Память — 1 июня
Преподобный Сергий Шухтовский (в миру — Стефан) был схимонахом Шухтовского монастыря, расположенного в местечке Шухтово (ныне с. Покров Череповецкого района, в 50 километрах от города Череповца). Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в надписи на его гробнице, находившейся в ныне разрушенном Троицком храме села Покровское, которое сейчас именуется Покров.
«В лето 7117 (1609) месяца мая 19-го на память священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставися раб Божий, инок и схимник Сергий, при благоверном царе и великом князе Василии Иоанновиче Шуйском и при святейшем Ермогене, патриархе Московском. Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы, что в Шухтове, во области града Белаозера. Рождение и воспитание святого во граде Казани. Егда родися, сосца матерня никако же прият, пияше ячменное и неквасное сусло, пища же его сухий хлеб и сурово зелие точию по дважды в неделю. Из Казани ходил в Палестнину и Царьград и тамо пребысть три лета, ходя по святым местам, навыкая обычаям монастырским, пребываше во искусе иноческом, ношаше на себе власяную рясу. Непострижен из Палестины прииде в великий Новград в соборную церковь Софии премудрости Божия. Из Новагорода пошед в Самоядь Лопскую к океану морю, и оттоль пойде в Соловецкую обитель прпп. отец Зосимы и Савватия, и в 7111 (1603) году пришед в Шухтовскую волость, пострижеся во иночество и восприя великий ангельский образ в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, о чем подписано на иконе чудотворца Сергия, коия изображена писанием вышеупомянутым архимандритом, понеже сам искусен был сему художеству. В бельцах преподобному имя бысть Стефан, а во иноцех наречен Сергий, и пребываше без сна день и нощь: в молитвах же и в постех и в коленопреклонениях. Постели себе не имеяше. Егда же воздремаше, тогда мало сна приимаше на локтях точию и наколену, а всех лет жития его в бельцах и по иноцех 50 (или 75 лет). Возрастом бемал, лице имея бело кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяше, мантия долга, ряса черна, и егдабе жив, многа чудеса сотвори, и даром пророчествия сподобися, пищу себе не у всех приимаше».
Жизнь преподобного Сергия являет собой особый вид подвижничества – странничество, когда подвижник путешествуя пешком по святым местам навыкает молитве, преодолевает трудности связанные с терпением зноя и холода, недостатка и грубости пищи, встречи с всевозможными опасностями от лихих людей, а так же борясь с унынием от долгого и трудного пути, упражняясь в терпении и мужестве. Странник на Руси, это богомолец, навыкший в добродетелях мудрец. Преподобный Сергий во время своих странствий обучался иноческому деланию во многих монастырях православного мира, беседовал с подвижниками веры и благочестия, по всей видимости нашел для себя образец монашеской жизни, который и старался воплотить в пустыни Русского Севера.
Еще один важный факт из жизни преподобного это миссионерство среди лопарей (саамов): «из Новагорода пошед в Самоядь Лопскую к океану морю». Под Самоядью Лопскою подразумевается Лапландия- земля в северной части Скандинавского и западной части Кольского полуострова.
Достоверно не известно пришел ли преподобный Сергий в уже существующий монастырь на реке Шухтовке или же он был основателем оного. Известно, что преподобный был игуменом монастыря, о чем свидетельствует древняя копия, игуменского посоха хранящегося в Череповецком музее. Сам посох был усердными богомольцами по щепкам унесен по домам.
Накладки, бывшие на раке преподобного Сергия Шухтовского, хранятся ныне в Череповецком музейном объединении г.Череповца.
Шухтовский Покровский монастырь просуществовал не долго. После кончины преподобного, последовавшей в 1609 году, в Смутное время, когда Русский Север разорялся лихоимцами, многие монастыри перестали существовать в следствии множественных разорений и пожаров, среди них был и Шухтовский монастырь. Известно, что после завершения бедствий, принесенных смутным временем, в 1618 году на месте упокоения преподобного Сергия был построен деревянный Троицкий храм. В переписной книге 1678-1679 годов сведения о Покровском монастыре отсутствуют. Позже на месте монастыря были построены два каменных храма и склад. В 1960-1970 годы храмы стали местными жителями разбираться на кирпичи и к 2000 году от них практически ничего не осталось. В 2009 на фундаменте Троицкого храма, где, по преданию, находится захоронение преподобного Сергия, был построен небольшой Покровский храм.
