Фрагменты Лаврентьевской летописи (1377 г.), в коих упоминается благоверный белозерский князь Глеб Василькович

Перевод:

поставить служителем Своей церкви и пастуха и учителя Ростову, и Ярославлю, и Углечу Полю, что и было. Поставлен был Кирилл епископом месяца апреля в 6 день, в неделю святых мироносиц по Пасхе. Посвящен же был преосвященным митрополитом Кириллом с окрестными епископами, каковы суть, каковые и посвящали его с митрополитом: Порфирий Черниговский епископ, Олекса Полотский епископ, и иных 2 епископа: Белгородский и Юрьевский, и игумены многие, и архимандрит Святой Богородицы монастыря Печерского Акиндин, игумен Михаил Выдобычский и игумен Петр Спасский, Семен Андреевский, Корнилий Федоровский, Афанасий Васильевский, Семен Воскресенский, Климент Кирилловский, а от Чернигова Иоанн, игумен Мчичский, при князе Владимире и при сыне его Ростиславе, воеводство тогда держал тысячи киевской Иоанн Славнович. Были же в то время иные князья русские на съез- де в Киеве: Михаил князь Черниговский и сын его Ростислав, Мстиславич Мстислав, Ярослав, Изяслав и Ростислав Борисович, и иные многие князья, которые были в Святой Софии на посвящении Кирилла. И праздновали светлый тот праздник в Святой Софии, и ели и пили в тот день в монастыре Святой Богородицы Печерской многое множество людей преизлишнее, которых не было возможно сосчитать. И потом преосвященный митрополит отпустил посвященного епископа Кирилла в Ростов со многою честью. И вышли все из города богохранимого Ростова, князь Василько, и княгини его, и бояре, и все мужи ростовские, игумены же и попы и чернецы, и пресветлый клирос соборной церкви Святой Богородицы, неся кресты со свечами и с кадилами с благоуханным фимиамом. И была радость великая в городе Ростове. Ввели же посвященного епископа Кирилла в святую соборную церковь Святой Богородицы месяца, в неделю всех святых, и сел на столе своем, настольник будучи и

Перевод:

наместник святых епископов, прежде бывших в Ростове, Леонтия святого и священного епископа, Иоанна и Нестора, и всех, кто почил, пася святую церковь. Его же произвел Бог в дни эти, который не отстал ни в чем от прежних епископов, следуя нравам их и учению, не только ведь словом уча, но и на деле показывая. В том же году родился у Василька сын, месяца июля в 24 день, в праздник святых мучеников Бориса и Глеба, и наречено было имя ему Борис. И все приходящие удивлялись, князья же и вельможи всякого возраста города Ростова, не только же простые люди, но и попы, и игумены, и весь чернорический чин, и все приходящие из окрестных городов в святую соборную церковь Святой Богородицы или послушать учение его от святых книг, или желая видеть украшения святой церкви Пречистой Владычицы нашей Богородицы. Было ведь украшение ее чудно, какого не было у прежде бывших епископов, а после него Бог знает, будет ли. Леонтий ведь святой священный епископ, тот про- светил святым крещением город Ростов, этот же священный епископ Кирилл украсил святую церковь Святой Богородицы иконами многоценными, о которых невозможно и сказать, и предполами, то есть пеленами, учинил же и кивота 2 многоценных, и покрывало многоценное положил на святой трапезе, сосуды же и опахала, и иное многое множество всяких украшений. Установил же двери церковные прекрасные, которые называются Золотыми, находящиеся на южной стороне, особенно же важно, что внес в святую церковь кресты честные, многие мощи святых в раках прекрасных для защиты и покрова и утверждения города Ростова и христолюбца князя Василька и княгини его и сына его Бориса, и всех с верою приходящих во святую церковь, с любовью же учению и тщанию удивляясь этого честного святителя Кирилла, со страхом и покорностью его слушая. В узком месте некоем и при входе написанного себя дал, этого первого слова деятеля, написать. Очень ведь великое дело больше нас
наместник святых епископов, прежде бывших в Ростове, Леонтия святого и священного епископа, Иоанна и Нестора, и всех, кто почил, пася святую церковь. Его же произвел Бог в дни эти, который не отстал ни в чем от прежних епископов, следуя нравам их и учению, не только ведь словом уча, но и на деле показывая. В том же году родился у Василька сын, месяца июля в 24 день, в праздник святых мучеников Бориса и Глеба, и наречено было имя ему Борис. И все приходящие удивлялись, князья же и вельможи всякого возраста города Ростова, не только же простые люди, но и попы, и игумены, и весь чернорический чин, и все приходящие из окрестных городов в святую соборную церковь Святой Богородицы или послушать учение его от святых книг, или желая видеть украшения святой церкви Пречистой Владычицы нашей Богородицы. Было ведь украшение ее чудно, какого не было у прежде бывших епископов, а после него Бог знает, будет ли. Леонтий ведь святой священный епископ, тот про- светил святым крещением город Ростов, этот же священный епископ Кирилл украсил святую церковь Святой Богородицы иконами многоценными, о которых невозможно и сказать, и предполами, то есть пеленами, учинил же и кивота 2 многоценных, и покрывало многоценное положил на святой трапезе, сосуды же и опахала, и иное многое множество всяких украшений. Установил же двери церковные прекрасные, которые называются Золотыми, находящиеся на южной стороне, особенно же важно, что внес в святую церковь кресты честные, многие мощи святых в раках прекрасных для защиты и покрова и утверждения города Ростова и христолюбца князя Василька и княгини его и сына его Бориса, и всех с верою приходящих во святую церковь, с любовью же учению и тщанию удивляясь этого честного святителя Кирилла, со страхом и покорностью его слушая. В узком месте некоем и при входе написанного себя дал, этого первого слова деятеля, написать. Очень ведь великое дело больше нас

