Святой благоверный князь Глеб Белозерский

gleb-belozerskij

Память: 26 декабря по новому стилю

ЖИТИЕ   СВЯТОГО  БЛАГОВЕРНОГО  КНЯЗЯ  ГЛЕБА ВАСИЛЬКОВИЧА  БЕЛОЗЕРСКОГО

  В лето 1236 родися великому князю Васильку Костантиновичю Ростовскому сын Глеб.

Познание жизни Глебом сопровождалось для него трагическими обстоятельствами. Глебу было меньше двух лет, когда погиб его отец в возрасте двадцати девяти лет. Он попал в плен к татаро-монголам, которые настойчиво принуждали его перейти на их сторону. Но пленник ответил на принуждения решительным отказом, предпочитая принять смерть. Церковь причислила Василька Константиновича к лику святых и отмечает память по нему 17 марта.

После смерти отца  Василька  князь Борис Васильковичь,  семи лет от роду, сяде в Ростове, а брат его князь Глеб Васильковичь в два года сяде в Белоозере. Глебом и Борисом названы были братья в честь первых русских князей-страстотерпцев. Пока юные Васильковичи не подросли, за них вершили дела в их вотчинах другие люди.

Характер будущего удельного белозерского князя формировался в первую очередь под влиянием матери. Глеб, вероятнее всего, до достижения совершеннолетия жил при матери и старшем брате в Ростове, а не в Белозерске.

Мать Глеба и Бориса, жена погибшего Василька Константиновича,черниговская княжна Мария Михайловна, была для своего времени женщиной высокообразованной и деятельной. Под ее руководством юные княжичи постигали основы грамоты и нравственности, а епископ ростовский Кирилл, выступал в роли духовного наставника и давал им основы религиозного воспитания. Княгиня и епископ Кирилл являлись организаторами летописания. Техническую же работу выполняли писцы-монахи.

В таком духовном окружении подрастал юный Глеб. Лишь по достижении зрелого возраста – пятнадцати лет – он перебрался в свою вотчину и стал княжить. К этому времени Глеб знал еще об одной семейной трагедии. Его дед по материнской линии князь Михаил Всеволодович Черниговский в 1238 г. был предан в ставке Батыя мученической смерти за отказ принять татарскую веру и пройти очистительный огонь. Князь Михаил был канонизирован и стал почитаем православной церковью как великомученик. Таким образом, у Глеба Васильковича оказались почитаемыми церковью отец и дед, оба преданные ордынцами мучительной смерти.

В 1244 г. в семилетнем возрасте Глеб Василькович сопровождал вместе с другими князьями своего двоюродного деда, великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду, к хану Батыю. Князья ходили в Орду «про свою отчину» т.е. для утверждения своих прав на княжение. По замечанию летописца, Батый «пожаловал их», т.е. утвердил. Белозерский князь побывал в Орде также в двенадцатилетнем возрасте, в 1249 г. Его с честью принял и отпустил в свою вотчину Батыев сын Сартак.

В 1251 г.  младший Василькович стал правителем Белоозера. Глеб взрослел не только физически, но и нравственно. Воспитанный в культурной среде ростовских книжников, под влиянием матери и духовного отца, епископа-летописца, Глеб Василькович выработал в себе черты гибкого и мудрого политика, умевшего ладить с татарами и избавлять свой удел от крайних ханских тягот. А.И. Копанев, автор исследования по землевладению Белозерского края, дает характеристику Глебу Васильковичу, сравнивая его с Александром Ярославичем Невским: «…Политика князя Глеба Васильковича в отношении Орды ничем не отличалась от политики Александра Невского. Вся деятельность Глеба подтверждает это ».

В 1257 г. Глеб Василькович вновь побывал в Орде. В ту пору ханом был Берке или, по русским летописям, Беркай. Ко времени этой поездки к хану Берке относится его женитьба на ханской дочери. И для Глеба Васильковича, и для хана женитьба эта была вопросом большой политики, закрепляющей отношения.  Приняв крещение и христианское имя Федоры, ордынка стала княгиней Белозерской.

В 1262 г. для Глеба Васильковича начинается период потерь. Умирает духовный отец, ростовский епископ Кирилл. Во время последней из поездок в Орду в 1268 и 1269 гг. в Ростове умирает княгиня-мать Марья Михайловна. В 1274 г. умерла княгиня Феодора, супруга Глеба Васильковича.

В 1277 Г. князь Глеб еще раз вместе со своими ближайшими родственниками и другими князьями отправился в Орду. В числе его спутников были молодой сын Михаил Глебович, брат Борис Василькович с женой Марией Ярославной. По приезде в Орду умер брат Борис Василькович.

