Преподобный Иродион Илоезерский

irodion-iloezerskij

Преподобный Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника-конволют. 1748 г. (ГИМ. Барс. № 851. Л. 87 об.)

Память: 11 октября по новому стилю

ЖИТИЕ  ПРЕПОДОБНОГО  ИРОДИОНА  ИЛОЕЗЕРСКОГО

Несмотря на все богатство традиций отшельничества на Русском Севере, там немного найдется мест, столь же излюбленых пустынножителями, как леса вокруг Белого озера в окрестностях города Белозеро (современный Белозерск). В XVI-XVII вв. Белозерский уезд был разделен на 3 стана — Судский, Заозерский и Надпорожский  и Чарондскую округу и включал в себя земли вокруг Белого озера и в бассейнах рек Суды и Шексны, между Белым озером и озером Воже. Особенно многочисленны были пустыни и небольшие монастыри вокруг стоящего на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерского монастыря («Кириллова Большого монастыря»), так называемое монашеское Заволжье. Именно в этих местах подвизался преподобный  Иродион  Илоезерский.

В Житии прп. Иродиона сообщается, что он был учеником прп. Корнилия Комельского и сначала жил в основанном прп. Корнилием Введенском Комельском монастыре до смерти своего учителя в 1537 г., после чего, подобно многим другим инокам этой обители, покинул монастырь в поисках места для пустынножительства.

Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Богоматерь с Младенцем, с Белозерскими чудотворцами». Кон. XVII — 1-я пол. XVIII в. (Белозерский обл. краеведческий музей)

Вскоре прп. Иродион пришел в Белозерский уезд и поселился на озере Уро (Урозеро), расположенном к юго-западу от Белозерска, в деревне, называемой в Житии Илоское. Здесь преподобный, поставив келью и часовню, жил некоторое время. Затем он вновь отправился в путь, пока не нашел себе пристанище на небольшом озере Ило, «на острове», «в веси» Междуозерской, называвшейся так из-за расположения между озерами Ило и Азатским. Здесь прп. Иродион построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Архиереем, который благословил прп. Иродиона на строительство церкви, вероятно, был Ростовский архиепископ Кирилл, управлявший епархией в 1526-1538 гг., или сменивший его Досифей, который до поставления на Ростовскую кафедру был настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря.

Вскоре место отшельничества святого превратилось в небольшой монастырь. Здесь прп. Иродион преставился 28 сентября, в день памяти св. Харитона Исповедника, однако год его смерти неизвестен. Встречающиеся в исследованиях сведения о кончине преподобного в 1541, 1542 или 1544 г., как например, у митрополита Макария (Булгакова), восходят, очевидно, к «Книге, глаголемой Описание о российских святых», многие датировки которой недостоверны. Показательно, что ничего не сообщает о годе смерти преподобного епископ Амвросий (Орнатский), который а рубеже ХVIII и ХIХ вв. побывал на озере Ило. Прп. Иродион был погребен рядом с построенной им церковью в часовне, на месте которой в середине ХVII столетия построили церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Во 2-й половине ХVIII в. к 2 деревянным храмам добавился «придельный» каменный во имя прп. Иродиона. Позднее вместо обеих деревянных церквей был возведен каменный храм Рождества Богородицы с приделами в честь Похвалы Богородицы и прп. ИродионаИлоезерского (к середине XIX в. в пустыни существовала одна церковная постройка — каменная), сохранилось полуразрушенное здание храма.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAИродионовская Междуозерская (Азатская Илоезерская) Богородице-Рождественская пустынь, основанная прп. Иродионом Илоезерским, представляла собой такое специфическое и севернорусское явление, как приход-монастырь. Приходская община появилась в пустыни еще при жизни прп. Иродиона. Она прочно обосновалась при монастырских храмах, после того как насельники в Смутное время оставили пустынь. В середине XVII в., когда монастырь был возобновлен, его строитель иеромонах Исидор просил духовные и светские власти о выселении прихода с Илозерского острова. Были получены соответствующие грамоты от царя и Вологодского архиепископа, однако ликвидировать приход не удалось.Монастырь просуществовал в соседстве с приходом до 1764 г., когда в результате секуляризации был преобразован в приходскую общину . К концу ХIХ в. настоятель междуозерской церкви не имел достоверных сведений о существовании здесь прежде монастыря и, возможно, узнал о нем из обнаруженного им списка Жития прп. Иродиона Илоезерского.

