Священномученик Павел Александрович Кушников

(16/29 декабря 1880 г. – 23 февраля/ 8 марта 1918 г.)

Павел Александрович Кушников  родился 16 декабря[1]  1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне село Модно Устюженского района Вологодской области) Александра Михайловича Кушникова и его супруги Клавдии Стефановны.

Отец его, Александр Михайлович Кушников, отличался крепкой верой и благочестием. За ревностное исполнение пастырских обязанностей он  был удостоен множества церковных наград, включая сан протоиерея и орден святой Анны II-й степени. А  «знак любви и признательности» — золотой наперсный крест — поднесли священнику (с разрешения епархиального начальства) любящие его прихожане. Да и для богомольцев из дальних деревень, которые на праздничные и воскресные дни во множестве стекались в Спасо-Преображенский храм, настоятель сельского прихода был не чужим: ведь именно им по ходатайству священника предоставлялся верхний  этаж двухэтажного дома, устроенного стараниями  отца Александра. Как видим, у юного Павла  перед глазами был достойный пример   для подражания, которому он и старался следовать в течение всей своей жизни.

Показательным фактом  жизни обычного приходского священника  является избрание детьми отца Александра   пути  служения  Богу: три его сына стали священниками  (причем они продолжали служить в годы самых жестоких гонений на верующих). Двое из них пострадали  за веру, явив тем самым свидетельство преданности Богу и православной вере.

[1] Все даты, за исключением особо оговоренных, приводятся по старому стилю.

Протоиерей Александр михайлович Кушников

Протоиерей Александр Михайлович Кушников (отец священника Павла Кушникова)

 

Местность,  где прошли  детские годы будущего  исповедника Российского, весьма располагала  к вере и благочестию. В границах Моденского прихода располагалось сразу три действующих монастыря. В непосредственной близости от Спасо-Преображенского храма стоял Николаевский Моденский мужской монастырь, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. На противоположном берегу Мологи располагалась древняя Гурьева Шалочская мужская пустынь, в храме которой под спудом почивали мощи основателя монастыря – преподобного Гурия Шалочского. На южной границе прихода среди болота находилась Филаретова женская пустынь, в храме которой под спудом почивали мощи преподобного Филарета Устюженского. Всё это  не могло не отразиться на духовном настрое Павла Александровича, укрепить его веру.

Путь юного Павла  был традиционен для детей священников:  сначала он окончил духовное училище, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом 2 разряда.

Немало отцу Павлу довелось служить учителем церковно-приходских школ, неся свет Евангелия в народные массы. Много учеников воспитал он, пытаясь не только донести им вероучительные истины, но и пробудить в учениках живую веру.

17 сентября 1905 года отец Павел был назначен учителем Слудской церковно-приходской школы, располагавшейся в 7 верстах от родного селения (что неподалеку от Филаретовой пустыни).

По прошествии двух лет, 12 сентября 1907 года, переведен учителем в Соминскую второклассную церковно-приходскую школу (ныне село Сомино Бокситогорского района Ленинградской области), являвшуюся, наряду с Охонской, одной из наиболее представительных сельских церковных школ Устюженского уезда.

20 января 1909 года Павел Александрович  получает новое место назначения: его  переводят  на должность второго учителя Охонской второклассной церковно-приходской школы Устюженского уезда (ныне деревня Охона Пестовского района Новгородской области).

В 1913 году происходят новые важные перемены в жизни Павла Кушникова: сначала его назначают первым учителем (и по совместительству учителем пения) Охонской церковно-приходской школы, а 31 июля 1913 года резолюцией архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) по прошению определяют  на священническую вакансию к Бельской церкви Устюженского уезда (ныне деревня Бельское Чагодощенского района Вологодской области).

В этом храме все последующие годы –  вплоть до своей мученической кончины — отец Павел как священнослужитель покажет себя с наилучшей стороны … В клировой ведомости его поведение получило очень высокую оценку — «отлично-хорошее», а поведение жены, Серафимы Васильевны – «весьма скромное»[1].

