Размышляя о жизни великой подвижницы …

Житие  игумении Таисии (Солоповой) как духовное руководство  христианам к жизни по Богу, во Христе Иисусе, Господе нашем.

«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19)

 Обращаясь к жизнеописанию того или иного угодника Божия, каждый православный христианин старается перенять из него опыт ведения духовной жизни, получить духовное наставление для своего спасения. Каждый, в силу особенности своего мышления, сердца (чувств), берет из жизнеописания что-то свое и старается в дальнейшем реализовать полученные знания в своей жизни.

Эпиграф статьи, заключающий в себе слова Господа, раскрывает  жизнь игумении Таисии, воплотившей  заповедь Божию в реальность. Зная наизусть Евангелие, она жила по нему, уча Слову Божию как современников, так и потомков своим личным примером, делами, словами, письмами, записками, наставлениями.

Чему же конкретно учит нас своей  жизнью матушка Таисия? Почему к ней тянется душа каждого человека, узнавшего её?

Конечно, вере во Христа,  преданности Ему, вверению себя Его спасительному Промыслу, самозабвению, бесконечной любви ко Спасителю. Её жизнь, представляющая собой жертвенное горение пред лицем Божиим,  есть та самая свеча, о которой пишет евангелист: «… зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 15). Так и матушка своими трудами, непрестанными молитвами, делами милосердия и сострадания согревала души всех, обращающихся к ней за помощью.  Продолжает она это делать и теперь. Главное, обратиться к ней с верой, твердым упованием, что услышит и поможет. Подобно свече она  зажигала прежде и продолжает зажигать  огоньки веры и любви ко Христу в людских сердцах.

Многие современники отмечали глубокую веру и  любовь матушки к Богу и вверенному ей делу. Так, праведный Иоанн Кронштадтский, духовный отец, друг и сомолитвенник игумении Таисии, в своих письмах часто называл матушку святой старицей, подвижницей Божией и Царицы Небесной, беззаветно преданной Христу, главу её священной, «мыслящей непрестанно, яже суть Божия», любовь матушки о Христе постоянной, чистой, неоскудевающей (письмо праведного Иоанна Кронштадтского игумении Таисии 1 января 1907 г.), слова и душу благими, сердце добрым, простым и боголюбивым (письма праведного Иоанна Кронштадтского игумении Таисии 16 января 1907 г., 1 июля 1907 г.).

Священник Леушинского монастыря Клавдий Екатерининский в речи, обращенной к матушке 23 марта 1901 года по случаю её 20-летней настоятельской деятельности, сказал: «Своею материнскою любовию к своим чадам – сестрам обители Вы заслужили такую любовь их, что каждая из них готова за Вас свой живот положить и каждая старается жить как можно лучше, чтобы не огорчить свою Матушку» (Статья «Скромное торжество в обители».// Новгородские епархиальные ведомости № 13 от 1 июля 1901 г. С. 868-871).

Протоиерей Леушинского монастыря Александр Светловский, благодаря матушку за её многочисленные труды, любовь, молитвы в 1915 году в  надгробной проповеди произнес: «По чьему ходатайству все это было? Да по ходатайству все той же, незабвенной, ныне преставльшейся Игумении Таисии. Вот, что значит вера и глубокая любовь к своему делу. Иисус Христос говорил:   аще  имате веру яко зерно горушно и речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам. И мы видели осуществление этих слов на покойной дорогой нашей матушке Игумении. Слава Богу, воздвигающему таких деятелей в Церкви Христовой; и глубокая благодарность и земной поклон почившей за все ее хлопоты, за ласки, за любовь!».

Все перечисленные выше добродетели, присущие матушки, следуя её примеру, надлежит развивать в себе и нам. Также, подобно матушке, нужно стараться мыслить непрестанно о Боге, богоугождении, а не мирской, земной суете, пытаться избегать мыслей лукавых, усердствовать о том, чтобы сердце наше было чистым, добрым, простым, боголюбивым, слова и чувства – благими, для Бога, стараться словом и делом способствовать спасению других.

Самозабвенно трудясь на земле для Бога, она учит и нас выполнять каждое свое дело для Господа.  Сколько сложных задач ей приходилось решать, неся послушание в начале покорной и любящей дочери, затем монастырской послушницы, письмоводительницы, певчей, казначеи, монахини, а после и руководительницы  монашеской общины, устроительницы Леушинского монастыря и духовной матери многих – игумении, храмостроительницы,  устроительницы монастырей и пр.