mwgrppn6ess

Месяца сентемриа в 28 день житие и жизнь, и подвизи преподобнаго отца нашего Иродиона, новаго Илоозерскаго.

Не во многа времена и в наша лета содеяся Божиим изволением. Преподобному и богоносному отцу нашему Корнилию игумену ко Господу отшедшу, ученицы же его, оставлше своего пастыря и учителя и приимше своя воля, коиждо желая на игуменство, а инии на келарство, и ини же на нарядничество, и инии жесвятии и преподобнии отцы узским и тесным путем путшествующе, сии же от власте и небрегоми  быста. И изыдоша мнози овии изКорнилиева монастыря и идоша на восток, а инии на северную страну к Белу езеру.

Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405. Л. 109 об.)

Прииде же преподобный отец наш Иродион схимник в волость Овве, нарицаемую Илоские, на Уломезеро. И вселяся ту преподобныи Иродион, часовню и келию постави и поживе ту в добре подвизании  многа лета. И от труда своего во едину убо от нощи от великаго бдения вниде в тонок сон. И се ж, мало ему спящу, и прииде к нему глас, глаголя  «Убудися, востани, старче, и иди в весь, нарицаемую Межьозерье, на остров, еже на Илоезеро, и ту на острову постави церковь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Рождества, и ту уготовахти место». Востав преподобный от сна и сотворив молитву, размышляше в себе видению тому. По явлении же том поиде преподобныи к веси, рекомеи Межьозерию, и прииде на реку, зовомую Рыбницу. И помолися Богу, мало успепреподобныи от путнаго шествия и слышав манием звон на том Илоезере. И востав преподобный от сна, благодарив в себе Бога и Пречистую Богородицу, и вскоре прииде на остров, и походи на нем, и возлюби его, что угодно иноком жителствовати, и купи преподобныи тот остров у некоего боголюбива мужа, зовомаго Анисим. И постави церковь преподобныи отец наш Иродион во имя Рождества Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и украсив ю иконами Господни и утварию церковною, аки невесту Христову. И живее преподобныи у церкви Пречистыя Богородицы в трапезе лета доволна.

И мнози к нему приходяще пользы ради и поучахуся от него. И кто ему принося пищу, и он то все раздаяше нищим, а сам мало ядше, толко от глада ему не пастися. По смотрению Божию прииде к преподобному с пищею боголюбив муж, зовомыи Елисеи, и молитву творя у трапезы. И не бысть к нему ответу. Постоя мало, второе сотвори молитву. И не бысть ему гласа. И в третие сотвори молитву. Святыи же ему не отвеща. И вниде муж тои в трапезу, и не виде святаго. И прииде к пеще, анже преподобный в пеще на горящем угли лежаше. И увидев преподобныи Иродион Елисеа, вскоре изыде из пещи горящия. Преподобный же Иродион ко Елисею глагола: «Прости мя, честныи отче, Бога ради!». И муж же той, во ужасе велице бых от огня, разгоревшися убо углия, что невозможно противо пещи близ стояти, сему же преподобному Иродиону возлежащу на огненном угли яко на месте покоине.

