Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь

Руины колокольни и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь был образован учеником преподобного Корнилия Комельского  святым Зосимой Ворбозомским в 15 в. на Красном острове Ворбозомского озера, в 20 верстах от города Белозерска.[1] Согласно устному преданию, когда-то на этом острове, еще до ухода в Комельские леса подвизался учитель преподобного Зосимы – святой Корнилий Комельский.[2]

Преподобный Зосима  построил на Красном острове (соврем. остров Благовещенье) деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.  Постепенно известие о святой жизни отшельника распространилось по округе и к нему стала стекаться братия, желая спасаться под его руководством. В устроенной обители преподобный Зосима по образцу Корнилиева монастыря ввел строгий общежительный устав.[3]

Единственный исторический источник о преподобном Зосиме, относящийся ко времени его жизни в Ворбозомской пустыни, — ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото».[4]  Этот документ подтверждает, что к концу XV  века на Ворбозомском острове уже была Благовещенская пустынь, в которой подвизался старец Зосима.

После многих иноческих подвигов  преподобный Зосима мирно почил в конце XV- начале XVI вв. (точный год кончины неизвестен) и был погребен учениками в созданной им обители.

В XVII  в. память преподобного Зосимы чтилась  в обители 7 ноября (по старому стилю) панихидою и братским кормом.[5]

В 1501 г. Ворбозомской пустынью управлял уже строитель Иона.[6]  Сохранилась тарханная грамота 1501 г., которую  великий князь Василий пожаловал «на Беле-озере  на Ворбозомском озере на острове Благовещенскаго игумену Ионе с братьею, или кто по нем иной игумен будет».[7]  В тарханной грамоте 1501 г. говорится: «и на наместницы белозерские и их тиуны игумена и старцев не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным».[8]

Слава о подвигах преподобного Зосимы распространилась по округе, Ворбозомская обитель стала известной. Вскоре после кончины святого за  монастырем была утверждена царскими грамотами вотчина, а позднее в других жалованных грамотах царей, митрополитов и патриархов и другие земельные угодья, руга и разные льготы. Жалованными грамотами 1566 г. и 1567 г. царь Иван IV Грозный утвердил  за пустынею вотчину, состоящую из деревень Фетиньины и Анофриевы и несколько пустошей на берегах Ворбозомского озера. [9]

Указы царя были необходимы, чтобы защитить права монастыря и монастырских крестьян, притесняемых государевыми крестьянами. О нестроениях между ними свидетельствуют исторические документы. Так, когда царь Иван Грозный был на богомолье весной 1567 г. в Кирилло-Белозерском монастыре, к нему с челобитной обратились ворбозомские старцы Арсений и Антоний. В челобитной сообщалось, что государевы крестьяне не дают пустынским крестьянам деревень Фетиньины и Анофриевы ловить в Ворбозомском озере рыбу. Царь, вняв их просьбе, 19 мая 1567 г. написал в Кириллове   указ, «чтоб ловити давали и оброк с них за рыбную ловлю  имали по старине».[10]

Митрополит Московский Антоний (1572-1581 гг.) посыльною грамотою от 11 марта 1576 г. запретил десятильнику взимать пошлины с Благовещенской церкви. Митрополит Московский Дионисий (1581-1586 гг.) в грамоте от 27 января 1583 г. указал, что «дани и оброку и десятин церковных имати и судити ни в чем не велено».[11]

При царе Федоре Ивановиче (1584-1598 гг.) обитель купила из земли деревни Негодяевой место под мельницу на речке Ворбозомке. Это место царь Федор укрепил за монастырем грамотой от 20 июня 1584 г.[12] Также царь дал монастыре денежную и хлебную ругу: по жалованной грамоте 10 января 1585 г. было «велено на Белоозере давати из оброчных денег в Зосимину пустыню на церковный обиход на воск по три рубля на год, за пуд 26 алтын, да оброку по 36 четьи с осминою, а овса тожь, да по девяти пудов соли».[13] По царской грамоте от 20 июля 1589 г. рыбная ловля на Ворбозомском озере отошла монастырю.[14]

Во второй половине XVI в., когда средства пустыни увеличились и она обогатилась вотчинами и вкладами, в ней была поставлена новая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, более обширная, чем прежняя.[15] Церковь была двух-храмная: верхний – Благовещенский, нижний – Рождественский храм, каждый – с приделом.[16]  Возле церкви стояли кельи для братии. В исходе XVIII в. деревянная церковь была  уничтожена пожаром.