Презентация. Шухтовский приход. История. Документы. Фотографии
С именем преподобного Сергия Шухтовского связанно еще два места паломничества верующих, расположенные рядом с селом Покров – это святой камень и источник преподобного Сергия.
В двухстах метрах от села Покров в направлении деревни Никола находится камень преподобного к которому, как утверждает народная молва, святой Сергий ходил для молитвы.
В нескольких метрах от камня, в лесу, расположен источник преподобного Сергия Шухтовского.
На территории Череповецкого района в поселке Суда находится единственный в мире храм посвященный преподобному Сергию Шухтовскому.
Статья написана по материалам М.Г. Мальцева, фондов Череповецкого музейного объединения, сайта https://azbyka.ru/days/sv-sergij-shuhtomskij-shuhtovskij
Тропарь, кондак и молитва преподобному Сергию Шухтовскому.
Тропарь и кондак преподобному Сергию Шухтовскому были написаны в конце 19 века. Дьячок Шухтовской церкви, Василий Николаевич Бальзаминов ( некогда был священником, за приверженность к спиртному был низведен на должность дьячка), после угрозы настоятеля пожаловаться на его нетрезвый образ жизни благочинному и отправить на черные работы в монастырь, всю ночь коленопреклоненно молился преподобному Сергию с просьбой избавить его от наказания. Наутро он принес написанные тропарь и кондак святому Сергию. Ниже приведены тропарь и кондак написанные дьячком Бальзаминовым.
Тропарь, глас 8:
Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси / и из глубины воздыханьми ю расплодил еси /и бысть постнически равно Ангелом житие твое; /страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси /и Ангелом собеседник явися, /Божественнаго винограда насеятель быв; /и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное. /Тем же тя почитаем, преподобне отче наш Сергие, //моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
От мира скрывся, в пустыни пожил еси, / досточудне Сергие, / но Христос тя показа Русской земли, / яко сокровище многоценное. / Пустыню одождил еси своими поты / и бысть, яко риза винограда нетленнаго, / темже моли за архиереии за власти, // и за вся христианы, чтущих память твою.
Молитва преподобному Сергию Шухтомскому
О многотерпеливе подвижниче, преподобне Сергие, отче наш! Ты от лет младых иго Господне на раменах своих понести восхотевый, устремил еси стопы твоя ходити в заповедех Его и руце твоя укрепил еси к деланию повелений Его. Ты, отче преподобне, верою несумненною укрепляемь, от стран южных, идеже Господь наш Иисус Христос плотию Своею пречистою хождаше, и распят бысть, и воскресе из мертвых яко Бог, даже до стран полунощных, яже близ окияна ледовитаго, востече, слово Божие возвещая и в подвизех своих возрастая в меру совершенну. Ныне мы грешныя, чада твоя, собраннии на месте земнаго твоего упокоения, идеже положено бысть многотрудное тело твое, вопием к тебе из глубины сердца и глаголем: огради святыми твоими молитвами землю нашу и вся люди, чающия твоего милостиваго предстательства, градом и весем буди твердый хранитель, пастырем буди образ веры и наставление во благочестии, иноком в терпении и целомудрии путевождь. Умири, о святый наш наставниче, вся раздоры, в народе нашем аки буря воздвизаемыя, да приидем во единство веры и в союз любве, во еже исполнитися на нас словесем Господним: аще в любве пребудете, познает мир, яко поистине ученицы Моя вы есте. Не отрини нас от покрова молитвы твоея, теплый наш ко Господу ходатаю, да не будем снедию врагу и брашном чуждему, но да будем до последняго нашего издыхания подражателями тебе в соблюдении заповедей Господних, сладость вкушающе повелений Его. И яко же благовествовал еси Закон Господень, прохождая землю всю, даждь и нам от восток солнца и до запад хвалити Имя Господне, да твоим заступлением достигшее бесконечнаго невечерняго дне, купно с тобою внидем в Горний светлый Иерусалим, идеже Безначальному Небесному Отцу, от небытия в бытие нас приведшему, и Беспорочному Агнцу Божию, Кровию Своею нас искупившему, и Животворящему Утешителю Духу, дары благодатными нас снабдевающему, песнь воспоим во веки веков. Аминь.
Источники
Музейные экспонаты