[1] Ведомость о Бельской Богоявленской церкви. Послужной список иерея Павла Кушникова // ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4299. Л. 122.

Деревня Бельское (современный вид).

Украшением села Бельское было два храма – каменный Богоявленский (1842 года постройки) и  старинный деревянный Флоро-Лаврский, стоявший немного в стороне –  на кладбище (возведен в середине XVIII века).  В приходе  было 4 земских школы,  в трех из которых (двухкомплектной в селе Бельском, Басловской (в 7 верстах от храма) и Полятинской (в 6 верстах)) законоучительствовал отец Павел.

О нестяжательности и  бескорыстии священника свидетельствует тот факт, что батюшка на протяжении всей службы в Бельском приходе, так и не приобрел собственного дома, а довольствовался небольшим домиком, устроенным прихожанами для псаломщика.

С установлением советской власти в Череповецкой губернии священнику стало трудно жить в окружении недоброжелателей, агрессивно настроенных как против Церкви, так и против него лично. О  многих  горестях и бедах, которые  пастырю приходилось претерпевать от окружающих, сообщает отрывок из беседы священника с митрополитом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким), о котором владыка рассказал, председательствуя на заседании Всероссийского Поместного Собора, состоявшегося в Москве 27 марта/9 апреля 1918 года: «…отца Павла Кушникова я прекрасно знал. Он был на последнем съезде и изъявил себя очень усердным деятелем. Он говорил о своих скорбях, говорил о том, что некоторые из прихожан, только временно живущие в приходе, потому что занимаются на фабрике, агитируют против него, подкапываются, и просил совета, что делать. Я сказал: «Мы все несем крест, и Вы несите крест». Он сказал: «Это соответствует моему направлению. Если Богу угодно будет, чтобы отняли у меня жизнь, прошу помолиться о мне»[1].

[1] Стенограмма Поместного собора 1917-1918 гг.// РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 12. Л. 374.

Руины Флоро-Лаврской церкви (современный вид).

В  нелегкое для всей страны время — революции, Первой Мировой войны — пастырь заботился  не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье своей паствы, но и  о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределяющая продукты питания между жителями прихода. Управление лавкой было передано прихожанам. Впоследствии «делом стали управлять не лица, выбранные всем приходом и облеченные их доверием, а люди, не отличающиеся порядочностью, но нахальством, ибо они сами себя выбрали»[1].

Появилась опасность, что лавка перестанет существовать. Тогда их отстранили от управления. После этого стали появляться   ложные доносы в приверженности отца Павла старому строю, что явилось фактически  актом мести  священнику.

Отец Павел, как истинный пастырь, не мог оставаться в стороне от того, что происходило в стране. Понимая  к каким последствиям может привести  хотя бы только один неверный шаг,  он в целях избежания тяжёлых последствий таких действий стал призывать к благоразумию свою паству.  Желая объяснить истинный смысл совершающихся событий, священник выступил в Вербное воскресение с проповедью на тему «Как строить», в которой раскрыл смысл отрывка из Евангелия от Матфея (Мф.7: 23-29). Эта проповедь послужила причиной доноса на батюшку со стороны негативно настроенных против него крестьян села Бельского. Священнику было предъявлено обвинение в приверженности к старому строю. На основании прошения в мае 1917 года Святейший Синод начал расследование по данному делу.