Во время Смутного времени, когда Белозерский край подвергся польско-литовскому нашествию, при строителе Евстафии (1598-1613 гг.) в 1612 г. пустынь была ограблена, с икон сняты серебряные оклады и другие драгоценные украшения.

Несмотря на выданные  ранее монастырю грамоты и распоряжения властей, соседи, владеющие пограничными государевыми волостями, теснили пустынь, отнимали мельницу на Ворбозомке, не давали ловить рыбу в Ворбозомском озере. В 1614 г. строитель Феодосий с братией жаловался царю на чинимые притеснения и просил его наказать белозерским воеводам и властям Кирилло-Белозерского монастыря оберегать Ворбозомскую пустынь.[17]

19 февраля 1614 г. царь направил грамоту белозерскому воеводе Петру Ивановичу Чихаеву и дьяку Шестаку Копнину: «мы Зосимины пустыни строителя Феодосия з братьею пожаловали – велели их оберегати нашим белозерским воеводам и приказным людем и тое пустыню строити и ими промышляти Кирилова монастыря игумену Матфею з братьею; а деревень и мельницы, что им к пустыни дано при прежних царех, отнимати не велели…И вы б от дворян и детей  боярских и от наших гонцов и посланников и ото всяких сторонних  людей оберегали, чтоб им нихто ни в чем насильства и обиды не чинили и в их монастырскую мельницу и в деревни и в пустоши и в рыбные ловли не вступались и на рч.Ворбозовке язов не забивали и дороги к мельнице не отнимали. А хто учнет тое пустыни во что вступатися или строителю з братию и их служкам и крестьяном  насильства и обиды чинити, и вы б им на тех людей управы давали  и чинили обороню».[18]

После польско-литовского разорения строителем в пустынь в 1620 г. был послан черный священник (т.е. иеромонах) Даниил. Он с ревностью взялся за возрождение монастыря. Позднее, испрашивая у царя почисления по старости на покой, Даниил так описывал свою деятельность по восстановлению обители: «В теплой церкве у Рождества Христова, а вверху большой церкви у Благовещения Пречистыя Богородицы и в пределех Божия милосердия образы местные и пядницы и царские двери и сене и деисусы и праздники и все образы устроил; да в той жь теплой церкве у Рождества Христова и в пределе у Ивана Богослова вновь в церкве и в олтарех и в трапезе подволоки устроил да перед трапезою паперть да у паперти ж крыльцо с кровлею зделал, а на другой стороне рундук без кровли; у зимние хлебни два угла вново поставил, потолок вново по переделал, покрыл тесом; перед хлебнею  всю жь службу вново переделал; колокольницу покрыл, на колокольнице часом боевым чюлан зделал с подволокою, посередки колокольницы чюлан зделал с подволокою ризам и книгохранению; да летнюю нижнюю хлебню покрыл, да сушило покрыл скалами и тесом, да черную келью покрыл, да на монастыре келью поставил четырех сажен с чюланом и сенми да собою поставил кельи с сенми: а у монастыря святыя ворота поставил без кровли, да около монастыря ограду забором устроил», исправил службы вне монастыря и монастырскую мельницу.[19]