С согласия хана князем Ростова стал Глеб Василькович, сохраняя за собой и Белоозеро. Это соединение двух волостей под одной властью делало Глеба Васильковича одним из сильнейших удельных князей на северо-востоке Руси.

Вскоре после свадьбы сына Глеб Василькович отправляет сына Михаила для участия в очередном походе ханских войск. Туда же отправляется и Федор Ростиславич, тесть Михаила Глебовича. Сам Глеб, по-видимому, уже не мог отправиться в поход из-за болезни.

В конце 1278 г. Глеб Василькович умер в возрасте сорока одного года. Его здоровье подорвали тяжелые изнурительные походы, частые поездки в Орду, жизнь, полная тревог, зависящая от изменчивых ханских милостей и капризов.

Ростовский епископ Игнатий, отпевший тело князя в ростовской соборной церкви, через 9 недель приказал произвести перезахоронение его останков в Спасском на Песках монастыре (Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. — Т. 25. — М.;Л., — С. 152). Можно предположить, что епископ сделал это под давлением нового ростовского князя  Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей.  Митрополит  Кирилл  II расценил перезахоронение  князя  как незаконное и повелел епископу каяться «за то дело» «до своея смерти».

О дальнейшей судьбе останков князя Глеба летопись умалчивает. С этого времени появляются предания о нахождении захоронения князя Глеба на земле Белозерья — в соборном храме на «месте Княжьем» на «устье» (истоке) Шексны. Это предание включено  в «Летописец Троицкого Устьшехонского монастыря», в «Описание города Белозерска» конца XVIII века. Часовня с гробницей была хорошо известна историкам и краеведам XIX века. В публикации 1853 года «Курганы близ города Белозерска»,  автор сообщает о перестройке часовни в 1823 году. При этом «были найдены огромной величины человеческий череп и ножные кости, которые оставлены в той же могиле». (Курганы близ города Белозерска // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. — Т. CIV. — 1853. — №415. — С. 365–366.  Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском монастыре… — С. 20. ). В настоящее  время местоположение могилы Глеба  Васильковича  неизвестно. В г. Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее конца XVI в., что останки князя  покоятся в покинутом жителями в конце XIV в. г. Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя святителя Василия Великого (часовня и курган, на котором она стояла, были разрушены в 50-х гг. XX в.).

Часовня по преданию над могилой белозерского князя Глеба Васильковича. Крохино. Опубл.: Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. — Вып. 1: Белозерский край / Изд. А. А. Жукова. — Б. м., 1914. — С. 17.

Первый белозерский князь, несмотря на свою политическую занятость, уделял немало внимания Белоозеру. Край не был пустынным и до Глеба, но при нем он еще более оживился. Сюда стекалось население. Благодаря стараниям Глеба, Белоозеро, в отличие от городов Владимир, Переяславль Залесский, Суздаль, Юрьев, никогда не подвергалось нашествию татаро-монголов. Белоозеро, если и не процветало в полном смысле этого слова, то было благополучным краем в сравнении с верхней Волгой и другими районами Волгоокского междуречья. Край переживал в эти темные времена подъем, вызванный его особым положением в начинающейся общерусской борьбе с «погаными», с ненавистным игом. После татарского нашествия Белоозеро, было более населенным, чем раньше.

Глеб основал здесь первые монастыри: в 1251 г. на истоке реки Шексны из Белого озера основывается Усть-Шехонский Троицкий монастырь (теперь это Крохинский посад); другой, Спасо-Преображенский монастырь, — на каменном острове Кубенского озера (позднее он переведен в Вологду). По преданию, Глеб нашел на этом острове часовню и старцев, скрывавшихся от язычников. Учреждая монастыри, Глеб упрочивал здесь христианство и тем самым укреплял княжескую власть на Белоозере.

Судно белозерского князя Глеба Васильковича прибивает волной к каменному острову. Конец XVII в.Лицевой сборник житий вологодских святых [Увар. 107, Государственный исторический музей 80269], л. 174.

О заслугах князя Глеба Васильковича напоминает летопись: «… церкви многисозда и украси иконами и книгами, и священнический и иноческий чин зело почиташе».

Как уже отмечалось, Белоозеро избежало нападений татаро-монголов не только из-за своего географического положения, но и благодаря правителю князю Глебу. Глеб держал в Белозерье свою княжескую дружину (или полк).

