ ПРИМЕР


В свете становления института военного духовенства в Российских вооруженных силах постепенно выходит на первый план имя выдающегося реформатора военного духовенства царской России — протопресвитера Александра Алексеевича Желобовского (1834-1910).
Отца Александра можно отнести к личностям даже не общероссийского, а мирового масштаба, так как его деятельность распространялась далеко за пределы России в ее современных границах. А.А. Желобовскому принадлежит заслуга блестящего осуществления одной из сложнейших церковных реформ, результаты которой современники оценивали как наступление новой эры в жизни священнослужителей. По его инициативе было устроено множество приютов, богаделен, учебных заведений и более 400 церквей, располагавшихся не только на территории современной России, но и в Польше, Болгарии, Финляндии, Китае и других государствах. Важно отметить, что многие из названных храмов он сам и освящал, причем нередко в сослужении святого праведного Иоанна Кронштадтского и в присутствии Императора. По благословению Александра Желобовского создавались даже целые церковные области, превращавшиеся позднее в епархии. То есть его роль в истории России сложно переоценить.
Весьма необычной является и его судьба.
Родился Александр Алексеевич 28 августа 1834 года в семье ’’бедного из бедных’’ дьячка Желобовской церкви Белозерского уезда (ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области) — одного из наиболее удаленных и беднейших приходов тогдашней Новгородской губернии. Такое происхождение, казалось бы, лишало будущего протопресвитера возможности совершить сколь-нибудь существенную карьеру в жизни. Но, к счастью, он отличался недюжинным умом и огромным трудолюбием, что позволило юному Александру блестяще окончить Белозерское училище и Новгородскую семинарию, из которой он как лучший ученик был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенное содержание. Академию Александр Алексеевич окончил также блестяще с ученой степенью не кандидата, как большинство студентов, а магистра богословия и сразу же получил предложение стать профессором семинарии. Карьера для сына бедного дьячка потрясающая! Но Александр Алексеевич совершает, как тогда казалось, безумный поступок, он отказывается от этого лестного предложения и избирает путь рядового армейского священника. Следует отметить, что престиж военного духовенства в то время был крайне низким. Жалование, получаемое священнослужителями, не позволяло им даже сводить концы с концами, известно немало случаев, когда священники, чтобы прокормить семью, подрабатывали. Например, один из батюшек, с целью обеспечить голодающих детей, даже подрядился вместе с чернорабочими и каторжниками таскать камни на строительстве военных укреплений. Прибавьте к этому, трудности и лишения армейской службы. Ведь священники вместе со своими частями достаточно часто вынуждены были переезжать с места на место, что самым негативным образом сказывалось на их материальном и семейном положении, они рисковали своей жизнью во время военных действий, а взамен не получали практически ничего. Стоит ли удивляться, что армейскими священниками нередко становились лица, уволенные из епархиального ведомства за какие-то проступки.
В таких условиях променять почетную и доходную профессорскую должность на бесприютную и низкооплачиваемую военную службу было в высшей степени опрометчиво. Но Александр Алексеевич являлся человеком, как бы сейчас сказали, ’’не от мира сего’’. Отличаясь искренней верой, он думал только об одном — не как престижнее устроиться, а как лучше угодить Богу и помочь людям. И что характерно, все, от чего он отказался (и слава, и почет, и деньги), вернулось ему сторицей.
Правда, случилось это не сразу. В начале своего пастырского пути Александр Алексеевич в полной мере испытал все превратности и лишения армейской службы. Полк, в который он был командирован, вскоре отправился на фронт. И отец Александр самоотверженно, не жалея ни сил, ни здоровья, посещал в разных местечках православных воинов, толково вещая им истины православной веры и укрепляя в нелегкой ратной службе. Слава о замечательном проповеднике дошла даже до Петербурга.
Поэтому уже через два года он был назначен благочинным 7 кавалерийской дивизии, а спустя еще пять лет определен священником лейб-гвардии Кирасирского полка, что само по себе было случаем неординарным: армейские священники переводились в гвардию лишь в исключительных случаях. В 1868 году о. Александр переехал в Петербург, где стал сначала иереем Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка, а через год настоятелем храма св. Захарии и Елисаветы знаменитого лейб-гвардии Кавалергардского полка, здесь он прослужил более 12 лет. В этот период батюшка составил ряд замечательных брошюр религиозно-нравственного содержания, выдержавших множество изданий до революции и продолжающих переиздаваться в настоящее время.