В отписных книгах, составленных между 1630 г. и 1654 г., содержится следующее описание Благовещенской церкви: «Церковь Благовещение Пречистые Богородицы древяная, верх шатров да придел Никола чюдотворец. В церкве Благовещения Пречистые Богородицы и в пределе и в олтарех подволоки. Перед церковью и постороне церкви паперть дощаная. Ис паперти переход к колоколнице;  колоколница рубленая на четрые угла. Церковь и паперть и переход и колоколица крыты тесом. Под тою же церковью – трапеза – теплый храм Рождества Христова да предел Иван Богослов. В церкве и в пределе и в олтарех и в трапезе подволоки. Да у тое же трапезы прируб с подволокою жь, именуетца келарская, да хлебня внизу. Перед трапезою паперть дощаная, а перед хлебнею сени, забраны стомиками. В трапезе, отделенной от Рождественскаго храма дверьми, «все образы ветхи, закоптели», там же «стол большой, доска дубовая» (между 1649-54 гг.). На колокольне висело пять колоколов и боевые часы; под колокольнею помещались ризница и книгохранительна».[20]

Размещение местных образов в храме в середине XVII в. имело особенность:  храмовый образ стоял первым направо от царских дверей, не было направо от Царских врат иконы Спасителя, а налево от них иконы Божией Матери (Спасов образ в Благовещенском и Рождественском храмах появился на иконостасе  на своем месте только в конце XVII в.).[21] Так, в первой половине XVII в. в холодном верхнем Благовещенском храме было 4 местных иконы – 2 на правой стороне Царских врат: Благовещение Пресвятой Богородицы с пророками (на золоте) и Благовещение Пресвятой Богородицы (на золоте и на красках). В стороне от Царских врат располагались 2 местные иконы: образ Живоначальной Троицы, в молении апостолы Петр и Павел и образ Пречистой Богородицы «Одигитрия».  Местные иконы помещались в киотах, стоявших на некотором расстоянии от пола, пространство между ними и полом было завешано пеленами. На самих иконах было много разного «прикладу» — крестов, полотенец. В нижнем теплом Рождественском храме  в 1630 г. на правой стороне от Царских врат был местный образ «Рождество Христово на красках». В 1648 г. на эту же сторону поставили образ Благовещения Пречистой Богородицы на красках. По левую сторону от Царских врат сначала (в 1630 г.) не было местной иконы, а стояли 3 образа меньших размеров. В 1642 г. туда поставили образ местной Пречистой Богородицы Одигитрия «на празелене с подписью». В приделах стояло по одному местному образу. В Николаевском приделе (вверху) – образ святителя Николая Чудотворца на золоте, в облаке Спасов образ и Богородица. В приделе апостола Иоанна Богослова (внизу) – образ апостола Иоанна Богослова на золоте и на красках, на полях – преподобные Сергий и Сысой. При всех местных образах висели пелены. Перед каждой местной иконой стоял подсвечник со свечами. [22] В 1695 г. в Благовещенском храме возле Царских врат у правого клироса был поставлен Спасов образ с небесными сиалми и стоящими у ног апостолами Петром и Павлом, и апостолами в молении – Андреем Первозванным и Иоанном Богословом. В храме Рождества Христова возле резных золоченых Царских врат в то же время была также поставлена икона Спаса, «именуема царь-царем, окрест него трепещут небесные силы, а в подножие евангелисты». (ризы и венец на злате, поля – на красках).[23] В иконостасах было по 2 двери: царские и северные. В большом изобилии были иконы, называемые «пядницами». Это были вкладные иконы и келейные образа, которые оставались после кончины старцев.[24]

Пустынь была малолюдна и небогата. В описи 1686 г. указано только 2 братские кельи. Возле келий на подклетях находилась казна, в которой хранилось разное имущество пустыни, хозяйственные принадлежности. Тут же было 2 погреба, а над ними сушило. По правую руку от святых ворот стояла хлебня, перед ней –сени, перед сенями — поварня. Также в монастыре имелись две житницы, да за монастырем две. На берегу озера за монастырем находились квасная поварня да конюшенный двор. Монастырь был обнесен деревянным тыном. Входные ворота (святые) были покрыты тесом с зубцами. Над воротами располагался образ деисус, а со стороны монастыря на воротами находился образ Пречистой Богородицы Одигитрия.