Христиане, окрест живущии нача приходити к Пречистой Богородицы, мужы и жены: дети креститити, свадбы венчати и умирающих у Богородицы похраняти, и молва велия  бысть. Сей же преподобный отец наш Иродион моля Христа Бога, чтобы ему не видети жен, красящихся ризами или их умастения. И бысть не видя. Христиане, приходя, мольбы творяху Христу Богу нашему и Пречистеи Богородцы, потребная приношаху, на монастыре у Пречистые Богородицы пияху, и молва велия бысть пиянства ради, и скаредныя всякия речи износя мирские люди. И не можаше святыи Иродион слышати  скаредства того, молящуся Христу Богу, чтобы ему не слышати. И бысть не слыша. И кто к нему приходя неподобен, и преподобныи Иродион возбраня по имени, и с неподобными и нечювственными не глагола ничтоже. И кто ему принося пищу, и святыи Иродион все раздаяше нищим. И от субботы до субботы преподобныи Иродион причащашеся Святых Христовых Таин, и мало хлеба ядя, и в меру воды пия, и по вся нощи без сна пребывая, а удручения ради телеснаго в бани во вся дни живота своего не мывся.

И возвещено бысть преподобному Иродиону смерть ангелом Божиим. И причастився Святых Христовых Таин от священноинока Исаии. И едино и убо минувши нощи, прииде к преподобному Исаиа, и бысть благоухание велие, и вниде в келию, и преподобному Иродиону, к Господу отшедшу, лежа в схиме, руки же на грудех крестообразно положены. Исаиа же, и Елисеи, и инии боголюбивии мужи со псалмы, и песньми, и пени духовными честное его тело похраниша честне в часовне на острову у Пречистые Богородицы на Илоезер  месяца сентября в 28 день, на память преподобнаго отца нашего Харитона исповедника о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: А. Лифшиц. Преподобный Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пустынь.

sw-65-3-lightbox

Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске)

Молитва к препододбному отцу нашему Иродиону Илоезерскому

О преподобне отче и всеблаженне авво, преподобне Иродионе, оуслыши мя в час сеи, еже к тебе моление приношу. Помилуи мя и помолися о мне, грешнем, ко Господу Богу, еже отпустити ми грехи моя и оустроити ми вся, яже к ползе. И помози ми ныне в жизни сеи и во исход души моея и в будущем веце Небеснаго царствия сподоби мя молитвами, святе, твоими. Аминь.

Тропарь преподобному Иродиону Илоезерскому
глас 4
Возсия днесь светло, радуется град Белоезеро,/ имея во области своей великаго светильника, блаженнаго отца Иродиона./ Сошедшеся убо людие и празднующе пресветлую память его, осиявающу многими деянии чудес дара./ Просящим с верою исцеления,/ страждущим от различных недуг подает здравие./ Яко финикс насажден в дому Божия Матере,/ яко кедр при водах благодатию Христовою растущ./ И яко же шипок благовонен обстоянии водами огражден./ И мы, чада твоя суще, припадающе, молимтися:/ моли Пресвятую Троицу,/ еже сохранитися граду нашему от нахождения иноплеменник/ и от враг видимых и невидимых./ Яко да твоими, отче, ко Господу молитвами спасаемии/ всегда просим с верою у тебе:/ моли о нас Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Иродиону Илоезерскому
глас 1
Слышавше, отцы и братия, немедленно притецем,/ и немолчно и усердно вопием ему, глаголюще:/ о, пресветлый наш о Господе учителю, отче Иродионе./Во спасаемых подвигах ревнитель был еси,/ преподобному Корнилию и стопам последовал еси его./ И един Единому Богу изволи служити/ слезами, и постом, и бдением изнуряя тело свое вечныя ради жизни./ Господеви работая, Крест Господень на рамо взем, последовал еси Ему,/ бодренными своими молитвами вооружался невидимо на врага. И ныне зрети сподобися во свете неизреченныя радости Пресвятую Троицу./ Слава Богу, Всельшемуся в тя,/ слава Укрепльшему тя,/ слава Деющу тобою всем исцеление.
Величание преподобному Иродиону Илоезерскому
Ублажаем тя, преподобне отче Иродионе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Чудесные случаи, связанные с преподобным Иродионом Илоезерским