Большинство свидетелей говорило, что прямо против новой власти пастырь не агитировал. В проповеди через  образ дома, построенного на камне, под которым подразумевался дом Романовых,  просуществовавший 300 лет, но разрушившийся, и образ нового дома, который теперь нужно строить, батюшка доходчиво объяснил сложившуюся на тот момент в стране ситуацию. Некоторые в его словах увидели отрицательное отношение к временному правительству. Но, по словам многих свидетелей и очевидцев происходящего,  священник, наоборот, призывал народ к единству, послушанию власти: «Чтобы быть едиными, будем слушаться объединенной воли нашего временного правительства и отвергать силою всякие попытки властвовать со стороны. Власть должна быть на Руси одна, иначе Русь распадется и нас заберут живьем голыми руками!».[2]

На защиту отца Павла встали хорошо знающие и  любящие  его прихожане. Многие, очень многие  любили заботливого пастыря. Поэтому в ответ на предъявленное священнику обвинение в приверженности к старому строю прихожане, не убоявшись властей, написали свое заявление – ходатайство, свидетельствуя, что в своих проповедях отец Павел не говорил ничего предосудительного, и заверили заявление более чем 300 подписями.

По данному делу батюшка был оправдан.

Отметим, что любовь пастыря к пасомым была поистине Христовой, самоотверженной, жертвенной: несмотря на постоянно довлеющую над ним угрозу наказания, отец Павел не бежал, не прятался, а остался до конца верен своему пастырскому долгу. Священник понимал к чему может привести его неуклонное следование истине и каким может быть  исход сего пути. С упованием на Господа он продолжал совершать свое служение Богу, Церкви и ближним.

Жизнь отца Павла при его добрых делах являлась светом для мира и примером для подражания. Такое действенное указание следования добродетели и пути Божию не могло  не вооружить «ратников невидимых» на  противление истине.

Кровавая расправа без суда и следствия состоялась совсем неожиданно.

22 февраля 1918 года  представитель  Устюженского исполнительного комитета и командированный красногвардеец внезапно приехали в село Бельское и арестовали иерея Павла Кушникова. До этого они ночью зверски замучали и убили в соседнем селе Белые Кресты пятерых молодых людей[3], обвиненных в  «контрреволюционном направлении, выражающемся  в образе мыслей»[4].

Священника обвинили в сокрытии оружия для «белогвардейцев», хотя при обыске ничего не нашли. Несмотря на это, 23 февраля убийцы вывели отца Павла за село к болоту, застрелили и тут же зарыли. Тело убитого так и не было возвращено для погребения на кладбище по уставу Православной церкви[5].

Известие о кровавом злодеянии – расстреле 23 февраля (8 марта) 1918 года священника Бельской церкви Павла Кушникова быстро распространилось по России и оказалось обнародовано не только в новгородской прессе, но даже в газете «Свободная Сибирь» (город Красноярск)[6].

На заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов в Москве о нем также вспоминалось неоднократно: например, 15(28) марта 1918 года во время чтения  предложения о проведении внеочередного заседания с целью оглашения списка лиц, подвергшихся гонениям за веру Христову, и в  предложении  о необходимых распоряжениях в связи с гонениями на Церковь[7].

31 марта (13 апреля), Святейший Патриарх Тихон с членами Собора совершили первое поминальное моление об усопших мучениках за веру и Церковь в храме Московской Духовной Семинарии. На заупокойных ектениях и за панихидой поминались убиенные поименно, согласно Синодику. Список  был открыт именем   священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, седьмым  по списку (и первым из иереев) шло имя отца Павла[8].

Священномученик Павел Кушников, покорившись Промыслу Божию, смиренно и мужественно взошел на свою Голгофу. Его подвиг, как и подвиг большинства новомучеников, —  это подвиг веры и крестных страданий, давший ему бессмертный мученический  венец.

Имя священномученика Павла Кушникова было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 4 апреля 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Житие составлено сотрудниками Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иереем Сергием Бондарем, М.Г. Мальцевым, Е.А. Силиной.

[1] Дело канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода на священника с.Бельского Павла Кушникова// ГАНО. Ф. 480. Оп.1. Д.4879. Л.16 об.

[2] Дело канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода на священника с.Бельского Павла Кушникова// ГАНО. Ф. 480. Оп.1. Д.4879. Л. 22 об.

[3] Возвратившийся из германского плена, израненный (16 ран) герой войны, георгиевский кавалер, поручик 4 Сибирского полка Александр Дмитриевич Моденский (23-х лет), устюженские уроженцы Александр Тюльпанов, Александр Примов Александр Яковцевский и студент Петроградского университета Николай Екатерининский – все в возрасте от 18 до 20 лет.