Священные сосуды в XVII в. в церкви были оловянные, а в теплой Рождественской церкви – деревянные. Воздвизальные кресты медные или деревянные. Серебряных и золотых вещей совсем не было. Покров на престоле Благовещенской церкви был атласный, в Рождественской – полотняной. Число книг со временем увеличивалось: в 1630 г. их было 78, в 1654 г. – 88, а к началу XVIII в. более 100.[25]

Имея вотчину, Зосимо-Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был исполнять государственные повинности. С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которой «не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела».[26]

Во второй половине XVII в. подати с Ворбозомского монастыря в казну поступали через Кирилло-Белозерский монастырь. Иногда приходилось платить подать хлебом, иногда – деньгами. [27] Подати были значительны, но пустыни, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, например, на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. За XVII век бремя налогов еще более увеличилось, особенно тяжела была рекрутская повинность и обязанность содержать отставных воинов.[28] Кроме постоянных податей, нужно было платить оброк за рыбную ловлю и дань архиепископу.[29]

Проживающие в пустыни люди делились на 2 разряда: 1 – братия (лица, постриженные или готовящиеся к постригу), 2 – служебники, к которым относились церковные дьячки, разные работники при монастыре (мельник, коровник, служившие по найму казаки). Многие служебники трудились не за деньги, а за вклад, который необходимо было внести, чтобы постричься.[30]

Между старцами редко были грамотные; иногда сам строитель не знал грамоты.[31] Поэтому для совершения богослужения, чтения и пения при богослужении приходилось нанимать со стороны священников и псаломщиков. Священники чаще всего присылались из Кирилло-Белозерского монастыря, часто эта должность соединялась со строительством. Редко монастырь держал дьякона.[32]

Для чтения и пения  обычно за определенную плату нанимали детей соседних приходских священников. Пустынское письмоводство исполняли церковные дьячки, иногда держали мирского дьячка.[33]

В 1642 г. в пустыни жило 7 иноков: келарь старец Иоаким, казначей старец Ефрем, старец Авраамий, старец Антоний, старец Нифонт, старец Иоасаф, старец Пафнутий (шесть из семи старцев были неграмотны, также как и настоятель – старец Кирилло-Белозерского монастыря Нафанаил).[34]

Главным источником содержания монастыря служила вотчина. От вотчины в пустынь шли пошлины с населения, получка за оброчные статьи и доходы от занятий сельским хозяйством.[35] Обработка земли была почти даровая  и совершалась при участии самих старцев. Также материально поддерживали монастырь вклады, которые поступали в обитель как от старцев при их пострижении, так и  от посторонних лиц, имевших любовь к Богу и почитавших преподобного Зосиму. В XVII  в. большая часть вкладчиков  — местные крестьяне, которые чаще всего вносили вклад не деньгами, а хлебом, скотом и разными ценными предметами.[36]

Общежительный устав сохранялся в пустыни и в XVII в., но только не в полной своей силе, не в том виде, как требовал устав преподобного Кирилла Белозерского, исключавший право приобретения чего-либо в „собину». Общежитие Ворбозомскаго монастыря XVII века проявляло себя тем, что иноки имели общее богослужение, общую трапезу и пользовались из пустынной казны одеждою и обувью.[37]

Власти Зосимо-Ворбозомскаго Благовещенскаго монастыря, как  монастыря общежительного, состояли из настоятеля, келаря и казначея; иногда упоминается житник и посельский старец.

