Душеспасительные изречения архимандрита Феофана (Соколова), настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря

Архимандрит Феофан (в миру — Федор Соколов) был одним из учеников преподобного Паисия Величковского. Получив иноческое воспитание на началах старчества, архимандрит Феофан в этих началах воспитал и несколько поколений обновленного им Новоезерского монастыря и других обителей, находившихся под его руководством. Отец  Феофан ввел в Соловецком монастыре святоотеческие древние иноческие уставы, которые были к тому времени забыты на Руси и которым научил его преподобный Паисий: уставы о внутренней молитве, откровении помыслов, старческом руководстве. 36 лет (с 1793 г. по 1829 г.) архимандрит Феофан управлял Кирилло-Новоезерским монастырем. Он ввел в монастыре строгий общежительный устав. За время его управления  обитель преобразилась. Обновив дух иноческий, отец Феофан собрал многочисленную братию. Он завел чинную службу, привлек богомольцев, возбудил усердие к обители и богатые жертвы. Он обновил расширил собор, выстроил  две церкви, воздвиг колокольню, возвел двухэтажные здания келлий и обвел остров на протяжении 250 сажен каменною с башнями оградою, выстроенною на сваях, вбитых в воду, соединил монастырь с ближайшим островом мостом. Он ввел в обители строгий чин богослужений, торжественное отправление служб, столповое пение, непрерывное чтение псалтири, постоянные занятия для братии. Для удобства наблюдения за жизнью иноков, отец Феофан установил жилья в три келлии, чтоб новоначальные находились под присмотром старших. Больше всего старался он управлять посредством убеждения, и поучал братию как наедине, так и в полном собрании, после трапезы. Он не любил обличать в лицо, но, заметив недостаток инока, говорил о том в виде общего наставления братии. Архимандрит Феофан служил во всем примером для братии: он не пропускал ни одной службы, исполнял с братиею все послушания, работал на полях, ел в трапезе, носил самую бедную одежду и не имел имущества. В 1829-1830 гг. в монастыре подвизался послушником Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Игнатий), которого привлекли сюда строгий аскетизм насельников и возможность общения с жившим здесь на покое архимандритом Феофаном. В дальнейшем, святитель Игнатий отзывался об архимандите Феофане, как о почтеннейшем старце, «который по подобию парведного Иова, предоставив занятие внешними предметами о.Вениамину, сам занимался непрестанно молитвами и словом Божиим».

Назначенный благочинным нескольких монастырей, архимандрит Феофан заботился об их духовном преуспеянии, в частности, о Горицкой женской обители. Приезжая в монастырь, он подолгу, после службы, беседовал с инокинями. Некоторые из бесед ими записаны.  Кроме иноков, к отцу Феофану обращалось много мирян. Он принимал всех. Архимандрит наставлял своих духовных чад таким образом,  как будто бы наставления служили поучением скорее самому отцу Феофану, чем его собеседнику.  Своей беседой  старец подводил слушателя к тому, чтобы собеседник сам  высказывал  нужную  ему  истину. По словам свидетелей после бесед с отцом Феофаном становилось мирно и тепло на душе.  Из духовного наследия архимандрита Феофана до наших дней дошли письма его духовным чадам. На их основе  и составлен данный сборник изречений архимандрита Феофана Соколова.

 

Душеспасительные изречения архимандрита Феофана (Соколова)

«С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо.»

«Смирись, всех почитай, никого не оскорбляй — и будет легко.»

«Ангельские места дает нам, так надо стараться, чтобы не лишиться оных, а мы лишаемся их: враждою, несогласием, непримирением — и от раздоров лишаемся даже Царствия Божия, всех благ, уготованных нам в будущей жизни, и Самого Бога, а надобно все уступать, кроме Бога».

«»Прославляющыя Мя прославлю» (1Цар.2, 30). Прославляется Бог нашею жизнию, любовию, смирением, послушанием, кротостью, терпением — вот наше сокровище душевное.»

«Бога далеко искать не надобно. Он везде сый и вся исполняй. Он в сердце нашем.»