[4] Кровавое дело в Белых Крестах и с. Бельском Устюженского уезда, 21-23 февраля // Новгородские епархиальные ведомости, 1-15 апреля, 1918.  С.121.

[5] Кровавое дело в Белых Крестах и с. Бельском Устюженского уезда, 21-23 февраля // Новгородские епархиальные ведомости. 1918. № 7. С. 120-121.

[6] Жертвы за церковь// Газета «Свободная Сибирь» (Красноярск). 24 (11) августа 1918.

[7] «Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы…» Публикация старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Н.А. Кривошеевой. 04 февраля 2012 г.// Электронная версия: https://archive.taday.ru/text/1455358.html.

[8] «Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы…» Публикация старшего научного сотрудника Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Н.А. Кривошеевой. 04 февраля 2012 г.// Электронная версия: https://archive.taday.ru/text/1455358.html.

Поклонный крест священномученику Павлу Кушникову, установленный близ села Бельское 14 октября 2023 года

Текст службы священномученику Павлу Кушникову, составленный Богослужебной комиссией Череповецкой епархии, утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 68).

Тропарь и кондак священномученику Павлу Кушникову

 Тропарь, глас 2

Днесь восхвалим, вернии,/ Павла мученика и иерея славнаго,/ Устюженския земли благое прозябение,/ кровьми своими тую удобрившаго/ и душею к Горнему Престолу возлетевшаго,/ ныне в лице новомучеников веселящагося/ и молящагося о душах наших.

Кондак, глас 4

Днесь воспеваем память твою, угодниче Божий,/ священномучениче отче Павле,/ добрый пастырю словесному стаду/ и славный страдальче Христа ради./ Яко милостивый отец не остави нас,/ но Владыку всех прилежно моли,/ да спасет души наша.

Молитва священномученику Павлу Кушникову

 О, преславне  отче, священномучениче Павле! Услыши нас, к тебе прибегающих и твоея помощи усердно просящих.

Пастырю добрый, едино бо имел еси  на земли живуща попечение, еже спасати от вечныя гибели души человеческия; тако и ныне, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, буди за нас ходатай и молитвенник. Испроси нам оставление согрешений наших, веру праву, покаяние истинное, братолюбие совершенное и благочестие нелицемерное.

Отче милостивый, сострадания исполненный, попечение имел еси питати и покоити люди своя в годину лютую смуты народныя; буди же и нам попечитель усердный. Силою Божией скудость житейскую восполняя, в недузех страждущим – исцеление, в уныние падшим – упование, в расслаблении пребывающим – крепость духа у Господа и Спаса нашего испроси. Огради и сохрани, отче Павле, твоими моленьми Отечество наше от междоусобныя брани, нашествия иноплеменных и всякия беды.

Отче святый, кротости и незлобия Божия подражателю, на мучения твоя, яко Агнец на заколение разумно шед, крестной чаши страданий не отринул еси, Духа Всесвятого благодатию укрепляем. От Небесного Мздовоздаятеля неувядаемым венцем венчан еси и даром предстательства о нас почтен быв, моли Христа Пастыреначальника даровати пастве твоей мирное житие, христианскую кончину и ответ добрый на Судищи Его Страшнем.

Ей, священномучениче всехвальне, отче Павле! Не отрини нас, молящихся. Во благо сотвори всякое прошение наше и помощию твоею сподоби нас спасение вечное улучити, Царствия Небесного наследниками быти, да с тобою вкупе славословим величие, благодать и милость единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Дополнительная литература

Жизнеописание священномученика Павла Кушникова к канонизации

Канонизация

Презентация Священномученик Павел Кушников

«Подвижники благочестия» — Священномученик Павел Кушников

Жизнеописание священномученика Павла Кушникова (аудио)

Священномученик Павел Кушников (видео)