Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие

Житие преподобных отцов наших Афанасия и Феодосия  Череповских, чудотворцев, основателей святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы.
До  наших  времен  сохранилось очень мало сведений об основателях Воскресенского Чере́повского монастыря преподобных и богоносных отцах наших Афанасии и Феодосии. Во времена польско-литовского нашествия в начале XVII столетия многие города и монастыри северной Руси были разграблены и сожжены. Не избежал этой участи и Череповский монастырь. Практически все письменные источники, свидетельствующие о преподобных, были тогда утрачены. Уцелели лишь Синодик 1587 года, в котором были вписаны имена основателей обители преподобных Афанасия и Феодосия, и  вкладная книга монастыря 1568 года, сообщающая:«Сия книги святыя обители сия Воскресенья Христова и Святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офонасья»;«Лета з7  семьдесят шестаго (1568) месяца сентября воскресенской архимандрит Макарий, поговоря с священници и старци, со всею братьею, сия книги уложил вкладные братцкие и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и хто что даст вкладу денег, или хлеба, или лошадей, или какия животины нибуди Воскресенью Христову в дом и Святой Живоначальной Троице и преподобных святых чудотворец Сергию и Никону, Феодосью и Офонасью» [1].

Из немногих устных преданий, дошедших до нас, о череповецких преподобных известно следующее.

«Ехал с товаром московский купец по р. Шексне в Белозерск. Около нынешняго г. Череповца, близ устья р. Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, лес и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из-за горы по долине р. Ягорбы исходили лучи света, указывающие направление пути. Купец снялся с мели и подплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, — и явление исчезло. Потрясенный до глубины души такими необыкновенными явлениями, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась р. Ягорба, вдали на востоке серебреная лента Шексны. Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собою большую икону Воскресения Христа, (день чуднаго видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою»[2].

Преподобные Афанасий и Феодосий, Череповецкие чудотворцы. Икона XIX в. Из фондов Череповецкого музейного объединения.

Предание говорит, что купец, устроивший часовню на горе, собственноручно прорубил в лесу просеку, образовав тропинку (современный  Советский (Воскресенский) проспект) от часовни Воскресения Христова к будущей церкви села Федосьева (современная Красноармейская площадь),  где водрузил крест на месте, на котором предполагал в будущем возвести храм. Этим купцом, положившим начало Воскресенскому монастырю, а также Федосьевской церкви был преподобный Феодосий.[3]

После внезапно постигшего его горя – смерти всей семьи, купец раздал всё свое имущество нищим и посвятил себя служению Богу. Ища мудрого духовного наставника, он пришел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному игумену Сергию и принял от него пострижение с именем  Феодосий.

Но близость столичного города и многолюдность большого монастыря утомляли святого и напоминали о прошлой суетной жизни. На память ему все чаще приходила пылающая гора, что видел он на реке Шексне.

Желая уединенного подвижнического жития, преподобный Феодосий, испросил у старца Сергия позволения удалиться на север, в места малоизвестные. Авва Сергий благословил и дал ему в помощь одного из своих учеников, сподвижника и сомолитвенника, преподобного Афанасия, по прозванию «Железный Посох», которое  подвижник получил из-за  обычая всегда носить  с собою железную палку для изнурения плоти.

Угодники Божии поселились в Белозерском краю на Череповском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в  местности, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну. Здесь, у часовни в честь Воскресения Христова, которую построил Феодосий еще будучи купцом, иноки поставили  церковь в честь Святой Троицы.

Следуя примеру своего учителя преподобного Сергия, угодники Божии вели строгое иноческое житие, пребывая в непрерывных трудах и неослабных всенощных молитвословиях. Благочестивые подвижники умерщвляли свои тела постом и молитвою,  ведя  невидимую и суровую брань со страстьми и похотьми. Они  непрестанно воздыхали о грехах своих и памятовали  о часе смертном.

Слава об их равноангельном житии, строгом воздержании, трудолюбии, смирении и душевной чистоте стала распространяться, и постепенно к Афанасию и Феодосию начали собираться люди, чтобы под их руководством спасать свои души.

Вскоре устроился небольшой монастырь. Преподобные строго наставляли братию соблюдать общежительный устав: никому не следовало что–либо приобретать для себя или что-то считать своим, по заповедям святых отцов все надлежало считать общим.

Преподобный Феодосий стал первым настоятелем обители. Приняв смиренно  тяжесть игуменского  креста,  он не скорбел об оставленном богатстве и людской славе, твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы. Будучи строителем нового монастыря, расположенного в лесных, непроходимых местах, он, несмотря на все беды и трудности,  всегда во всем полагался на Бога, веря, что Щедрый и Милостивый Господь не оставит Своей благодатью усердно работающих Ему.

