Силина Е.А. Иоанно-Богословская церковь с.Богослово.

Самое раннее упоминание церкви апостола Иоанна Богослова села Богословское относится к 16 веку. В Белозерской писцовой книге письма и меры Андрея Ефимовича Салтыкова (1585 г.) имеется следующая запись: «Волость Заягорбье, Цылинского езу, село Богословское; а в селе церковь Ивана Богослова, древяна, вверх; да теплая церковь Воздвижение Честнаго Креста, на клетцки: а в церквах образы и свечи и книги и ризы и все церковное строение и на колокольнице клепало мирское, а церкви ставят приходом; а у церкви служит поп Артемей, а руги ему Царя и Великого Князя нет, пашет пашню».[1]

В 20-е годы XVII  века волость Заягорбье, включавшая Богословский погост, по-прежнему находилась на государевой земле. В описании церквей в селе Богословском в писцовой книге Белозерского уезда Н. Шеховского и подьячего М.Козлова 1626-1627 гг. (РГАДА, Ф. 1209, Оп.1, ед.хр. 591, Л.174об) значится:  «Волость Заягорбье Целинскому уезду. А в ней погост Богословской. А на погосте церковь Иоанна Богослова вверх шатров, а другая церковь Воздвижения честного креста теплая с трапезною. А в церквах образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое строенье церковное мирское. На погосте на церковной земле во дворе поп Прокофей Антонов. В келье прсвирница Марфица. Келья пуста понамарская. Пашни паханные церковные, земли пять четвертей в поле, а в дву по тому ж. сена десять копен».

Если первоначально, по церкви апостола Иоанна Богослова, приход именовался Богословским, то с середины XVII века положение дел меняется.

Согласно «Истории Русской Церкви» митрополита Макария в 1657 году «царь пожаловал Крестному монастырю село Богословское в Белозерском уезде» (Митрополит Макарий, История Русской Церкви, Том 5, Отдел 2, глава I, III).

После того как   село Богослово стало приписано к патриаршим владениям изменилось посвящение его главного храма,  приход стал именоваться Крестовоздвиженским.

В дальнейшем, судя по сохранившимся документам, село было передано Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю.

Согласно данным переписной книги Череповской волости Надпорожского стана Белозерского уезда дворянина А.А. Худошина 1710 г. (РГАДА, Ф.1209, Оп.1, Ед.хр. 12759, Л. 419-838), в начале XVIII века в селе Богословском стояли церкви Крестовоздвиженская с приделом апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца: «Воскресенского монастыря, что на Истре, вотчина в селе Богословском, на погосте церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста в пределе Иоанна Богослова, церковь Николая Чюдотворца здание деревянное» (Там же, Л. 485).

Иоанно-Богословской церкви, давшей в свое время наименование селению, приход  до конца XIX века не имел. В  1870 году в селе Богослове тщанием прихожан была выстроена обширная каменная церковь Иоанна Богослова с приделами Николая Чудотворца и священномученика Власия.

Таким образом,  в деревне Богослово  Череповецкого уезда Новгородской губернии (современный г. Череповец, место пересечения улиц Олимпийской и Краснодонцев; Безымянной и Краснодонцев, Ельнинской и Олимпийской) в 19 – нач. 20 в. располагались две каменные церкви:  Иоанно-Богословская церковь, построенная в 1870 г. и Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1789 г.[2] Обе церкви были построены тщанием прихожан.

О том, что Богословская церковь существовала в Богослово и ранее XIX  века, говорит и запись в   «Материалах для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранных из описаний приходов и волостей» за 1866 год: «В приделе во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, был до пожара (в 1838 году) деревянный крест с надписью, что придел сей освящен в 1721 году. Следовательно с достоверностью можно положить, что здешний приход существовал ранее означеннаго года. Есть предание, что до устройства здесь деревянной церкви существовала другая древнейшая, но не на том месте, а версты за две далее на юг, на правом берегу реки Шексны, в возвышенной и красивой местности, а когда слишком устарела, то ее разломали и новую деревянную же выстроили на настоящем месте, среди селений.». [3]

В «Ведомости о Крестовоздвиженской Богословской церкви, состоящей Череповецкого уезда Новгородской епархии в селе Богослове, за 1913 год» говорится:

  1. Крестовоздвиженская церковь построена в 1789 г. тщанием прихожан, а вторая, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, построена 1870 г. тоже тщанием прихожан.
  2. Зданием обе церкви каменные, а таковою же при них колокольнею, которая находится в одной связи с Крестовоздвиженскою церковию. Прочны.
  3. Престолов в Крестовоздвиженской церкви один: в честь Животворящего Креста Господня, а в Иоанно-Богословской теплой – три: главный престол во имя Апостола Иоанна Богослова, справа во имя святителя Николая, а слева во имя священномученика Власия.
  4. Утварью обе церкви снабжены достаточно.
  5. По штату при ней положены священник, штатный диакон и псаломщик.

