Вологодский цветник. Духовно-нравственные изречения святых Вологодской земли

Страница находится в разработке.

Архипастыри

«Мы, архипастыри, как лица апостольского преемства, ответственны не за себя только и за свой исторический момент, но и за все прошлое.» (священномученик Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский)

Бог

«Как Иоанн Богослов говорит: «пребывающий в любви, в Боге пребывает». А как страшно в Боге пребывать! А Бог в нас любовь и есть.»  (преподобный Зосима Ворбозомский)

Вера

«Без веры же невозможно по реченному угодити Богу, веровати же подобает приходящим к Богу, яко есть и взыскающим его мздовоздатель бывает. И паки что убо речем к сим: аще Бог по нас, кто на ны. Иже убо своего сына не пощаде, но за ны вся предал есть его. Како убо не и с ним ли вся дарствует. Кто поемлет на избранныя Божия, Бог оправдая. Кто осуждая Христос Иисус умерый, паче же и воскрес, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас.» (преподобномученик Евфросин Синозерский)

Добрые дела

Лучше добрыя дела творить тайно, чтобы никто не видел, тако творящим Господь даст радость духовную и сея радости никтоже возмет от вас». (праведный Александр Баданин)

Душа

«Лучше бы нам тело иметь черно постом и молитвою, ибо так душа
украшается.»(преподобный Зосима Ворбозомский)

Кротость

«Будите кротцы и смиренны, а не гордостны, …гордым Бог противится, смиренным же дает благодать, Сам бо Господь рече: «на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого». (преподобный Филипп Ирапский)

Ложь

«Никого не обижай, не клевещи и сплетни не слушай, ни лги. Ибо
погубит Господь всех, говорящих ложь.» (преподобный Зосима Ворбозомский)

Любовь

«Любовь же имей духовную, как сказал Господь: «любите врагов ваших и добро творите ненавидящим вас». Если кто досадит тебе, вспомни Христа, принявшего досаждение ради нас. Если кто обидит тебя или оклевещет — не воздай злом за зло. Усиленно моли Бога. Не побеждай зло беззлобием, но побеждай зло добром». (преподобный Зосима Ворбозомский)

«Имейте любовь ко всем человекам еже о Господе, любите родителей своих и почитайте их, Бог же мира почтит вас и сохранит во благоденствии прочие дни живота вашего» (преподобный Филипп Ирапский)

 

Милостыня

«Странноприимства и милостыни не забывайте, и благодарение Богу о всем воздавайте, паче же о творящих вам милостыню.» (преподобный Кирилл Новоезерский)

Монашество

«монашество — это обновление, как второе крещение. Ибо не то есть
монашество, чтобы одежду носить черную или мяса не есть, но настоящее монашество — это терпеть неприятности ради Бога и поношение, и укоры, и узкий путь во всем искать, а широкого пути всячески опасаться.»(преподобный Зосима Ворбозомский)

Надежда

«Страх подвернуться осуждению неплодной смоковницы— привел бы меня
в уныние, если бы святая вера не укрепляла меня надеждою, что Сотворивший все из ничего может немощная уврачевать и оскудевающая
восполнить и в немощи совершить силу (2 Кор. 12, 4).» (священномученик Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский)

Отношение к ближним

«Будите, чада духовная, ласкосердны ко всем  ближним вашим, нищим и убогим, Сам бо Господь Бог изволи нищелюбие взыскати.» (преподобный Филипп Ирапский)

Память смертная

«Ты же, чадо, вспоминай о смертном часе трижды в день. И не только о смертном часе, но и о грехах. Ибо смерть просто страшит, а грехи мучают душу и тело во веки. Страшно разлучаться душе от тела, когда придут за ней ангелы лютые и грозные в той час, в который не ждет и которого не знает, когда заберут тебя с собою. Как стерпим то страшное судище, пришествие Господне для испытания вселенной, которая от жара Его задымится и звезды спадут, и солнце померкнет, и луна погибнет?»(преподобный Зосима Ворбозомский)

Пища

«Не надо есть того, что плавает, что летает, что бегает. Сколько людей умираетъ от звероядины, получает болезнь слепой кишки.
Господь создал организм человека для растительной пищи—у человека есть слепая кишка, а у зверей нет. Полезно человеку есть хренок,
капусту, редьку, лук и то в умеренном количестве. До потопа не ели животной пищи, но только растительную, потому люди и жили до 900 лет. После потопа стали есть мясо и пить вино и жизнь сократилась.
Стали жить 120 лет. Есть теперь одно племя в Индии— не едят мяса, не пьют вина, но живут по 150 и даже по 200 лет». (праведный Александр Баданин)

Плач

«пост утончает тело, бдение чистит душу, а безмолвие приносит плач. Плач же делает человека совершенным и творит его без греха. Если придут слезы — плачь о грехах своих прилежно втайне и не хвались слезами своими». (преподобный Зосима Ворбозомский)

» Ибо человек, плача о грехах своих, терпит скорби ради Бога. Вменит Бог слезы его за кровь мученическою.»(преподобный Зосима Ворбозомский)

Подвиг

«…егда настоит брань, тогда потреба и подвиг показати по Апостолу; се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. И паки той же великий вселенский учитель апостол Павел поучает ны, глаголя: братие, не отложите убо дерзновения вашего, еже имать мздовоздаяние велико, терпение бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование, и еще бо мало, елико грядый приидет и не укоснит, и праведный от веры жив будет.» (преподобномученик Евфросин Синозерский)

