Преподобный Иаков Кирилловский (Поспелов)

День памяти 16 (29) января, а также в дни Собора Вологодских и Тульских святых

Возле алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник – одно из немногих сохранившихся монашеских захоронений. Здесь погребён выдающийся настоятель обители архимандрит Иаков – богослов, почётный член Московской Духовной академии, талантливый духовный писатель.

На просвещение народа, особенно детей, отец Иаков не жалел ни монастырских, ни личных средств. В монастырской церковно-приходской школе детей учили, кормили и одевали бесплатно. На содержании монастыря были и те, кто уезжал учиться в Духовную семинарию. В предисловии к своей книге «Пастырь в отношении к себе и пастве» он пишет: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство, по званию своему, должно принять самое деятельное участие». Этой высокой цели преподобный Иаков активно служил на протяжении всей своей жизни.

Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. В 1834-1838 годы Василий учился в Тульской Духовной семинарии. Семья жила бедно, поэтому семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки; на каникулы в родное село ходил пешком. Невзирая на стесненные обстоятельства, успешно окончил семинарию и в 1838 году поступил в Московскую Духовную академию. В годы учёбы увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом московским, а ныне святителем Филаретом (Дроздовым); 12 апреля рукоположен во диакона, 29 июня того же года – во иерея.

По окончании академии с 1842 года преподавал в Орловской Духовной семинарии библейскую историю, с 1845 года был инспектором Харьковской Духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награжден набедренником, палицей, наперсным золотым крестом и денежной премией от Святейшего Синода; «за ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность архиепископа Херсонского святителя Иннокентия (Борисова). 30 июля 1849 года отец Иаков был возведен в сан архимандрита и в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов.

Архиепископ Филарет (Гумилевский) рекомендовал архимандрита Иакова как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного» и в 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме.

Отец Иаков не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию он посетил Бари, поклонился мощам святителя Николая Чудотворца. Эту поездку архимандрит Иаков описал в отдельной книге. Также в Риме им были составлены «Краткие заметки о Римской церкви». За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени.

С 1855 года некоторое время жил в Новоспасском московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря под Петербургом. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853-1856 гг., и памятный бронзовый крест на Владимирской ленте.

С 19 марта 1857 года становится настоятелем монастыря Кирилла Новоезерского Новгородской епархии, что на Красном острове в Белозерском уезде. Отец Иаков организовал на Красном острове больницу, в которой на излечении находилось около 10 монахов, а все приходившие в монастырь богомольцы получали медицинскую и иную помощь.

С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Преподобный Иаков запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове так называемые выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей.

10 января 1866 года преподобный Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах древней обители преподобного Кирилла отец Иаков обрёл главное дело своей жизни, спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году.

По своему строго монашескому, милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Отца Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с житием основателя обители. Так, подобно преподобному, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. В 1880 году архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского Духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялись учиться в Духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги.

Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя. На основе рукописей из собрания обители им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей святого, тексты посланий сыновьям Дмитрия Донского и его Духовная грамота.

Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В 1875 году архимандрит впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского, а в 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря». По благословению отца Иакова преподаватель Кирилловского Духовного училища Н.П. Успенский составил обобщающий труд по истории Белозерского монастыря — «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397-1893 гг.». Архимандрит Иаков отредактировал сочинение Успенского, в тексте сохранилась его правка. Также он составил службу на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского и акафист святому. По просьбе кирилловского архимандрита А.Ф. Ковалевский написал акафисты преподобному Кириллу Белозерскому и Смоленской иконе Божией Матери. В архивах сохранились переписка отца Иакова с Ковалевским и обращение отца Иакова в Новгородскую консисторию за разрешением на чтение в монастыре сочиненного Ковалевским акафиста.

Очень популярны среди верующих были проповеди архимандрита Иакова, до революции они выдержали несколько изданий.

Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие её древние храмы и постройки пришли в ветхость, а нравы монахов находились в упадке. В преддверии 500-летнего юбилея древней обители под его руководством начались ремонтные и реставрационные работы, перестраивались иконостасы, обновлялись интерьеры церквей, реставрировались предметы ризницы, были систематизированы старый монастырский архив и библиотека, отремонтированы кровли, окна и крыльца, поновлены росписи и покрашены наружные стены. На горе Мауре близ Гориц его усердием была построена часовня в память о приходе преподобного Кирилла в Белозерские пределы.

Но главное, к чему стремился архимандрит Иаков, — это восстановить в обители дух истинного монашества. В первые дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста ворота монастыря закрывались для мирян.

Архимандрит Иаков вел дневник, в котором записывал все нарушения устава, допущенные братией, а по ночам посещал кельи иноков, как это делали древние игумены. Неодобрительно относился к хождениям братии по кельям. «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее»,- говорил он инокам. Сам никогда не употреблявший вина, он строго запретил приносить его в обитель. При нем прекратились праздничные угощения с вином в кельях настоятеля, в трапезной — «водочные порции братии», за монастырские стены был выведен винный склад, сдававшийся в аренду (ранее размещался в башнях обители).

На протяжении многих лет отец Иаков добивался вывода с территории монастыря Духовного училища и уездной тюрьмы, находившихся здесь с XVIII в. На строительство нового здания для училища он пожертвовал кирпичи и большую сумму денег.

Много сил отнимала у отца Иакова должность благочинного окрестных монастырей. Сохранились документы, которые говорят о его активном участии в делах Нило-Сорской пустыни, Горицкого женского монастыря, обители Кирилла Новоезерского и других. Изучив состояние обителей, он решил, что для духовного возрождения русских монастырей необходимо организовать их внутреннюю жизнь в соответствии с уставами преподобного Кирилла Белозерского и преподобного Нила Сорского. В отзыве о готовившейся реформе общежительных монастырей, поданном им в Новгородскую духовную консисторию, отец Иаков предлагал брать с настоятелей письменное обязательство, что они будут соблюдать устав преподобного Кирилла и «Предание» преподобного Нила. Во всех обителях архимандрит Иаков стремился утвердить строгость монашеской жизни и ввести общежительный устав.

В 1892 г. при учреждении Кирилловского викариатства Новгородской епархии архимандрит Иаков отказался от предложенного ему епископского сана и остался настоятелем монастыря.

В том же году он был избран почетным членом Московской Духовной академии «во уважение его 50-летнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемому в духе древнего православия и строгого подвижничества».

12 января 1893 г. в монастыре была торжественно открыта церковно-приходская школа. Благословляя детей иконой преподобного Кирилла Белозерского, архимандрит Иаков говорил: «Веру имейте, какую имел преподобный». За свой счет отец Иаков приобретал для школы учебники и письменные принадлежности. Первое время ученикам выдавали бесплатно хлеб на завтрак, а в праздники — булки. Впоследствии для учеников в городе устроили бесплатную столовую, на покупку провизии для которой настоятель тратил около 300 р. из личных сбережений. Ученики обеспечивались также обувью и одеждой. Следуя примеру настоятеля, братия монастыря приняла решение выделять из братских сумм 30-40 р. в месяц для раздачи нищим. Кирилловский архимандрит оплачивал лекарства, которые раздавали неимущим в монастырской аптеке. В быту отец Иаков придерживался строгой нестяжательности. Иногда архимандриту, отдавшему все до последней копейки просителям, не на что было купить чаю, и он занимал его у своего келейника.

Пастырская и просветительная деятельность преподобного Иакова была отмечена наградами: он получил благодарность вел.кнж. Марии Александровны за поднесение ей своих сочинений, орден св. Анны 2-й степени, украшенный имп. короной, орден св. Владимира 3-й степени, знак Красного Креста, золотой наперсный крест с драгоценными камнями.