Ей приходилось не только заботиться  о вверенных её попечению сестрах Леушинской обители, их пропитании, духовном окормлении, но и об окружающем монастырь населении, его образовании. Она всегда помнила и наставляла  других, что все, что мы имеем – дар Божий, который должен быть употреблен на служение Ему: «Принеси в жертву дар Давшему его, ибо «что имаши, его же неси приял» (1 Кор. 4, 7). Не от Бога ли всещедрого все наши талан­ты и способности, и не взыщет ли Он с нас отчета в их употреблении?» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо шестое.)

Радея о духовном образовании, она  создала церковные школы для детей и для учителей,  составляла духовные наставления («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни»). Духовным руководством для потомков  служат и её стихотворения.

Миссионерская деятельность матушки распространилась далеко за пределы Леушинского монастыря и его окрестностей. Открыв  подворья в г. Санкт-Петербурге, Череповце, Рыбинске,  устроив не одну обитель, она излила из них на окружающий мир свет любви Христовой, согрев его светом сердце не  одного человека, приведя к вере многих. Благоустраивая пристани полноводных рек, создавая на них пристанище для сестер, она стремилась к тому, чтобы везде звучала молитва и славословие Богу,  приводя  многие кораблики – души человеческие в тихую и мирную гавань Церкви Христовой.

Воспринимая все скорби, беды и болезни как задания, поручения, данные Богом, матушка, несмотря на занятость, слушала и исполняла с помощью Божией многочисленные просьбы просящих, научая и нас самоотверженно служить ближнему по заповеди Божией о любви, забыв себя, стараться не оставаться равнодушным к людским просьбам. Кротко несла она все послушания пред лицом Божиим, научая и нас, подобно псалмопевцу Давиду, тому же: «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс.2: 11).

Читая автобиографические «Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря», невольно замечаешь  смирение матушки, осознание ею своей ничтожности, никчемности пред Богом и людьми. Вспомним, как начинает матушка свои  «Записки»: «Не по своей воле или желанию начинаю я эту запись, и не только не по желанию, но даже и против него; единственно, из послушания людям, гораздо более меня опытным, без сравнения умнейшим меня и более духовным, людям известным не только мне, убогой, но и всем ревнующим о жизни богоугодной и о спасении своих душ». О чем говорит это введение? О том, что матушка жила не  по своей воле, а по воле Божией, явленной ей в сей раз через окружающих её людей. Как она относится к окружающим? Как к людям более совершенным, чем она. Не раз наставляет она такому смиренному мышлению, упованию во всем и всегда не на себя или другого человека, а на помощь Божию и  новоначальных инокинь в своих письмах к ним: «Не на свои немощ­ные и убогие силы полагаясь, а на всемощную благодать и помощь Божию надеясь, начнем понемногу приучать свое мятущееся сердце к бо­жественной тишине сладчайшего Иисуса, ибо Он есть «eдин Царь мира».» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо тринадцатое.). «Видишь,— и оправданиям Господним, то есть благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения. Десять дев в полуночи ожидали пришествия небес­ного Жениха; но только половина их была принята в чертоги Его, а ос­тальные, как не имевшие елея во светильниках своих, к стыду своему и прискорбию, не только не были допущены в чертог, но и услышали грозные слова Жениха: «аминь глаголю вам: не вем вас» (Мф. 25, 12). Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мни­мого усердия.» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо третье.).

Учит жизнь матушки нас и Христовой любви к ближнему. Сколько завистников, клеветников её окружало, но всех матушка, по заповеди Божией, прощала, молясь за обидчиков. Так, например, приняла она обратно в монастырь,  и сестер, прежде устроивших против неё заговор.

Каждому человеку трудно забыв себя, свои желания, постоянно служить другому, как Самому Богу. Матушка  дает на сей счет такую рекомендацию: «Если будешь смотреть на ближнего, как на близкого (не чуждо­го) тебе человека, как на собрата твоего, искупленного бесценною кровию Богочеловека и усыновленного Им Отцу Небесному, то, если в сердце твоем теплится хотя малая искра любви к Господу, ты непре­менно возлюбишь и ближнего твоего, ибо «любяй Бога, любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21). Если ты будешь чаще припоминать любвеобильнейшие слова Господа: «Еже сотвористе единому сих братии Моих меньших,— Мне сотвористе» (Мф. 25,40), то никогда ничего не пожале­ешь для них — ни вещественного подаяния, ни нравственных для них трудов. Если будешь почаще вглядываться в свои собственные недос­татки и проступки, то ни о ком не будешь не только говорить, но и ду­мать дурно, ибо не увидишь чужих погрешностей, когда внимание твое будет сосредоточено на твоих собственных грехах. Да если бы даже и пришлось тебе видеть сестру твою согрешающею, то помысли, что она тотчас же может покаяться, исправиться и загладить свой грех, «силен бо есть Бог возставити ю» (Рим. 14, 4), а ты, осуждающая, можешь еже­минутно согрешить гораздо горше ее и не знаешь, будет ли тебе дано время на исправление и заглаждение греха. Итак, берегись осуждения, угождай всем, считай себя худшею всех, храни любовь ко всем в сердце твоем и проявляй ее на деле; тогда бу­дешь мирствовать и спасешься» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Первое письмо.).