Перевод:

воспринял из боязни ослушания. Уразумел в притчах говоримое, что сын непослушный в погибель будет, послушный же вне ее будет. Но больше молитвы свои подай мне и вместо крыльев раскрыль туда и сюда, простри к Богу, как некогда Моисей великий тот свои руки простер, помогая Израилю в войне, да и я воздушным духом нахожденья избегну, направляя корабль словес этих, в тихое пристанище введу, начиная беседу здесь, ибо истинно есть повествование. Кирилл священный епископ в 1-й год, в который же он поставлен был епископом богохранимому городу Ростову, многие добродетели показал как истинный святитель, а не наемник, как Сам истина Христос в святом Евангелии говорит: Отдайте же кесарево кесарю. И исполнилось писание, ибо князьям и боярам и всем вельможам был он на успех, и все дивно, обидимым помогая, печальных утешая, нищих милуя, исполняя слово апостола Павла: Всем всё был, да всех приобрету. Мы же на прежде сказанное взойдем, что сказано было: кесарево кесарю, а что Божье, то Богу. Ибо многое попечение сотворил он о церкви Святой Богородицы, что прежде мы сказали, что есть и до сего дня, день от дня начиная и переходя от дела в дело. В том же году освящена была церковь Святой Богородицы в Ростове великим освящением месяца августа в 14. Созвал честной тот собор священный епископ Кирилл, игуменов же и попов, и дьяконов, и черноризцев, и все горожане сошлись в святую церковь на честной тот праздник, там были и благородные князья, Василько, и Всеволод, и Владимир, и Борис Василькович, и княгиня Василькова, и многое множество людей, и все воздали хвалу Богу. Это 1-е дело сотворил Бог изрядное Кириллом священным епископом, какого не было в Ростове при преж де бывших епископах. В год 6740 (1232) пошел князь великий Юрий к Серенску и, постояв станом на Уполозах, возвратился во Владимир,