Переехав в Петербург, А.А. Желобовский стал выполнять значительное число общественных поручений. Он являлся членом Комиссии по делам присоединения духовенства военно-сухопутного ведомства к эмеритальной кассе, членом Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, общества вспомоществования недостаточным (то есть беднейшим) ученикам и т.д. Им были составлены замечательные исторические описания петербургских храмов, до сих пор не утратившие своего научного и культурного значения.
В 1880 году отца Александра назначают благочинным гвардейского духовенства, а в 1883 году он начинает исполнять обязанности главного священника гвардии и гренадер. Случай опять же необычный, так как руководителями гвардейского духовенства становились, как правило, царские духовники, а о. Александр духовником Императора не был.
Характерно, что именно в этот период бедственное положение армейских священников оказалось в центре внимания высшего руководства страны, и оно принимается за проведение церковных реформ. В частности, в 1884 году начала работу Комиссия по пересмотру ’’Положения об  управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств’’, в которой принял деятельное участие о. Александр.
С 1887 года он объединил под своим началом две самых обширных группы духовенства (армейское и гвардейское), а в 1888 году был официально утвержден в должности главного священника гвардии, гренадер, армии и флота как ’’достойнейший из представителей военного духовенства’’.
В 1890 году было, наконец, было принято ’’Положение’’, согласно которому все армейское духовенство объединялось под началом одного священнослужителя, должность которого получала название ’’протопресвитер военного и морского духовенства’’. Стоит ли удивляться, что первым в истории армейским протопресвитером стал Александр Алексеевич Желобовский.
Вступив в эту не имевшую аналогов в мировой истории должность, о. Александр в полной мере проявил свой незаурядный организаторский талант. Применив ряд нестандартных решений, он добился превращения армейского духовенства в одну из самых процветающих групп населения. При нем наблюдалось невиданное доселе церковное строительство, а престиж военных священников вырос настолько, что в 1899 году пришлось объявить: ’’отныне в ведомство протопресвитера будут брать преимущественно лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому (высшему) разряду’’. В рядах армейских священников сочли за честь служить даже профессора духовных академий (характерный пример о. Евгений Аквилонов).
За свою деятельность Александр Желобовский удостоился множества государственных наград. В частности, он чуть ли не единственный из белых священнослужителей стал полным кавалером орденов святой Анны и святого Владимира. Характерно, что на указе о его награждении одной из высших российских наград — орденом св. Владимира I степени, Николай II помимо положенных слов ’’неизменно к Вам благосклонный’’ дописал от руки ’’и благодарный Николай’’. Эта приписка многого стоит, ибо русскому Императору с высоты его общественного положения лучше, чем кому-либо другому, было видно подлинное значение деятельности протопресвитера.
Александр Желобовский успел сделать так много, что даже большевики, несмотря на все старания, оказались не способны уничтожить его труды. Украшением г. Кронштадта до сих пор служит величественный Морской собор, построенный по инициативе о. Александра. Туристы, посещающие г. Павловск, с восхищением любуются Никольским собором, освященным протопресвитером. В Болгарии продолжают совершаться богослужения в величественном храме-памятнике Рождества Христова на Шипке, а в Москве — в церкви ’’Скоропослушницы’’ на Ходынском поле, также освященных Желобовским. Этот список можно продолжать еще очень долго. Служат людям, пусть в другом качестве, здания учебных и благотворительных заведений, им созданные. Например, в одной из богаделен протопресвитера сейчас располагается администрация Гатчинского района.
В настоящее время во многих регионах России ведется активная работа по увековечению памяти А.А. Желобовского. В частности, установлена мемориальная доска на здании Белозерского духовного училища, устроенного тщанием о. Александра. Собираются установить мемориальные доски на зданиях Новгородской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, где он учился, Гатчинской администрации (бывшей богадельни имени Александра Желобовского). В Белозерске принято решение о присвоении имени Желобовского одной из улиц города. На 6 апреля 2013 года намечено проведение первых в России чтений памяти протопресвитера в Череповце. В Санкт-Петербургской академии готовятся к проведению Всероссийской конференции, посвященной его деятельности. В Петропочинке на месте захоронения о. Александра планируется установить храм-часовню.
И это только начало. Ведь жизненный путь и деятельность Александра Желобовского представляют собой достойный подражания пример, который невозможно предать забвению.