Од­на­жды на пу­стын­ный по­лу­ост­ров, по Бо­жию из­во­ле­нию, при­шел бла­го­че­сти­вый муж, по име­ни Ели­сей, и при­нес свя­то­му пи­щу. Став пе­ред тра­пе­зой, в ко­то­рой жил пре­по­доб­ный, Ели­сей со­тво­рил мо­лит­ву и ждал от­ве­та, но от­ве­та не бы­ло. По­сто­яв немно­го, Ели­сей во вто­рой раз со­тво­рил мо­лит­ву, но и на этот раз не услы­шал от­вет­но­го воз­гла­са. Не по­лу­чив его и в тре­тий раз, по­се­ти­тель уди­вил­ся, по­том, осме­лясь, сам во­шел в тра­пе­зу. Осмат­ри­ва­ясь ту­да и сю­да, Ели­сей сна­ча­ла ни­где не ви­дел свя­то­го; толь­ко то­гда он мог его за­ме­тить, ко­гда по­до­шел к пе­чи: прп. Иро­ди­он ле­жал на го­ря­щих уг­лях. Ужас­нул­ся Ели­сей. Пре­по­доб­ный же, ду­мая, что он при­шел по нуж­де и в скор­би, быст­ро вы­шел невре­ди­мым из пе­чи и ска­зал Ели­сею: «Бо­га ра­ди, про­сти ме­ня, брат».

Ели­сей же силь­но по­ра­зил­ся тем, что ви­дел: печь бы­ла силь­но рас­топ­ле­на, а пре­по­доб­ный ле­жал в ней как в про­хлад­ном ме­сте. То­гда свя­той стро­го за­пре­тил по­се­ти­те­лю рас­ска­зы­вать о ви­ден­ном им чу­де. Ели­сей же по­сле то­го, при­вя­зав­шись всею ду­шою, стал ча­сто при­хо­дить к пре­по­доб­но­му Иро­ди­о­ну. И все окрест­ные жи­те­ли, му­жи и же­ны, все ча­ще и ча­ще по­се­ща­ли по­движ­ни­ка, про­ся его свя­тых мо­литв и бла­го­сло­ве­ния. С те­че­ни­ем вре­ме­ни у церк­ви, по­ст­ро­ен­ной прп. Иро­ди­о­ном, ста­ли по­гре­бать умер­ших, при­хо­ди­ли и с дру­ги­ми цер­ков­ны­ми тре­ба­ми: кре­стить мла­ден­цев, со­вер­шать Та­ин­ство бра­ка. Яв­ля­ясь на пу­стын­ный по­лу­ост­ров тол­па­ми, кре­стьяне при­но­си­ли с со­бою и уго­ще­ние: мя­со и хмель­ные на­пит­ки, ели, пи­ли и шу­ме­ли; упив­шись, спо­ри­ли и ссо­ри­лись, огла­шая тихую окрест­ность сквер­ны­ми и срам­ны­ми сло­ва­ми. Пре­по­доб­ный силь­но тя­го­тил­ся эти­ми бес­по­ряд­ка­ми, весь­ма со­жа­лел о том вре­ме­ни, ко­гда на уеди­нен­ном ост­ро­ве ца­ри­ла пол­ная ти­ши­на и он один сре­ди окру­жа­ю­ще­го без­мол­вия воз­но­сил го­ря­чие мо­лит­вы Бо­гу. Он усерд­но мо­лил те­перь Гос­по­да, чтобы мир и без­мол­вие воз­вра­ти­лись в его пу­сты­ню.