Настоятельство Зосиминой пустыня сначала было игуменское, затем строительское. Пока монастырь был самостоятелен, им управляли игумены; а когда он в середине  ХѴІ в.  стал в зависимое положение от Кирилло-Белозерского монастыря,  им стали управлять строители. После  пребывания игумена Кириллова монастыря Варлаама на Ворбозоме в 1664 — 1 667 гг., там уже до самого упразднения монастыря настоятелями были строители, власть которых определялась так: «и тое пустыни старцом и служебником, монастырским людем и крестьяном  ево строителя слушати и повиноватися во всемъ».[38]

Вотчина пустыни была невелика, поэтому две последние службы соединялись в одном лице, носившем то первое, то второе наименование без различия в обязанностях. В  XVII веке первенствовал между старцами, келарь, а в ХѴIII в. на первом месте после игумена был казначей.  Власти пустыни сносились с крестьянами непосредственно сами или через старосту, который назначался от пустыни.[39]

К концу XVII века в Ворбозомской обители имелся 2-х этажный деревянный храм: верхняя холодная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и нижняя теплая церковь в честь Рождества Христова с приделом апостола Иоанна Богослова. Церковь была «ветха»[40].

Царским Указом от 18 июля 1686 г. Благовещенский монастырь с вотчинными деревнями и пустошами и со всеми угодьями был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю. [41] С этого времени Зосимова пустынь не только стала подчинена Кириллову монастырю, но стала как-бы его частью. Кирилловские власти обычно назначали строителей в Ворбозомскую обитель. Кириллов монастырь имел обязанность обороны и права суда и расправы в пустыни не только между братией и строителями, но и между крестьянами приписной пустыни.[42] Кирилло-Белозерский монастырь охранял пустынь как от внешних неприятностей и обид, так и внутреннего расстройства  духовной  жизни. Постепенно оберегание перешло в полное подчинение.

В  1689 г. при настоятеле Феофиле Покровском в пустыни было 5 человек братии: иеромонах Александр Киснемский, казначей Игнатий Пиндинский, старцы Вассьян Лозский, посельский Антоний Суцкий, Герасим Никольский.[43]

1 марта 1694 г. настоятелем обители  был назначен иеромонах Александр Киснемский – один из деятельнейших строителей пустыни.  Он восстановил погнившие и обветшавшие постройки, украсил пустынские церкви и своей ревностью привлек в пустынь множество пожертвований.[44]

В XVIII  в. при Петре I сборы с монастыря и крестьян увеличились, появилась новая повинность – обязанность содержать в монастыре инвалидов.[45]

Несмотря на строгие указы императора Петра Великого, повелевавшие самим монахам читать и петь в церкви, а не нанимать для этого посторонних, дьячков в Ворбозомской пустыни держали  в ХVIII веке до закрытия монастыря.[46]

В 1764 году малочисленный и бедный Ворбозомский монастырь был упразднен, храм обители обращен в приходской. Имущество, архив и  братия были переведены  в Кирилло-Белозерский монастырь. В состав нового прихода вошли деревни упраздненного монастыря: Анофриево, Кузминская, Пиндина, Мыс и владения соседов-помещиков: Губа, Гора, Волчок, Ершово, Шамозеро.[47]

2 апреля  1796 г. священник Благовещенской церкви Гавриил Иванов с причтом получил разрешение от епархиального начальства (новгородской кафедры, к которой тогда принадлежала епархия с Белозерским уездом) на постройку новой каменной церкви.[48]

В устройстве церкви и образовании прихода активное участие принимал местный помещик Борис Гаврилович Чапыжников.

В 1809 г. на месте деревянной Благовещенской церкви была построена каменная церковь с приделами апостола Иоанна Богослова и преподобного Зосимы Ворбозомского.[49]

Работы по строительству  Благовещенской церкви окончательно завершились в 1829 г. Теперь она имела пять престолов: в холодной церкви главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – апостола Иоанна Богослова, в левом приделе – преподобного Зосимы Ворбозомского, в теплой церкви: в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. Гробница преподобного Зосимы располагалась в холодной церкви перед иконостасом, на границе придела его имени с главным храмом.[50]

В 1894 г. над гробом преподобного Зосимы, находящемся в холодном храме Благовещенской церкви, находилась деревянная рака с образом преподобного величиною в рост.[51]

В 40-х гг. XIX века Благовещенская церковь стала приписной к ближайшей Воздвиженской церкви (располагалась на восточном берегу Ворбозомского озера), а вскоре и вовсе пришла в запустение.