«Надобно всегда помнить, что мы за все отдадим ответ: за помышления наши, за слова, дела и за намерения.»

«Смиренным дается от Бога благодать очень скоро».

«Просите Господа Бога, чтоб Он вразумил вас и научил смирять себя более…».

«Надобно все уступать, кроме Бога».

«Должно всех почитать за святых, а о себе думать, что недостойна, и, говоря с ними, не других винить, а себя».

«Занимайтесь более божественными размышлениями и молитвою. Рассматривайте здешнюю краткую и многоболезненную жизнь. Вникайте в чудесное, видимое, небесное творение Божие: как все устроено и какое безмерное пространство небес, и подумайте о себе: что мы? Червячки движущиеся.»

«Не должно внимать чужим недостаткам, но всегда взирать на свои грехи, и не осуждать других, а себя обвинять и укорять. Чрез сие можем получить в своей жизни исправление».

«Чего уже Бог не делает для нас? И Ангелами делает нас, и сынами, и дщерями, и невестами нарек, и наследниками и наследницами Царствия Небесного, а мы любовию и мыслию прилепляемся к временным вещам, оставляем Бога в мыслях, а к твари прилепляемся. Занимаем себя тщетным, а после дойдет до того, что душа наша при смерти будет пуста. Царство дает нам Небесное, а мы не хотим и не думаем об этом, а все заботимся о земном; если возымеем пристрастие к пище и к одежде, то это выйдет идолопоклонство, а ничего не надобно возлюбить паче Бога».

«О родных вы молитесь, чтобы и к ним милостив был Господь, а умом своим домой не учащайте. …»Житие наше на небесех!» К тамошним родственникам надо учащать, нежели на земле; наши родственники — небесные Силы, святители, мученики, преподобные.»

«Господь на сердца призирает: чем смиреннее, тем ближе к Богу!»

«Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). Нищий по-мирскому тот, кто имеет недостаток в потребностях житейских, а мы нищими духом признавать себя должны, потому что ничего не имеем доброго. И как нищие просят себе от людей милостыни, так и мы непрерывно должны вопиять ко Господу: «Господи, даждь ми смирение, терпение, послушание!»

«Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтобы нравы наши довести до младенческих».

«Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят; а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми; но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел…».

«…чтоб путь ваш был благополучен, имейте с собою Господа и Ангела Божия хранителя, чтоб имя Божие незабвенно было в душе, в мыслях и в сердечном сокровище, по слову святого праотца и царя Давида: «В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе», Господи мой и Боже».

«Без искушения нельзя: Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, управи сердце твое во искушение и потерпи.»

«Кто принимает достойно Тело Христа, Сына Божия, тот выше чудотворца.»

«Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое — для того, чтоб успокоить нас обидевшего, второе — успокоить себя, и третье — исполнить закон Божий.»

«Если сердце непреклонно к любви враждебных нам, тогда молитесь: «Господи! Смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего».»

«Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечемся освящать ее молитвою-и козни его будут недействительны.»

«Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, — на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение».

«Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением Животворящего Креста Господня и скажите сами в себе: «Что ты, враг, мне препятствуешь? У других и такой пищи нет! Сам Царь Небесный благословил меня вкушать ее; кто Бога ради живет, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно». Как кто захочет есть, так худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: «Почто так много постишься, чадо? Брашно не осквернит человека». Он отвечал: «Правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот, видите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит; если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте. Что ни дадут, все принимайте с благодарением…».

«Враг диавол может представить такое зеркало душевным очам твоим, что все чужие недостатки и грехи будешь видеть. Христос Господь говорит: в своем глазу не видишь бревна, а в чужом и маленький сучок тебе кажется бревном (см. Мф. 7, 3; Лк. 6, 41). Это и есть дух пытливый, дух гордости, дух тщеславия. Избави Боже от сего душепагубного духа! Враг представит тебе то, чего не бывало, а ты им влагаемое примешь, смутишься и будешь ему подручна. Смотри лучше за своими недостатками, непрестанно о них помышляй и старайся исправлять себя без отлагательства.»

