Священник Василий Николаевич Хвалынский

Хвалынский Василий Николаевич родился в марте 1874 года в семье псаломщика в  деревне Грязная Шалга Петропавловской волости Кирилловского уезда Череповецкой губернии. Закончил Новгородскую Духовную семинарию в 1895 году.

Был женат.  Согласно протоколу допроса от 10 марта 1930 года (протокол допроса, произведенного Череповецким Окр. отделом ОГПУ, архив УФСБ по Вологодской области, дело №3589, Л.13). состав семьи отца Василия был следующий: Жена: Виринея (58 лет), сын Сергей (29 лет), дочь Мария (33 года, в последующем Мария Васильевна стала известной собирательницей фольклора, является автором книги
«Частушки Северного края» (Архангельск, 1983 г.), дочь Нина, сын Василий (28 лет), сын Анатолий (36 лет), дочь Вера (24 года), сын Алексей (18 лет), дочь Глафира (15 лет).

 Две дочери обучались в Кирилловской женской гимназии. Два сына, Сергей и Василий были учениками Кирилловского духовного училища. В сентябре 1913 года отец Василий обращался в Правление Кирилловского духовного училища с просьбой освободить от платы за содержание в общежитии двух сыновей.

До революции был священником Хотсковского и Петропавловского приходов, а также   Шубачской церкви.

Хотеновская Богородицерождественская церковь

С 1913 года по 1920 год был священником Шубачской Николаевской церкви.

Несколько раз состоял под судом:

1) в 1920 году за контрреволюционную агитацию,

2) в 1921 году за неуплату прод-налога,

3) в 1930 году за нарушение Кодекса Законов о труде.

На момент ареста проживал в д. Шубачская Поповка Шубачского с/с Вашкинского района Череповецкого округа Ленинградской области.
Был арестован 1 марта 1930 г. После ареста уполномоченный Вашкинского участка Череповецкого отдела ОГПУ в постановлении от 9 марта 1930 г.  (архив УФСБ по Вологодской области, дело №3589, Л.2) отметил необходимость заключения отца Василия в Белозерский исправдом. В анкете для арестованных и задержанных с зачислением за ОГПУ от 4 марта 1930 года под пунктом 23 «Официальное название места заключения» значится Череповецкий ДомЗАК (архив УФСБ по Вологодской области, дело №3589, Л.23 об).

Отцу Василию было предъявлено обвинение в антисоветской агитации по ст.58-10 УК РСФСР. В «Отзыве Вашкинского Райисполкома и Райкома ВКП (б) о контреволюционной деятельности попа Шубачской церкви Хвалынского Василия Николаевича» значится: «Гр-н Хвалынский Василий Николаевич, начиная с момента Октябрьской революции и вплоть до настоящего времени является самым ярым контреволюционером и непримиримым врагом советской власти в Вашкинском районе. Убежденный черносотенец, монархист, вплоть до настоящего времени ожидающий близкое свержение советской власти. В первый  период революции открыто призывал население к вооруженному восстанию и свержению большевиков.  Неоднократно судился и привлекался к ответственности за контреволюционную деятельность. В последнее время очень тонко, скрытно, через преданных себе друзей ведет самую бешенную агитацию против советской власти и всех без исключений мероприятий советской власти и партии. Проводил яркую компанию против сельхозналога, лесозаготовок, льнозаготовок, подписки на заем, энергичную работу по срыву коллективизации сельского хозяйства, открыто заявляя, что советская власть издевается над церковью, верующими и священниками. … В продолжении всего  периода революции Хвалынский занимался сочинением и распространением самых ярых контрреволюционных и антисоветских стихов. По слухам имеющиеся у попа Хвалынского тетради со стихами ходили по рукам чуть ли не по всему Вашкинскому району. … Принимая во внимание, что Хвалынский является закаленным, активным и неисправимым контреволюционером, своею деятельностью наносит социалистическому строительству, Вашкинский Райком ВКП(б) и Райисполком считает безусловно необходимым применение к нему высшей меры социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества в пользу колхозов». (архив УФСБ по Вологодской области, дело №3589, Л. 17-17 об.).