По штатам 1876 г. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была соединена в один приход с церквами Кресто-Воздвиженской  Ворбозомской и Рождественской Люпинской. При церкви был назначен помощник настоятеля. При церкви особого священника не было. В 1876-1890-х гг. она состояла приписной к Воздвиженской церкви.[52]

Указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора от 29 июня 1890 г. островная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ворбозомском озере была приписана к Горицкому Воскресенскому  женскому монастырю, при церкви учрежден причт (священник и псаломщик[53]. Указом  Св. Синода от 9 декабря 1890 г. на жалованье священнику и псаломщику было положено 240 рублей из специальных сумм Св. Синода, указом от 1 января 1894 г. – 400 рублей в год.[54] Причт Ворбозомской Благовещенской церкви жил в Фетиньинском скиту Горицкого монастыря, расположенном в версте по озеру от Благовещенской церкви.[55]

На Ворбозомском острове  был образован скит Горицкого женского монастыря. Здесь проживало несколько сестер, которые занимались небольшим хозяйством и содержали скот. Церковную службу справлял причт Фетиньинской пустыни. Согласно Летописи Горицкого монастыря, составленной в 1896 – 1913 гг., церковная служба в это время в Ворбозомском скиту совершалась фетиньинским причтом  через воскресенье. У гробницы преподобного Зосимы служили молебны.[56]

В 30-х гг. XX в. скит был разорен. По воспоминаниям местных  жителей окрестных деревень во время разграбления храма иконы снимались со стен и бросались прямо в озеро.  Сам остров был превращен в пастбище для выпаса коней.

В настоящее время Благовещенский собор находится в руинированном состоянии.

Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря (с указанием, под каким годом имя встречается в документах).[57]

1.Преподобный Зосима Ворбозомский, XV в.- нач.  XVI в.

2.Иона, игумен. 1501 г.

  1. Варлаам, игумен, настоятель Ворбозомской пустыни в 1564-1581 гг.
  2. Макарий, первый известный строитель, 1582-1586 гг.

5.Еустафий, 13 ноября 1598 г.

6.Паисий, 31 августа 1602 г.

7.Еустафий, 1 января 1606 г.

8.Феодосий, 1614 г.,

9.Андрей, 1618 г.

  1. Даниил, черный священник, 1620 г.-31 августа 1624 г.

11.Пимен, 1625-1627 гг.

12.Нил, черный священник, 1627-1630 гг.

13.Пафнутий Годунов, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 1630 г.

14.Лазарь, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 16 мая  1630 г. – 1635 г.

  1. Герасим, черный священник, 27 сентября 1638 г. – 1639 г.

16.Лазарь, вторично,  31 января 1639 г. – 1642 г.

17.Нафанаил, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 30 апреля 1642 г. – 1646 г.

  1. Филарет, черный священник, 20 октября 1646 г.
  2. Феодосий Еланин, бывший строитель, старец Кирилло-Белозерского монастыря, до 30 марта 1648 г.
  3. Исидор, черный священник, 15 июня 1648 г.
  4. Гурий Валутин, 1649 г.
  5. Авраамий, черный священник, 1 марта 1651 г.-20 августа 1651 г.
  6. Иосиф, черный священник, 20 августа 1651 г. – 1652 г.
  7. Иона, черный священник, 22 декабря 1652 г. – 25 сентября 1653 г.
  8. Иосиф, вторично, 25 сентября 1653 г. – 26 июня 1654 г. (тайно бежал из монастыря).
  9. Иона, вторично, после 15 сентября 1654 г. до 1656 г.
  10. Иосиф Безрукий, 1660-1673 гг.
  11. Феодосий Куташев, 25 августа 1673 г. -1674 г.
  12. Виталий, 14 апреля 1676 г.
  13. Иосиф Горицкий, иеромонах, упоминается строителем в  1677 г., 1680 г., 1683 г., 1684 г.
  14. Макарий, 1684-1686 гг.