Помощь Божия

«Обращаясь к протекшей моей жизни и пастырской деятельности, я
усматриваю в  них следы милости Божией ко мне, и дерзаю исповедать
в настоящия минуты, что и в моей немощи совершалась неоднократно сила
Божия, может  быть по молитвам тех, кому я служил с беззаветною преданностью, а это дает мне надежду, что Премилосердый Господь не оставит меня Своею всесильною помощью и в новом служении.» (священномученик Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский)

Послушание

«Подобает вам убо, братие, со всяким прилежанием и страхом Божиим в покорении и любви быти.» (преподобный Кирилл Новоезерский)

«О братолюбии и покорении:  еже не токмо к старейшим, но и сверстным любовь и покорение имети.» (преподобный Кирилл Новоезерский)

Пьянство

«Если кто тебя приглашает питием напиваться, ни в коем случае не слушай. Мерзость есть пред Богом пьянство. Даже язычников хранит Бог, а пьяниц Господь ненавидит. Ибо пьянство — это мать всякому злу. Ибо ангел хранитель от пьяного убегает, не терпя смрада пьянственного.»(преподобный Зосима Ворбозомский)

«Братие, да како при моем животе, тако и по смерти моей в монастыре сем, пития пиянственного никакоже повелеваю держати – тако сим запрещением блаженный змиеву главу пианство отсече, и прочее коренее исторже.» (преподобный Кирилл Новоезерский)

Священник

«Когда надо вам спросить о чем-нибудь важном—подойдите после обедни к своему батюшке, когда выходит из алтаря, после прюбщения он бывает прозорлив,— спросите у него и он скажет именно то, что нужно делать». (праведный Александр Баданин)

Слава Божия и слава человеческая

„…горе вам, аще добре рекут о вас человецы, прежде ищите Царствия Божия и правды его, а остальное все приложится вам. Если вы получите за содеянное вами при помощи Божией добро награду здесь, то лишитесь ея в будущем. Многие, говорил батюшка, здесь на земле не остерегаются и с радостью тщатся получить похвалу и бываютъ добродетельны ради
только похвалы, посему и отправляются в путь горний без запаса, без времени истратят весь запас  елея в жизни и с угасшими светильниками предстанут в сретение Жениху и лишены будутъ вечныя славы». (праведный Александр Баданин)

Смерть

«…почто страшливу мысль имаши, зане ничтоже от нашедших люто. Почто бо есть люто; смерть ли, но несть люто, вскоре бо в пристанище отходим; но или грабления, наг изыдох, наг и отыду, но или заточение Господня земля и исполнение ея. Но оболгания ли радуйтеся, егде рекут всяк зол глагол на вы, яко мзда ваша многа на небесех зрех меча и небо вменях, чаях смерти и смертство в мышлях; зрех долняя страсти и исчитах вышния почести; блюдох и помышлях горний венец, предложение бо подвигом доволно ми бе во умиление и утешение» (преподобномученик Евфросин Синозерский)

Смирение

Одинъ из почитателей Д-въ просишъ у батюшки позволения
снять его на фотографическую карточку.
— „Нет, говорит: не позволю, а если ты снимешь меня без моего ведома (а у него это и было на уме), то говорит и дружба врознь. А если хочешь снимать, то сними свинью и напиши: Александръ Баданин». (праведный Александр Баданин)

«…что я могу сказать? Ведь я куча навоза, а вы идете зачем-то ко мне, дураку». (праведный Александр Баданин)

Совершенство

«Да единодушно во смиреннии и в послушании будете совершеннии якоже и отец ваш небесный совершен есть.» (преподобный Кирилл Новоезерский)

Церковь

«…входя въ церковь по ступеням, говори: Господи сердцеведче, у меня нет ничего, нет и желания итти въ церковь и молиться, но я иду, Господи сердцеведче, Ты видишь это, помилуй меня, дай хотя искорку, дабы согреть сердце мое, ниспосли хотя каплю благодати Твоея, да
усладить она скорбь мою». (праведный Александр Баданин)

«Сколько сменялось видов государства, устройства и форм власти только, например, в нашей истории, а народ русский — все один и Церковь единая православная.» (священномученик Николай (Клементьев), архиепископ Великоустюжский)

«Вологодский цветник» составлен  сотрудником Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии

Силиной Е.А.

При составлении Вологодского цветника использована литература:

1.Житие Филиппа Ирапского  и служба ему. Поучения прп. отца нашего Филиппа.Чудеса  прп. Филиппа Ирапского.//Рукописи Троице-Сергиевой лавры №№654 (1263) и № 51 (доп. I), сост. иеромонах Вассиан Пятницкий. [«Дополнения». С. 302. № 589.1.]

2.Послание преподобного Зосимы Ворбозомского своей духовной дочери Анастасии. СПб., Сатисъ, 2017.

3.Житие преподобного Евфросина Синозерского.// Череповецкое музейное объединение, отдел письменных источников, рукопись, № 1056/47.

4. Житие, подвиги, чудеса преподобного Кирилла Новоезерского. //Собрание рукописей и старо-печатных книг Троице-Сергиевой лавры. Фонд 228. Собрание рукописных книг Д. В. Пискарева. № 118. Житие преподобного Кирилла Новоезерскаго, со службой.

5. Молитвенник к Богу усердный (воспоминания об о. Александре Баданине, священнике г.Вологды). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1916 г.

6. Письмо викария Ленинградской епархии епископа Сестророецкого Николая [Клементьева] к О. Ф. Б. по вопросу об отношении к “иосифлянской оппозиции”//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / сост. М. Е. Губонин. – М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та, [1984]. – 1064 с. – С. 578-579.

7. Наречение и хиротония архимандрита Алексия во епископа Великоустюжского // Прибавление к Церковным ведомостям. – 1904. – № 37. – С. 1430-1431.