Священник Николай Николаевич Орлов

Настоятель Гришкинской церкви (современный Череповецкий район) священник Николай Николаевич Орлов родился 24 ноября 1888 года в деревне Остров Заболотского прихода, Дмитриевской волости в семье священнослужителей в нескольких поколениях. «Из духовного звания, сын священника. По окончании Новгородской духовной семинарии был назначен учителем Чуровской церковно-приходской школы Череповецкого уезда. В том же году 10 октября состоял учителем в Соковниковской земскойшколе. Резолюцией Его Высокопреосвященства от 18 октября 1914 года определен псаломщиком к Череповецкому собору. 31 июля 1915 года определен к Гришкинской церкви священником и рукоположен в сан Преосвященным Епископом Кирилловским. С 19 августа1920 года состоит благочинным» [5].
… «В 1919 году награжден ко дню св. набедренником. Содержа-
ние получает от собственного труда и прихода в качестве добро-
вольных самопожертвований прихожан. Имеет дом с постройками.
В походах и сражениях не был. Взысканий – нет. Имеет жену Анну
Авенировну, род. 1893, 22 марта. Дети: Мария 1916 г.р. 25 июня, Ни-
колай – 1918 г.р. 4 октября, Иоанн – 1920 г.р. 17 октября». Жалование
не положено. Средний доход, приносимый, не обеспечивает семью
требами на целый год; для скота сена снимается достаточно ввиду
того, что за последнее время держится на дворе самое умеренное
количество скота» [1].
…10 сентября сего же 1915-го года Преосвященнымъ Иоаникиемъ, Архиепископомъ Кирилловскимъ посвященъ въ санъ диакна, а 11
числа с/м рукоположенъ въ санъ иерея къ сей церкви. Съ 22 сентября
началъ служить въ приходе» [5].
На время службы Николая Орлова выпали самые трудные периоды истории страны: мировая война, революция, голод, политические гонения на церковь, репрессиипо отношению к семье. Служил он в Гришкинской церкви почти 20 лет. Несмотря на репрессивную политику властей, Гришкинская церковь после неоднократных постановлений была закрыта самой последней в районе:15 апреля 1941 года
[7]. Приход удавалась сохранить в самые трудные годы, благодаря
прежде всего, священнику Орлову, а после его ареста – благодаря его
жене Анне Авенировне. Даже после ее расстрела религиозная община
продержалась еще почти 4 года [7].
Уже по записям из ведомости Гришкинской церкви 1922 года [1]
видно, что доход церкви и семей священнослужителей очень невелик.
А после запрещения властью исполнять религиозные требы и вовсе
упал до нищенского. И в таких условиях все хозяйство священника
объявляется властью «зажиточным и кулацким», значит, подлежащим
обложению в индивидуальном порядке, т.е. назначается повышенный и неподъемный налог [6].
В ЧЦХД [6] сохранилось личное дело на Орлова Н.Н. и его жену
Орлову А.А. как служителей культа. Это 56 листов переписки Орлова
Н.Н. и его жены с контролирующими органами: комитетом кресть-
янской бедноты, сельсоветом, райфинотделом, Леноблисполкомом,
прокуратурой, земельной комиссией, налоговыми органами и даже с
Кремлем. (Заявления от 23.02.1930; от 09.05.1930; от 07.06.1931; от
13.07.1930; от 06.09.1931; от 11.06.1931; от 14.08.1931; от 01.10.1932;
от 17.09.1932; от 12.11.1932; от 21.01.1933; от 04.05.1933; 03.1933;
03.07.1933; 13.07.1933; от 04.10.1933) [6].
В своих заявлениях отец Николай пытался неоднократно выяснить причину столь непомерных налогов на всю землю, скот, мясозаготовки, и молокозаготовки, заработок как служителя культа. Причем налог нужно было уплатить единовременно. Священник в своих обращениях наряду с цифровыми обоснованиями неправильного исчисления налогов подчеркивал: «…Мне как служителю культа, а именно, как священнику неоднократно приходилось подпадать несправедливому обложению по различным видам налогов благодаря незаконным действиям местных органов власти…[6].
….Это и многое другое побуждает меня сообщить Высшему Органу власти о своем гражданском состоянии и искать справедливо-
сти…
…Справедливо ли такое отношение сельсовета к делам непосредственной распорядительности своей, и не отзовется ли это болезненно на моем хозяйстве?
…Я ведь один трудоспособный в семье. Моя жена больна, имеет
медицинское свидетельство. Детей 5 человек. Все малолетние.
…Вся беда и вина состоит в том, что я священник, исключительно из-за этого числится кулацким мое хозяйство и несет тяжбы во
всех отношениях гражданского состояния. Непомерная тяжесть
налога разорит все мое хозяйство, состоящее из лошади и коровы и
разорит старое мое и ветхое гнездо по бревну, и всего этого, конечно, мало, и сам я сочтусь злостным, даже затратив все силы и способы.
Спросите всего народа моего прихода, и они скажут определенное слово, как я живу и как я тружусь и как я бедняцки прозябаю. прошу лишь только справедливости Высшего Центрального Исполнительного Комитета: мое хозяйство отчислить от наименования «кулацкий, зажиточный», снизить сельхозналог и перенести
сроки на 15 сентября с 15 июня.
….До сих пор я, утрачивая все силы и все способы, являлся исправным и платил все по требованию, и ныне свидетельствую пред
Высшим Органом Исполнительной Власти, что я заранее болею душой, не желая быть злостным неплательщиком, и поручаю Исполнительной власти войти в мое семейное положение и разобраться в коренном вопросе: могу ли я принадлежать к кулацкому классу по материальному моему положению и по настроению?