32.Никита Лозский, старец, сентябрь  1686 г. – 1687 г.

  1. Афанасий, 28 сентября 1687 г.
  2. Феофил Покровский, иеромонах, 1689 г. – август 1691 г.
  3. Филарет Левшин, 1692 г.
  4. Варлаам Волоцкой, 1 апреля 1693 г. – 18 сентября 1695 г.
  5. Александр Киснемский, иеромонах из Кирилло-Белозерского монастыря, 1 марта 1694 г. – 24 марта 1704 г.
  6. Иосиф Скицкий, иеромонах, 1708 – 1711 гг.
  7. Иоасаф Тихановский, декабрь 1712 г.
  8. Дионисий Скицкий, 1714 г. – 1715 г.
  9. Иринарх Пиндинский, бывший казначей Ворбозомской пустыни, 1716 г. -20 октября 1720 г.
  10. Иоасаф Воздвиженский, иеромонах из белых священников; 27 марта 1721 г. – 29 июня 1722 г.
  11. Филипп, 1723-1724 гг.
  12. Феодорит, иеромонах, 1726 г.
  13. Иоанникий Кивуйский, иеромонах, 1732 г. – 8 мая 1734 г.
  14. Кирилл, иеромонах, 22 января 1735 г. 19 февраля 1736 г. управляющим пустынею назначен казначей монах Авраамий Шаймозерский.
  15. Никодим, иеромонах, 1745 г.
  16. Иоанн Иосифов, белый вдовой священник, по 21 октября 1748 г.
  17. Евфимий, иеромонах, 25 октября 1748 г.
  18. Василий Иванов, белый вдовый священник, 1749 г.
  19. Феодорит, иеромонах, 1755 г.
  20. Гавриил Чуровский, 1756 г.
  21. Павел Ергольский, иеромонах, 15 января 1763 г.
  22. Дионисий Суцкий, иеромонах, 19 сентября.

 

Автор статьи: сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, историк Силина Е.А.

 

Примечания:

[1] Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.

[2] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.709-710.

[3] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.710.

[4] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь // Новгородские Епархиальные ведомости № 23 от 1 декабря 1895 г.  С. 1402.

[5] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.711.

[6] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. С.709.

[7]Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря//Новгородские епархиальные ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 405.

[8] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости № 3  от 1 февраля 1896  г. С. 177.

[9] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.712.

[10] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 406.

[11] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713.

[12] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713.

[13] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.713-714.

[14] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные Ведомости № 15 от 1 августа 1894 г. Стр.714.

[15] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.996.

[16] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.996. Примеч.13.

[17] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 407.

[18] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 407.

[19] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 408.

[20] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.997.

[21] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.999.

[22] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.998-999.

[23] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.999.

[24] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.1000-1001.

[25] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь// Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.1002-1004.

[26] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.

[27] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.248.

[28] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.

[29] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.249.

[30] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254-255.

[31] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254.

[32] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.257.

[33] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.254.

[34] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 409.

[35] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.250.

[36] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.252.

[37] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.257.

[38] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.259.

[39] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.258-259.

[40] Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) монастырей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в. // Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116.

[41]Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №20 от 15 октября 1894 г. С.991.

[42] Там же. С.991, 994.

[43] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 411.

[44] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 411.

[45] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.249.

[46] Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №4 от 15 февраля 1896 г. С.255.

[47] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 414.

[48] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 414-415.

[49] Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.

[50] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415.

[51] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 года//Новгородские Епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1894. С. 711.

[52] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415.

[53] Там же.

[54] Там же.

[55] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 415. Примеч. 27.

[56] Летопись Горицкого монастыря. Зосимо-Ворбозомский скит и его прошлое//Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994.

[57] Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 405-414.