Неохот­но пре­по­доб­ный всту­пал в раз­го­вор с по­се­ти­те­ля­ми, с еще боль­шей неохо­той при­ни­мал их при­но­ше­ния, и то лишь для то­го, чтобы толь­ко не оби­деть при­нес­ше­го, а по­том все раз­да­вал ни­щим. Свои по­дви­ги он уси­ли­вал все бо­лее и бо­лее: но­чи про­во­дил в мо­лит­вах без сна, непре­стан­но утруж­дал свое те­ло воз­дер­жа­ни­ем; каж­дую суб­бо­ту при­ча­щал­ся он Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя прп. Иро­ди­о­ну бы­ло воз­ве­ще­но Ан­ге­лом Гос­под­ним от­ше­ствие в но­вую, луч­шую жизнь. То­гда свя­щен­но­и­нок Ис­а­ия, жив­ший вме­сте с пре­по­доб­ным, при­об­щил его Свя­тых Та­ин, и на сле­ду­ю­щую ночь прп. Иро­ди­он ото­шел ко Гос­по­ду. Ко­гда на дру­гое утро Ис­а­ия по­се­тил пре­по­доб­но­го, то уви­дел, что те­ло его ле­жит без­ды­хан­но, об­ле­чен­ное в схи­му и с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми. Вся его кел­лия на­пол­не­на бы­ла бла­го­уха­ни­ем. То­гда свя­щен­но­и­нок Ис­а­ия, по­чи­та­тель пре­по­доб­но­го Ели­сей и дру­гие му­жи, со­брав­шись, по­греб­ли тру­до­люб­ное те­ло свя­то­го и по­ло­жи­ли его на том са­мом по­лу­ост­ро­ве, где он под­ви­зал­ся, в ча­совне, око­ло воз­двиг­ну­той им церк­ви в честь слав­но­го Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так мир­но ото­шел к Гос­по­ду пре­по­доб­ный отец наш Иро­ди­он 28 сен­тяб­ря 1541 г., все­го через три го­да по­сле остав­ле­ния Ко­мель­ской оби­те­ли.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя над гро­бом прп. Иро­ди­о­на по­стро­е­на бы­ла цер­ковь в честь По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­бра­лась бра­тия и устро­и­лась оби­тель. От гро­ба свя­то­го ста­ли про­ис­хо­дить, по Бо­жи­ей ми­ло­сти, мно­гие чу­де­са и ис­це­ле­ния для всех с ве­рою при­те­ка­ю­щих к нему: сле­пые по­лу­ча­ли зре­ние, хро­мые – хож­де­ние, немые – дар ре­чи, про­го­ня­лись бе­сы. Из мно­гих чу­дес его упо­мя­нем о сле­ду­ю­щих.

В ча­сов­ню, где бы­ла мо­ги­ла пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на, при­шел некто Со­фо­ния. По прос­то­те сво­ей он во­ткнул по­сох в мо­ги­лу свя­то­го и тот­час же ли­шил­ся зре­ния. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни Со­фо­ния по­нял, за что по­стиг­ло его на­ка­за­ние. То­гда он на­чал силь­но пла­кать и ка­ять­ся в сво­ем пре­гре­ше­нии, ча­сто при­хо­дил ко гро­бу пре­по­доб­но­го, про­ся от­пу­ще­ния гре­ха сво­е­го.

Од­на­жды по­сле мо­лит­вы на мо­ги­ле сле­по­го от­ве­ли в кел­лию, где неког­да жил бла­жен­ный Иро­ди­он; там он за­снул. Во сне явил­ся ему пре­по­доб­ный и ска­зал: «Для че­го ты уда­рил в гроб­ни­цу мою сво­им по­со­хом? Но ес­ли ты рас­ка­ял­ся от все­го серд­ца во всех пре­гре­ше­ни­ях, то сту­пай сно­ва ко гро­бу мо­е­му – там по­лу­чишь про­ще­ние».