…Если бы знала Центральная власть о нашем убогом существовании, то конечно, не было бы таких ненормальностей и не пришлосьбы взывать подобных чувств и указывать на местные несправедливости.
…Не для меня ли одного произошли подобные дела? Есть ведь
много кругом и около духовенства, но неслыханно доселе, чтобы один
еще был так обложен, как я, а между тем, я не знаю ни одного, кто
бы был отцом стольких малолетних деток! Пятеро детей, да с такою беднотою, куда нам всем деваться? Прошу покорнейше Высший Исполнительный комитет принять участие и расследовать это дело. Прошу народную власть спросить у нашего народа, насколько я богат, и каковы условия нашей жизни… [6].
По рассказам очевидцев, жили Орловы, действительно, очень бед-
но и кормились за счет своего труда на земле. Дети несли большую
нагрузку: заготавливали на зиму грибы, ягоды, работали в поле. При
этом все учились.
…Вся моя служба на Гришкинском приходе течет в период времени тяжелый для страны нашей. Вот 16-й год моего служебного поста, а на место мы оба с женою прямо с ученической скамьи. Люди новые в новом месте, мы еще можно сказать не прижились совсем, как пошли печальные дела: Германско-Русская война с ее тяжелыми последствиями. С колыбельного детства привыкший к сельскому труду, я и до сих пор не бросал своего небольшого хозяйства,
которое исключительно и питало семью нашу и давало определенный
доход государству.
…Я не отказываюсь платить, и все поступления сумм несу на на-
логи, но пусть закон откроет мне возможность уплатить. Пусть
даст Государственная Высшая власть сроки, в которые бы я с же-
ной мог внести посильный с/налог … [6].
Ответы центральных органов власти на эти заявления были однозначны: разобраться на местах. Местная власть давала только один
ответ: все налоги начислены правильно, подлежат уплате в назначенный срок. Хотя кому, как не им, видно было, насколько невыносимым было положение семьи, в которой 1937 году уже было 7 детей.
Матушка Анна Авенировна, по рассказам местных жителей, просила
соседку не выбрасывать картофельные очистки, чтобы хоть что-то
сварить детям. И тем не менее, 17 января 1934 года в доме священника Николая Орлова устраивают обыск. И как пишет жена Николая Орлова, «…хотя при обыске ничего подозрительного не оказалось,мужа арестовали и увезли в Череповец, где он находился до марта,потом его увезли в Ленинград и приговорили к 5 годам выселки в Д15(18?)К? на Владивосток, оставив меня на произвол судьбы в постели с 2-суточным ребенком на руках. И еще с 6 человеками детей
от 1 до 17 лет. Трое младших из детей были учениками ИСШ. Четвертый – ученик начальной школы» [6].
После ареста и высылки священника Орлова Н.Н. все бремя налогов переложили на жену Анну Авенировну. Она сопротивлялась, как могла, отправляя письма в разные инстанции, в том числе и в Кремль о смягчении налогового бремени и судьбе мужа. Никаких послаблений матери семерых детей власть не предложила. Вместо этого 21 августа 1937 года Анну Авенировну арестовали, 15 сентября того же года особая тройка при УНКВД по Ленинградской области вынесла
обвинение по ст. 58-10-11 УК РСФСР, и 17 сентября 1937 года ее расстреляли [2]. Данные о месте захоронения отсутствуют. У нас нет точных данных о нахождении в ссылке Николая Орлова. Известно только от его родных и местных жителей, что его освободили и убили сразу же при выходе из колонии. Предпоследний ребенок Орловых умер от голода. Остальных детей забрали родственники. Младшей Полине было 3 года. Иван, Николай и Евгений доблестно воевали с 1939 года, Евгений отдал жизнь в Великой Отечественной войне за
Родину, но не за ту власть, которая лишила его родителей и обрекла
на сиротство. Выжили 5 детей, все получили высшее образование,
достойно работали на благо своей страны [4].
На основании Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г. и заключения прокуратуры Вологодской области от 05.04.1989г. Орлова А.А. реабилитирована. Постановлением Президиума Вологодского областного суда от 17.02.1970г. Орлов Н.Н. реабилитирован [3].
Литература
1. Ведомость о Гришкинской Тихвинской церкви Новгородской Епархии за 1922 год // ГАВО. – Ф. 1010. – Оп. 3. – Д. 86.
2. Жертвы политического террора в СССР. – URL: http://lists.memo.ru/
index15. htm
3. Из ответа на запрос Елизаветы Николаевны Орловой №10/4-0-13 от ФС
контрразведки РФ от 30.09.94г., г. Вологда
4. Информация от Ирины Ильницкой, внучки Орлова Н.Н., г. Кемь, 2014 г.
5. Лътопись Гришкинской церкви и ея прихода Череповецкаго уъзда Новгородской епархiи, начатая вестись съ 1894 года. На 29 листах. Череповецкое музейное объединение (ЧерМО ) 1418/30 кн. 9-81.
6. Череповецкий центр хранения документации (ЧЦХД). – Ф. 142. – Оп.1 –
Д. 7. Личное дело лишенного избирательных прав Орлов Николай Николаевич
Начато 09 мая 1930 г. Окончено 10 ноября 1936г.
7. ЧЦХД. – Ф. 5. – Оп. 1. – Д.12а. Череповецкий Райисполком Материалы
религиозных общин (Гришкинской) Уломского района Начато 23 октября
1927. Окончено 01 апреля 1941. На 71 листе.

Т.В. Пахолкова, к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков ГИ ЧГУ, г. Череповец.
Печатается по: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР.  Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Череповец, Череповецкий государственный университет, Гуманитарный институт, 26 марта 2015 г.//Проза.ру