(…)9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 19 десятин 1328 квадратных сажен, сенокосной 14 десятин 950 квадратных сажен, и еще в 1900 году куплено с завещанного капитала в 1500 руб. священником сей церкви Арсением Сивяковым на процент сенокосной земли 5 ½ десятин, которая находится в 4 верстах от церкви, а земля, наделенная правительством, находится в расстоянии 100 саженей от церкви. Всего 42 сажени 1078 квадратных саженей.

Земля, наделенная правительством, находится в бесспорном владении причта, на каковую землю плана и межевых книг не имеется, а значится на общем плане с крестьянами села Богослова. На купленную землю имеется план и купчая крепость, которые и хранятся с прочими церковными документами.

  1. Качество земли среднее.

(…) 15. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен пять в деревнях: Ирдоматке, Ваниеве, Валгучине, Питине и Кабачине.

  1. Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет.

(…) 24. Имеющиеся в приходе школы: Богословская одноклассная церковно-приходская находится при церкви, основана в 1889 году, и две земские: в деревне Ирдоматке, основана в 1885 году, и в деревне Кабачине, основана в 1903 году.[4]

Как же выглядела Богословская церковь? В страховой оценке Богословской церкви, произведенной 11 июля 1910 г. указано: «Богословская церковь – каменная оштукатурена снаружи и внутри, покрыта железом. Окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви 12 саж.[5], наибольшая ширина 9 саж. высота до верха карниза 3 1/3 саж. На церкви имеется пять больших глав; окон больших 15, дверей наружных – створчатых обшитых железом – одни, внутренних – 2 шт. Иконостас длиною – 8 саж. 1 арш.[6], высота 2 саж. (оценен в 1500 р.). Церковь отапливается 4 печами. Ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянский жилой дом – находится с юго-западной стороны на расстоянии 25 саж.; церковь построена в 1870 году, строение сохранилось хорошо. Оценка вместе с иконостасом 10000 р.».[7] Страховые оценки подписали священники Василий Рябинин, Алексей Орнатов, Михаил Лебедев, диакон Василий Орнатский, псаломщик Иосиф Троицкий и староста Иван Григорьев Фадеев – в 1910 г., а в 1916 г. – священник Михаил Лебедев, диакон Леонид Добротин и и.д. псаломщика Василий Карпов.

В эпоху гонений на православие в XX  веке богослужения в Богословской церкви прекратились самыми последними в Череповецком районе. По состоянию на 1 января 1938 года на территории современного Череповецкого района службы совершались только в двух церквях: Ершовской (под Мяксой) и Богословской (под Череповцом).

2 декабря 1938 года вышло постановление Оргкомитета ВЦИК по Вологодской области о закрытии Богословского храма, которое было сразу обжаловано верующими.

16 января 1939 года ВЦИК принял окончательное решение: церковь закрыть, её здание переоборудовать под школу. В результате в здании церкви устроили клуб. При этом было ликвидировано местное Богословское кладбище.

В 1970-е годы началась застройка зареченской части города Череповца, в зону которой попало  село Богослово с Иоанно-Богословским храмом.  Храм не вписался в план застройки и был снесён.

16 июня 2014 года указом епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия был образован Богословский приход, получивший название:  «Местная религиозная организация православный Приход храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Череповца Вологодской области Вологодской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (указ № 105).

С 2014 года на месте строительства храма в честь апостола Иоанна Богослова регулярно совершаются богослужения. Первоначально это были воскресные и праздничные молебны, которые проводились  прямо под открытым небом на территории будущей стройки. С 2016 года по  настоящее время богослужения (в том числе и литургии) регулярно совершаются во временном помещении, благоустроенном под храм, рядом со строительной площадкой.

С 2018 года начались строительные работы. Как и несколько веков назад, сегодня, в XXI веке Иоанно-Богословский храм  возводится на  пожертвования прихожан.

[1] Акты юридические  или собрание форм старинного делопроизводства. Изданы Археографическою комиссиею. СПб., В Типографии II-го Отделения  Собственной Е.И.В. Канцелярии. 1838.  С. 251. №230 или Писцовая книга езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 года. Волость Заягорбье Цылинского езу/ред.А.Г. Манькова. М., 1984 г.

[2] Овчинникова Н.А. Состав церковных приходов Белозерского, Кирилловского, Устюженского и Череповецкого уездов Новгородской губернии в середине XIX – первой четверти XX вв. Научно-справочное издание. Вологда, 2016. С.53.

[3] Богословский приход, V  класса.//Новгородский сборник: [Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей : В 5 вып.] / Изд. Новгород. стат. ком-та ; Под ред. Н. Богословского. — Новгород : В тип. Сухова и Классона, 1865-1866. Вып. 5 : С прил. — 1866. С. 23.

[4] ГАНО, Ф. 480. Оп. 1. Д. 3934. Л. 63-64 об., 69.

[5] 1 сажень = 2,1336 метра.

[6] 1 аршин = 71,12 см.

[7] РГИА.Ф. 799. Оп. 33. Д.Т 1071. Л. 32-33.