Учит нас матушка и непрестанному общению с Богом, возношению к Нему мыслей и чувств, молитве. В автобиографических «Записках» она делится содержанием разговоров с Богом, Богородицей и значением для неё молитвенных встреч с Ними и со святыми. Молясь в минуты скорби и радости, находясь в сложных жизненных обстоятельствах, начиная и оканчивая каждое дело молитвой, она наставляет так поступать и других. В письмах к новоначальным инокиням, матушка дает наставления о молитве: «Внутреннюю же, тайную молитву может и должен держать каждый, по слову Апостола: «Потаенный сердца чело­век в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Пет. 3, 4), предстоя пред Господом. … Долговременный, неослабный труд, постоянное самопринуждение, как я сказала, потребны для стяжания внутренней непрестанной молитвы. … она (молитва — коммент. авт.) доступна и удобна при всяком физическом труде, при всяком житейском занятии, при вкушении пищи и пития, при прогулке, при исполнении общественных послушаний, и всегда и во всякое время дня и ночи, лишь бы ум и сердце внимали своему «внутреннему деланию». Много и весьма много писали об умной молитве Иисусовой богомудрые отцы, опытом изведавшие и сладость, и силу ее; так, один духоносный муж говорит: «с именем Иисуса или с искреннею мыслью об Иисусе соединена великая сила: она прогоняет страсти, запрещает бесам, наполняет сердце небесною тишиною и радостью» («Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо тринадцатое).

Наставляет нас матушка своей жизнью творить дела милосердия, быть сострадательными к ближним, помня, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5: 7). Множество примеров помощи нищим, сиротам дает нам её жизнь. Это и кормление голодных, и денежная помощь нуждающимся, и  опека  сирот, и подаренная ей неимущим возможность получить образование, профессию, коей можно будет зарабатывать себе на жизнь и мн. др. Отмечая данную добродетель матушки, протоиерей Николай Шиловский, в своем слове во время литургии 6 января 1915 года, в день отпевания игумении Таисии, произнес: «…оставив нас телом своим, ты, дорогая матушка, не оставила нас душою своею в дивных уроках, какие мы черпали из личного примера твоей многотрудной земной жизни. Ты при жизни всех учила, как нужно жить в Боге и для Бога, как нужно самоотверженно служить ближнему своему; ты часто, забывая нищету и бедноту свою, делилась последним, что имела с бедняком и неимущим. Ты не могла равнодушно посмотреть на слезы ближних своих; ты не однажды протягивала руку помощи и врагам своим.» (Источник: Новгородские епархиальные ведомости. – 1915 г. — №7. С. 258-259).

Очищая свое сердце покаянием, непрестанной молитвой, Причащением Святых Христовых Таин, матушка Таисия сподобилась от Бога видений Святой Троицы, Господа, Богородицы, святых, т.к. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Её пример учит нас внимательно вглядываться внутрь своего сердца, в свои мысли и чувства, пытаться познать себя, искоренить греховные страсти.

Научившись по Евангелию жить под руководством Святого Духа, матушка Таисия учит этому и других словом, делом и молитвою.  Сама став святой, подвижницей из любви ко Христу, она делится своим опытом с окружающими: «мы, читая и слушая повествования о великих подвигах святых, часто говорим в свое оправдание: «То были святые!.. То было в те прежние времена! А теперь и люди слабые, и время не то!» Так вот, уразумей из опыта, что и теперь есть истинные подвижницы. Не время, не место делают человека святым, а доброе его произволение и твердая воля. Молись неослабно, и Господь не лишит тебя Своей благодати» ((«Письма игумении Таисии к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни». Письмо двенадцатое).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых… чтобы мы узнали, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, чтобы и мы не ленились подвизаться в ней». Следуя совету святого, извлечем для себя из жизни матушки Таисии уроки, полезные для спасения душ наших и с помощью Божией постараемся, следуя  её примеру  ревностно подвизаться в добродетели, учиться самоотверженно любить Бога и ближних. Глядя на этот негасимый светильник веры, впитывая в себя его свет и тепло, будем старательно поддерживать в своих сердцах пламень любви ко Христу, всегда помня слова духовного завещания матушки:  «…Храните веру, … будьте тверды в вере и любви ко Господу нашему Сладчайшему Иисусу, коего вы носите в сердцах своих. Если пребудет в вере и любви к Господу,  то Господь пребудет с вами …».

Автор статьи: сотрудник комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии  Е.А. Силина.