На допросах священник признал, что высказывался в письмах к родным, что «сейчас живется очень тяжело, налоги берутся чрезвычайно большие, отбирается последний пуд хлеба, забирается последний фунт льна, против воли заставляют подписываться на займ, против желания заставляют людей ездить на лесозаготовки за крайне низкую плату, Советской властью всячески притесняются священники, ссылаются в Соловки, …закрываются церкви». Отверг обвинение в агитации против колхозного строительства, категорически отказался называть автора тетради со стихами, «ибо не хочу сделать ему неприятности». Отец Василий признал, что по содержанию большинство стихов в тетради являются контрреволюционными, направленными против действий нижних чинов представителей власти. Также он признал себя виновным, что в письмах высказывался против отдельных мероприятий советской власти. (протокол допроса от 10 марта 1930 годаархив УФСБ по Вологодской области, дело №3589, Л. 13-16).
27 марта 1930 года приговорен тройкой ПП ОГПУ ЛВО к 10 годам ИТЛ. Согласно данным Архангелского УФСБ отбывал срок на Соловках. Освобожден 28.02.1933 года Коллегией  ОГПУ без права проживания в 12-ти пунктах, Уральской области и местности, откуда выслан. Так  в 1933 году заключение в лагере  было заменено ссылкой в Северный край —  Каргополь Каргопольского района Архангельской области. Здесь, в Хотеново, он начинает своё служение в качестве священника. Жил в церковной сторожке при Хотеновской церкви.

До наших дней сохранилось письмо священника Василия Хвалынского 1935 года: «Достопочтимая матушка! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом! Желаю Вам в Новом Году нового счастья, здоровья и всех благ! Приношу вам искреннею и глубокую благодарность за ваше гостеприимство. Да сохранит Вас на многие годы Милостивый Создатель! И воздаст Вам с торицею в
нынешнем веке, а в будущем упокоит Вас в лоне Авраама и Исаака. Живу в Хотенове здорово, сыт, бодр, но всеми своими забыт. Передайте привет м. Нине, м. Агриппине и прилагаю записочку отцу Александру Посадскому. Ходули же по-прежнему ходят плохо, а пальцы на руках ноют и ноют, боятся холода. Молю Бога за Ваше здоровье, вам всех благ
желатель Хвалынский Василий 1935 г.».

Письмо отца Василия Хвалынского из фондов Каргапольского музея.

Согласно данным Управления Министерства внутренних дел по Архангельской области в 1937 году священник Василий Хвалынский был арестован. Срок отбывал в лагере НКВД в Каргополе.

По данным Отдела информационно-архивной работы Управления Федеральной службы исполнения наказания в Северо-Онежске 15 октября 1937 года осужден Тройкой НКВД Архангельской области сроком на 10 лет. Начало срока: 25 сентября 1937 года. Окончание срока: 25 сентября 1947 года. Особые приметы: нормального телосложения, цвет волос — седой, цвет глаз -серый.

25 октября 1937 года прибыл в эвакопункт, 13 ноября — в Лейбушский лесопункт, 4 апреля 1938 года поступил на лечение в Лейбушский стационар. 12 апреля 1938 года умер.

Реабилитирован 28 августа 1989 года прокуратурой Вологодской области по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 года.

Источники:

1.Ведомость Шубачской Николаевской церкви за 1916 год. ГИАНО, Ф.480. Оп.1. Д.4290. Л.587.

2.Ведомость Шубачской Николаевской церкви за 1920 год. ГИАНО, Ф.481. Оп.1. Д.432. Л.433 об.

3.Прошение в Правление Кирилловского духовного училища. 1913 год. ОПИ КБИАХМЗ. Ф.1, Оп.2, Д.17, Л.101, 101 об.

4. Дело №3589 архива УФСБ по Вологодской области.

При написании статьи были использованы материалы сайта ФГБУК «Кирилло-Белозерский Историко-Архитектурный и Художественный музей-заповедник»: «Священники приходских храмов города Кириллова и Кирилловского уезда XIX – первой трети ХХ века. Краткий биографический справочник с указанием архивных источников», а также материалы архива УФСБ по ВО.

Видео с презентацией Пригодиной О.Б., главного хранителя ГБУК АО «Каргопольский музей»,  о судьбе священника Василия Хвалынского