«Мы живем не во времена гонений; но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений: есть гонения от врага, то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога, представляет, чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору. Терпеть надобно, Господь Бог не оставит.»

«Привыкли вы много говорить? но если бы полезное говорили, получили бы себе за сие награду, по слову самого Бога: «изводяй честное от недостойного яко уста Моя будут»; а за всякое слово праздное должно ответ отдавать в день судный.»

«Осуждать не велит Христос Сын Божий; «не осуждайте, да не осуждени будете».

«Гордиться не должно: «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать».»

«Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу».»

«Не надобно сердиться: «да не зайдет солнце во гневе, вашем», мстить не надобно: «Мне, отмщение, Аз воздам», а Христос Сын Божий говорит: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас».»

«Во время противоречия, лучше ничего не отвечать: «онемех и смирихся и умолчах», по слову святого Давида.»

«Противу забвения: «забвенна быв, яко мертва, бых яко сосуд пагублен»; а о воздержании должно вспоминать слова Святого Апостола Павла: «пища и питие не поставят нас пред Богом, невоздержание Адама изгна из рая».»

«Не смущайтесь, будьте всегда веселы; радуйтесь о Господе, а когда Бог пошлет вам умиление, поплачьте о своих грехах, и так припадите в Нему, что Он до сего времени сохраняет вас, продолжил жизнь и здравие, излейте пред Ним сердце ваше.»

«Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить помощи: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». И так, мало по малу, можете успевать в духовном делании.»

«Ничто так не полезно … как памятование о смерти, Страшном Суде Христовом, о Царстве Небесном и муках вечных. Оно приучит вас к благодушному терпению скорбей всякого рода.»

«Думать бы надобно, как-то жили угодившие Богу, и стараться подражать их примеру: что они делали, что говорили; да и грешники-то – что делали, какие слова говорили, за что осуждены, чтобы и нам остеречься и не подпасть их осуждению. Если Господь Бог наш будет судить нас не по грехам нашим, а по тем спасительным действиям, кои мы сделали, то и тут “не оправдится всяк живый”, а лучше возложим упование на Его великое милосердие; отчаиваться не надобно: кто может быть достоин?»

«Когда мысль придет сказать ложное слово, солгать, то вспомни: «Погубит Господь вся глаголящия лжу».

«Надобно всегда помнить, когда смертный час нас постигнет и как Христос Сын Божий придет судить всех живых и мертвых; может быть и скоро, тогда поставить одних одесную, а других ошуюю, и скажет последним: «Идите проклятии во огнь вечный. А первым: Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие прежде сложения мира.»

«Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори; а посему Он также и с нами здесь, и не надобно думать, чтоб Он был присутствием Своим только в небе: Его искать надобно более в сердце.»

«Господь просветит тебя, если будешь просить: «Просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется». «Господи! Ты меня научи, Ты меня вразуми, Ты меня наставь творити волю Твою!» Так просите, и Господь откроет вам, что Ему угодно.»

«Проси о любви к Богу и ко всем. «Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! даждь ми любовь нелицемерную, то есть, не человеческую, но Божескую, безгрешную и бесстрастную.»

«Хочешь ли, чтоб Бог был тебе Отцом? Так исполняй заповеди Его: «Сие заповедую вам, да любите друг друга. О сем познают все, яко Мои ученицы есте, аще любите один другого. Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам». Имейте между собою мирную жизнь и мирное соображение; благодать Божия всегда с нами и готова всем нам помогать, только смиряйте себя.»

«Апостол говорит: “Непрстанно молитеся” (1 Сол. 5, 17), — не то, чтобы только стоять и непрестанно поклоны класть, а нерпрестанно внутрь нас иметь Бога: “Господи, помилуй. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”, умом или устами читать; а то и стоим, да в рассеянии мыслей что-нибудь земное созерцаем, — этот труд без пользы, как древо без плода; просить надо Господа Бога, чтобы Он благодатию Своею подкрепил нас и ничего нельзя лучшего желать, как дал бы нам смирение…Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль была преклонена. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его.»