Со­фо­ния встал и тот­час про­сил ве­сти се­бя к гроб­ни­це угод­ни­ка. Со мно­ги­ми сле­за­ми он при­пал к ней и мо­лил пре­по­доб­но­го об ис­це­ле­нии: «Угод­ник Бо­жий, по­ми­луй ме­ня, про­сти мне грех, ко­то­рый я со­вер­шил по неве­де­нию».

То­гда воз­вра­ти­лось ему зре­ние – он стал ви­деть по-преж­не­му. В бла­го­дар­ность за свое ис­це­ле­ние Со­фо­ния при­ка­зал на­пи­сать об­раз прп. Иро­ди­о­на в том ви­де, ка­ким он явил­ся ему в ви­де­нии, и по­ста­вил сию ико­ну при гроб­ни­це свя­то­го.

Инок Вас­си­ан ико­но­пи­сец ехал од­на­жды через Ило­зе­ро. Под­ня­лась силь­ная бу­ря, так что вол­ны опро­ки­ну­ли лод­ку Вас­си­а­на. Он на­чал уже то­нуть и спер­ва от­ча­ял­ся в сво­ем спа­се­нии, так как по­бли­зо­сти неко­му бы­ло по­мочь ему. Но по­том, вспом­нив свя­то­го Иро­ди­о­на, по­ги­ба­ю­щий с ве­рою стал про­сить его: «Угод­ни­че Бо­жий, по­дай мне, греш­но­му, ру­ку по­мо­щи, из­бавь ме­ня от на­прас­ной смер­ти».

Ско­рый на по­мощь прп. Иро­ди­он явил­ся уто­па­ю­ще­му и ска­зал: «Не бой­ся, брат мой Вас­си­ан, Гос­подь из­бав­ля­ет те­бя от утоп­ле­ния».

И тот­час ста­рец очу­тил­ся сто­я­щим на бе­ре­гу; с ра­дост­ны­ми сле­за­ми мо­лил­ся Бо­гу и Его угод­ни­ку Иро­ди­о­ну. Ис­пол­нен­ный бла­го­дар­но­сти к пре­по­доб­но­му, Вас­си­ан при­шел на Ило­зер­ский по­лу­ост­ров и в по­дви­гах бла­го­че­стия про­вел здесь осталь­ные дни сво­ей жиз­ни.

Свя­щен­ник Ев­фи­мий, жив­ший по­бли­зо­сти от ме­ста по­дви­гов прп. Иро­ди­о­на, ча­сто при­хо­дил к гроб­ни­це свя­то­го, так как пи­тал к нему ве­ли­кую ве­ру. Од­на­жды Ев­фи­мий от­пра­вил­ся в со­сед­нее се­ле­ние. Про­хо­дя по озе­ру, он про­ва­лил­ся под лед и на­чал уто­пать. Ко­гда же он при­звал пре­по­доб­но­го, то был под­нят как бы на ру­ках, пе­ре­не­сен на без­опас­ное ме­сто и из­бав­лен от смер­ти.

В смут­ное вре­мя, ко­гда вра­ги на­па­ли на Рус­скую зем­лю, ра­зо­ри­ли и го­род Бе­ло­озе­ро, шай­ка их яви­лась к той ча­совне, в ко­то­рой по­ко­и­лось те­ло пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на. Один из вра­гов стал сни­мать окла­ды с икон, быв­ших в ча­совне, при гро­бе чу­до­твор­ца; вдруг неви­ди­мой ру­кой гра­би­тель был по­вер­жен на зем­лю; дол­го ле­жал он как мерт­вый. То­ва­ри­щи, схва­тив и при­вя­зав рас­слаб­лен­но­го на ло­ша­ди, объ­ятые ужа­сом, бе­жа­ли. И дру­ги­ми мно­ги­ми чу­де­са­ми через угод­ни­ка Сво­е­го Бог про­сла­вил ве­ли­кое и свя­тое имя Свое; сла­ва Ему во ве­ки. Аминь.

Македонская Н. М. Иродионова Илоезерская Богородицерождественская мужская пустынь.