«Многих христиан, обиженных татарами, избавил от плена, печальных утешил, нищих и убогих подаянием не обносил, странникам, сиротам и вдовицам помогал…. Церкви многие создал и украсил иконами и книгами (в период его княжения на Белозерье появились две святыни – икона Богоматерь Умиление  Белозерская) и икона Апостолы Петр и Павел, которые находятся в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Русском музее), священников и монахов почитал, ко всем относился с любовью и милостиво.

Смиренным был, ненавидел гордость и отвращался от нее, как от змея искусителя… Немало жалости и плача оставил по себе всем знавшим его», — такими словами в летописном некрологе запечатлен в народной памяти князь Глеб Белозерский.

Глеб был не единственный белозерский князь, однако летописцы уделили внимание более всего ему. И не только в угоду традиции славословить в адрес князей, но в первую очередь по его делам.

Имя Глеба Белозерского упоминается в репринтном издании Вологодской епархии «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых» как святого.

Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского монастыря, в конце XVI века в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин — 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Глеб  Васильевич почитался в городе (Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX веке на память святых Бориса и Глеба по Глебе Васильевиче совершалась панихида в Васильевской часовне. О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиепископ Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Глеба Васильевича под 13 декабря (день кончины по старому стилю) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиепископ Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, князь Глеб Васильевич был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36).

По материалам статьи  Т.А. Гавриловой , заведующей научно-просветительским отделом БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей»»Первый Белозерский князь Глеб Василькович» , сайта http://www.pravenc.ru/text/165103.html,   статьи Р. П. Биланчук
«Летописец белозерской соборной церкви Василия Великого
и проблемы реконструкции местного текста культуры».

Святой благоверный князь Глеб Белозерский. Настенная роспись. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.

Молитва святому благоверному князю Глебу Белозерскому

О, святый благоверный княже Глебе, Белоезера светильниче, нищих питателю, сирых заступниче, скорбящих утешителю, скорый наш помощниче и теплый молитвенниче!

Услыши нас, грешных, к тебе прибегающих. Яко милостивый отец испроси у Христа Бога сердцам нашим умягчение, ума чистоту и к небесному
прилепление, душевное и телесное здравие и вся, яже ко спасению
полезная. Да укрепит руки наша к совершению добрых дел. Стопы наша да
направит твердо ходити путем заповедей Его.

Воззри, блаженне, на чад своих немощных. Да святыми твоими молитвами
дарует Господь всем нам по коегождо потребе: плачущия утешит, заблудшия обратит, борющияся со страстьми и прилогами вражиими укрепит, во искушениях мужество ниспослет, в разделении сущих соединит, да в любви и единомыслии поживем, славя Бога.

О, угодниче Христов, моли за нас Владыку всех, да низпослет мир
Отечеству нашему, да сохранит от нашествия иноплеменников, от
междоусобныя брани, от всяких бед и напастей, да укрепит веру праву, и
нерушиму соблюдет Церковь Православную. Сподоби нас, святе, молитвами твоими,  кончину жития благую улучити и вожделенное призвание в Царство Небесное от Христа услышати, и тамо с тобою воспевати дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь святому благоверному князю Глебу Белозерскому, глас 3:
Мужествен хранитель и поборник веры Русския,/ блаженне Глебе,/ Белоезерских князей начало./ Людем отец и Церкви пособник явился еси,/ темже от всея души вопием ти:/ не забуди чад твоих, святе,// ты бо еси Белоезеру похвало и Державе Российстей славо.
Кондак святому благоверному князю Глебу Белозерскому, глас 6:
Земли Белоезерския пресветлый светильниче,/ сердца́ наша светом своих добрых дел горе́ направляющий/ и заступлением своим нас не оставляющий,/моли Христа Бога, да в мире, любви и единомыслии нам жити,// радосте наша, благоверный княже Глебе.

Исторические источники и литература о белозерском князе Глебе Васильковиче:

1. Русские летописи о белозерском князе Глебе Васильковиче, первом князе самостоятельного Белозерского княжества  (1237-1278 гг.).

2.Родословие белозерских князей.//Сборник КИР.-БЕЛ. 9/1086. Л. 522 об.-523.

3.Фрагменты Лаврентьевской летописи (1377 г.), в которых упоминается благоверный белозерский князь Глеб Василькович//Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.

4. Гаврилова Т.А.  Первый Белозерский князь Глеб Василькович.

5. Сведения о князе Глебе Белозерском в Устюжском летописном своде.

6. Повесть об Усть-Шехонском Троицком монастыре

7. Миниатюры с изображением благоверного князя Глеба Белозерского в Лицевом летописном своде 70-х гг. 16 в.