За 30 лет настоятельства в Кирилло-Белозерском монастыре архимандрит Иаков приобрел глубокое уважение и любовь местного населения, которое почитало его как подвижника благочестия. Еще в 90-х гг. XX в. старожилы г. Кириллова рассказывали семейные предания о доброте и щедрости давно почившего архимандрита.

Современник отца Иакова, праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил его подвижническую жизнь. Совершая поездку в родное село Архангельской губернии, он посещал архимандрита Иакова и подолгу беседовал с ним. При последней их встрече, в 1895 году, тяжело больной отец Иаков сказал: «Желал бы я дожить до 500-летнего юбилея нашему монастырю», на что святой, помолчав, ответил: «Желаю Вам предстать пред Господом в служении». Так и свершилось.

Почил архимандрит Иаков 16 (29) января 1896 года. Кончина застала его в кресле за чтением благодарственных молитв по Святом Причащении.

В его келье были лишь книги да клобук и две рясы, одна из которых была подарена епископом Можайским Тихоном (ныне – священномученик).

На погребение настоятеля стеклось более 6 тысяч человек, хотя в городе проживало не более 4 тысяч. Было бы и больше, если бы не плохие дороги в Белозерье зимой. Все были объяты неподдельным горем, многие плакали. Как прощальное слово архимандрита Иакова богомольцам раздавалась отпечатанная проповедь «На день Рождества Христова».

Вот часть текста этой проповеди: «Христос на земли, возноситеся! Какое вожделенное приглашение! И какой самый пристрастный к земным удовольствиям, богатству и чести не решился бы бросить всё, дорогое для него на земли, чтобы взлететь на небо, — на небо, о сладостях которого восхищённые туда не находили слов, как пересказать. Но как вознестись? как препобедить эту тяготу бренного тела, которое и пяди не отстанет от земли? Где обрести такуюлествицу, которой бы верх досягал превыспреннего неба? или где взять херувимские крылья, на которых бы можно было взлететь туда, где Христос одесную Бога седе? Высока была лествица, виденная Иаковом; ибо она досягала до небес, а наверху ея утверждался сам Бог; тверда была, ибо по ней восходили и нисходили Ангелы; но для одних Ангелов и утверждена была эта лествица. Быстра была колесница Ильина, вознёсшая Илию на небо; но для одних тех она и была безопасна, которые сами могли низводить огонь с неба. А нам слабым, нам бренным как вознестись на небо? не потому только, что тяготит нас долу это бренное тело, но потому, что мы отовсюду обложены грехами, а этой тяжести не вознесёт на высоту небес и само всемогущество.

Но что невозможно теперь и вдруг, то возможно по времени, — постепенно. И орлы не начинают своего полёта прямо парением в поднебесье, а мало по малу приучаются парить на высоту, недоступную другим пернатым. Начнём и мы понемногу отторгаться от земного, постепенно привыкать возноситься к горнему и небесному, начнём с легчайшего. Поучимся, как возноситься к Спасителю, на небо.

С чего легче начать наше возношение на небо? С наших мыслей. Возьмите в рассуждение быстроту мыслей, их способность проникать в беспредельную высоту, даже до высоты престола небесного; и это одно уже много значит в деле нашего вознесения на небо. Нам ещё известно, что душа наша ни на минуту не может оставаться без каких-нибудь мыслей; а поэтому как часто мы можем возноситься мыслями с земли на небо! Не думайте, чтобы житейские заботы, необходимые для плоти, могли быть преградою нашему возношению к Спасителю на небо: на земные заботы нужно смотреть по-евангельски, тогда мы будем смотреть на них так, как велит смотреть Господь, т.е. на все вещи смотреть как на средства к достижению неба. Следовательно, самое наше видимое нисхождение мыслями долу будет ни что иное, как восхождение и нисхождение по лествице, ведущей к небу, подобно виденной Иаковом.

Начавши возноситься мыслями, легко возноситься на небо и сердцем…».

 

При написании статьи использованы материалы сайта: //kirillov-monastyr.ru/saints/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=197