против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои. Зло же это произошло месяца марта в 4 день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий, на Сити на реке, и дружины его много убили. Блаженный же епископ Кирилл взял князя мертвого, идя из Белоозера, и принес его в Ростов, и, пев над ним обычные песни с игуменами и с клирошанами, и с попами, со многими слезами вложили его в гроб у Святой Богородицы. А Василька Константиновича вели с многой нуждой до Шернского леса и, когда стали станом, принуждали его много проклятые безбожные татары к обычаю поганскому, быть в их воле и воевать с ними. Но он никак не покорился их беззаконию и много ругал их, говоря: О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христиан- ской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь. Богу же как ответ дадите, у Которого много душ погубили без правды? За них мучить вас должен Бог в бесконечные века, ибо спросит Господь за души те, которые вы погубили. Они же заскрежетали зубами на него, желая насытиться кровью его. Блаженный же князь Василько помолился, говоря: Господи Исусе Христе, помогавший мне многократно! Избавь меня от этих плотоядцев. И еще помолился, сказал: Господи Вседержителю и нерукотворный царь! Спаси любящих Тебя и прошение, которое я прошу, подай мне. Помоги христианам и спаси рабов Твоих, детей моих Бориса и Глеба и епископа Кирилла. И еще в 3-й раз помолился: Благодарю Тебя, Господи Боже мой, за то, какую похвальную память мою вижу, ибо молодая моя память от железа погибает и тонкое мое тело увядает. И еще помолился: Господи Исусе Христе Вседержитель, прими дух мой, да и я почию в славе Твоей. И когда это сказал, тут же без милости убит был. И поверженного в лесу увидела его некая женщина верная,

поведала мужу, богобоязненному поповичу Андриану, и тот взял тело князя Василька и понявицею обвил, то есть саваном, положил его в сокровенном месте. Узнав же, боголюбивый епископ Кирилл и княгиня Василькова послали по князя, принесли его в Ростов. И когда понесли его в город, множество народа вышло навстречу ему, жалостные слезы испуская, лишившись такого утешения. Рыдало же народа множество правоверных, видя отца сирот и кормителя отходящим, печальным утешение великое, омраченным звезду светоносную зашедшей. Ибо на весь церковный чин открыл ему Бог очи сердечные, и всем церковникам, и нищим, и печальным словно возлюбленный был он отец, особенно же в милостыне, поминая слово Господне, говорящее: Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут. И Соломон говорит: Милостынями и верою очищаются грехи. Потому и не ошибся он в надежде, чего просил у Бога: Господи, спаси любящих Тебя. Ибо этого блаженно- го князя Василька сопричел Бог смерти подобно Андрею: кровью мученической омылся он от прегрешений своих с братом и отцом Георгием, с великим князем. Это ведь и чудно было, ибо и по смерти совокупил Бог тела их. Принесли Василька и положили его в церкви Святой Богородицы в Ростове, где и мать его лежит. Тогда же принесли голову великого князя Георгия и вложили ее в гроб к своему телу. Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, храбр сверх меры на ловах, сердцем легок, до бояр ласков, ибо никто из бояр, кто ему служил, и хлеб его ел, и чашу пил, и дары принимал, тот никак у иного князя не мог быть, из-за любви его. Излишне же слуг своих любил, мужество же и ум в нем жили, правда же и истина с ним ходили. И посидел он в доброденствии на отцовском столе и на дедовом, и так скончался, как слышали. В год 6748 (1238) Ярослав сын Всеволода великого

Перевод:

родам, как отец им урядил Ярослав. В том же году поехал Андрей князь Ярославич к татарам к Батыю, и Александр князь поехал за братом же к Батыю. Батый же, почтив их, послал их к хановичам. В год 6756 (1248) женился Борис князь Василькович у Ярослава, у Муромского князя, и венчался у Святой Богородицы в Ростове, и была радость великая. Той же зимой убит был Михайло Ярославич поганой литвой. Блаженный же епископ Кирилл послал, взял тело его. И привезли его во Владимир, и плакали братья его и бояре над ним и, пев песни погребальные, положили его в стене у Святой Богородицы на память святого имярек. Той же зимой у Зупцева победил литву Суздальский князь. В год 6757 (1249) поехал князь Глеб Василькович к татарам к Сартаку. Сартак же, почтив его, отпустил его в его вотчину. Той же зимой приехали Александр и Андрей от хановичей, и приказали Александру Киев и всю Рус скую землю, а Андрей сел во Владимире на столе. Той же зимой Владимир князь Константинович преставился во Владимире на память святого первомученика Стефана. Плакал над ним Александр князь с братьями много и проводил его с честью из Золотых ворот, и везли его в Углече Поле. Блаженный же епископ Кирилл с игуменами, пев песни погребальные, положили его у Святого Спаса и много плакали. Той же зимой Василий князь Владимирович преставился во Владимире на память святого Феодора, и повезли его в Ярославль, и Александр князь проводил его, и Борис, и Глеб, и мать их. Блаженный же епископ Кирилл с игуменами и попами, пев песни погребальные, положили его с честью у Святой Богородицы, и плакали над ним много. В год 6758 (1250) поехал князь Борис к Сартаку. Сартак же, почтив, отпустил его в его отчину. Той же осенью поехал Святослав Всеволодович с сыном к татарам. Той же осенью приехал митрополит Кирилл в Суздаль

Перевод:

скую землю. Той же зимой женился князь Ярославич Андрей на Даниловне Романовича, и венчал его митрополит во Владимире у Святой Богородицы с епископом Кириллом, и много веселья было. В год 6759 (1251) поехал митрополит в Новгород Великий к Александру с епископом Кириллом и, умолен будучи новгородцами, поставили блаженного Далмата епископом месяца мая в 25, на память Обретения головы святого Иоанна Предтечи. В том же году была болезнь тяжелая у князя Александра, но Бог помиловал его и молитва отца его Ярослава и блаженного митрополита и епископа Кирилла. В том же году поехал Глеб на Белоозеро в свою отчину. Той же зимой было мирно. В год 6760 (1252) пошел Александр князь Новгородский к татарам, и отпустили его с честью великою, дав ему старшинство во всех братьях его. В том же году надумал Андрей князь Ярославич со своими боярами бегать, нежели царям служить, побежал на неведомую землю с княгинею своею и с боярами своими. И погнались татары вслед его, и настигли его у города Переяславля. Бог же сохранил его и молитва отца его. Татары же рассыпались по земле, и княгиню Ярославову взяли, и детей захватили, и воеводу Жидослава тут убили, и княгиню убили, а детей Ярославовых в плен послали, и людей бесчисла повели, и коней, и скот, и, много зла сотворив, отошли. В том же году пустили татары Олега князя Рязанского в его землю. В том же году пришел Александр князь великий из татар в город Владимир, и встретили его с крестами у Золотых ворот митрополит, и все игумены, и горожане, и посадили его на столе отца его Ярослава, а тысячу тогда держал Роман Михайлович и весь порядок. И была радость великая в городе Владимире и во всей земле Суздальской. В том же году преставился христолюбивый князь Святослав Всеволодович. В год 6761 (1253) месяца мая

Перевод:

был исполнен днями в старости глубокой и в честной добродетльной седине. Благоверный же князь Александр сын Ярославов, Борис и Глеб Васильковичи волею Божьею и поспешением святой Богородицы, благословением митрополита Кирилла и епископа Кирилла вывели архимандрита Святого Богоявления Игнатия, и был он причетником церкви Святой Богородицы в Ростове. В том же году преставился князь Андрей Владимирович в Углече Поле, и положили его в Святом Спасе. В том же году поставил митрополит епископа Митрофана в Сарай. В год 6770 (1262) избавил Бог от лютого томления басурманского людей Ростовской земли. Вложил ярость в сердца христианам, не терпящим насилия поганых. Созвали вече и выгнали их из городов, из Ростова, из Владимира, из Суздаля, из Ярославля. Ибо собирали те окаянные басурмане дани и от того великую пагубу людям творили, притесняя процентами, и многие души христианские врозь вели. Видев же человеколю бец Бог, послушал моления Матери, избавил людей Своих от великой беды. В том же году убили Изосиму преступника. Тот был монахом по виду только, сатаны сосуд. Ибо был он пьяница и сквернослов, празднослов и кощунник. В конце концов он отвергся Христа и был басурма

Источник: Лаврентьевская летопись//Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.