«Вот слепота-то наша душевная! Немножко жить-то в здешней жизни, а и тут не знаем как, — тяжело, несносно! Думать бы надобно, как-то жили угодившие Богу, и стараться подражать их примеру: что они делали, что говорили; да и грешники-то – что делали, какие слова говорили, за что осуждены, чтобы и нам остеречься и не подпасть их осуждению.»

«Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая туча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог. А кто я? Комар, прах, земля.»

«Более молчать надобно, а не своего мудрования слушать.»

«Спокойствие душевное, просвещение ума, — всегда с Богом быть.»

“Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Заступник мой!” Надобно все силы употреблять, чтобы не погрешить пред Ним, чтоб была ваша жизнь мирная, любви исполненная.»

«Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смиряться, терпеть, иметь послушание, вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь вот и вериги твои.»

«Не должно отчаиваться в милости Божией и следовать внушению вражию, ищущему погибели нашей; положите всю свою надежду на милость Божию и на предстательство Божией Матери вот средство ближайшее ко спасению».

«Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней.
Повторяйте архангельскую молитву: «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Выше всех Ангелов и Архангелов! и Она-то ходатаица о нас к Сыну своему! Ее милосердием сколько чудес! и от икон Ее святых какая благодать дана!»

«Прибегайте во всех нуждах ваших к Матери Божией: Она во всем нам помогает, заступает нас и хранит. Молитесь: даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния, Мати Божия, не остави мене грешную погрязнуть в нечувствии!
Твердо веруйте, что, когда читаете Архангельское приветствие, Она невидимо приветствует и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала.
Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам вся возможна!»

«Господь Бог за смирение дает благодать. Один старец говорил с утра до вечера непрестанно, а другой молчал; один прозорливец сказал о них: который говорил, тот молчание соблюл, а который молчал – празднословил; молчал, да тщеславился сим. С каким ведь намерением кто что делает – это важно. Господь Бог наши намерения судит. Наука эта совсем другая, не философия: в мирскую науку вкладывается тщеславие, а здесь смирение в основе.»

«Себя возвышать, а всеми пренебрегать — это дело бесовское, а лучше бы Христово смирение стяжать. “Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были” (1 Кор. 11, 31). Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак: все из страсти в страсть, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели: это как цепь священная. Где же гордость – тут тщеславие, вражда, тут – смущение, ссоры, и зло всякого рода.»

«С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; недолго жить здесь в гостях. Господа благодарите, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась: в Царство Небесное не внидет никакая скверна. “Сердце мое страхом Твоим да покрывается смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый!” Чтобы ни случилось, да будет воля Твоя святая!»

«Не только должно воздерживаться от худых дел и слов, но и от скверных помыслов, приходящих нам от бесов. Сперва бывает прилог, то есть, вражеское предложение нашей мысли, потом следует сочетание, т.е. соизволение нашего ума вражьему представлению, наконец, и само исполнение делом. А посему каждую мысль, могущую душе вредить, должно тотчас отражать памятью всегдашнего с нами присутствия Божия, по написанному: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» от пути добродетельного (Псал.15, 8). А Св. Иоанн Лествичник так поучает: Иисусовым именем бей супостаты, ибо не обрящеши на них крепчайшего оружия на небеси и на земли, паче имени Иисусова. И по­тому должно всегда во уме иметь молитву сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; Господи отними от мене весь помысл лукавый; Господи, даждь мне мысль благу».»

«К одному Богу должны прилепляться любовью и в мыслях не разлучаться с Ним; не заниматься суетою, но стараться, как можно, пробираться сквозь пристрастия и суетные воображения к чистоте мысли о едином Боге.»

«От высокоумия нашего мы, не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились со­вершенно к Господу Богу; от того нам все тяжело, все скучно, от того все в неудовольствии, в прискорбии пребы­ваете; говорите с Давидом: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего (Псал.37,5.6); мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати в Господе упование спасения моего (Пс.72,28).»

Составитель: сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии Е.А. Силина