После многих лет богоугодной жизни, чувствуя приближение своей смерти, преподобный Феодосий призвал к себе монастырскую братию и дал ей наставление. Он увещал иноков пребывать в вере и единомыслии, хранить чистоту душевную и телесную, удаляться от злых похотей и страстей, питать ко всем нелицимерную любовь. Перед своей кончиной сей достойный подвижник поставил вместо себя игуменом преподобного Афанасия.

Подлинно неизвестно в каком именно году преподобный Феодосий предал свою святую душу в руки Христа Бога, Которому он со всей своей  любовью и усердием угождал в жизни.

Иноки с  псалмопениями и надгробными песнями  погребли честное тело святого в обители, которую он основал и где столь ревностно подвизался, служа им во всем добрым примером.

Господь, как любящий Отец, не оставил чад Своих, даровав им нового заботливого наставника – преподобного Афанасия. Благодаря этому светильнику веры и благочестия, умудренному  духовной опытностью,  братия жила в мире и любви, неся посильные подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Скончался преподобный Афанасий 5 июля[4] 1392 года, в один год со своим великим учителем преподобным Сергием Радонежским. С псалмопениями и надгробными песнями братия похоронила святое тело преподобного Афанасия  в обители, отдавши землю земле.

В 1764 году Воскресенский монастырь был закрыт. А в 1777 году из подмонастырской  слободы и села Федосьева был учрежден город Череповец.

Ныне мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают под спудом Воскресенского собора  города Череповца. Память их совершается 9 декабря, в Собор Вологодских святых, а также в Собор Радонежских святых. Память преподобного Афанасия Череповецкого также отмечается в день его преставления – 18 июля.

Милосердный Господь дивно прославил Своих угодников: и по сей день многочисленные и различные чудеса подаются всем с верою призывающим их и просящим их о помощи и заступлении.

[1] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 20.

[2] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.// ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед. хр. 1, л. 10-11.

[3] Афетов Л.В. Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений. 1895 год. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, оп. 43, ед.хр. 1, л. 14.

[4] 18 июля по новому стилю.

Составители жития: протоиерей Олег Кочубей, Е.А. Силина.

Тропарь и кондак преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Преподобные отцы наши Афанасие и ФеодосиеТропарь, глас 5. Яко всехвальнии ученицы / великаго покровителя и заступника земли Русской, / Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие, / от юности вашея крест Христов на рамена вземшии, / усердно Тому последовали есте / и добре потрудилися в Сергиевой обители. / Отонудуже Божиим изволением прибывша, / благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте, / и обитель Воскресе­ния Христова устроиша, / молитвою и трудом Богу угодивше, / от Него венец славы Небесной прияли есте, / и ныне святыми своими телесы / в соборнем храме под спудом почивающе, / духом же вкупе с преподобным Сергием / у Престола Всевышняго предстоя, / о нас молитеся прилежно / избавитися нам от всех бед и скорбей / и спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Несть брань наша к плоти и крове,/но к духовом злобы поднебесным,/сице апостольски взывали есте, преподобнии,/тем же от мира суетнаго уклоньшеся,/в пустыни пожили есте,/во еже Ангелом соревнители явитися/и препобедити демонския ополчения./Сице ныне по нам поборайте,/огрождающе ны от наветов и козней бесовских,/да мы, собравшеся в памяти вашей,/поминающе подвиги ваша, умиленно воззовем:/яко предстателие теплии,/от бед избавите нас,//Афанасие и Феодосие пречуднии.

Ин кондак, глас 8.

Волнений множество невлажно проходяще, бесплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте богомудрии и преподобнии Афанасие и Феодосие: и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.

Молитва первая преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

О богоблаженная двоице, велицыи и преславнии чудотворцы, преподобнии отцы наша Афанасие и Феодосие! О горлицы пустыннолюбныя, возлетевшия от гнезда великого аввы земли  Русския, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия! Се ныне мы, грешнии, собраннии в день земнаго вашего торжества, лобызающе образ ваш честный, усердно молим вас, яко теплых предстателей наших пред Господем: во многих скорбех и искушениих терпение велие показавшия, даруйте нам, немощным, крепость во обстояниих жития нашего; усердне подвиги ваша земная совершившия, укрепите наша силы, во еже не точию словесы, но и делы заповеди Евангельския соблюсти; сердца ваша горе возносившия ко Господу, сотворите ны не наемники быти, но поистине чады Божиими, в любве пребывающими ко Отцу Небесному. Пастыри наша наставите усердными быти в хранении стада Господня, ни единыя же овцы словесныя погубити, но вся притекшие ко Христу, Первопастырю нашему, добре пасти и ко Царствию Небесному управити. Правителей наших в Законе Божии утвердите, труждающимся испросите утешение и крепость, да приимут от делания рук своих не токмо полезная к жизни сей временней, но и возмогут лепту свою Богови принести. Юныя уцеломудрите, старыя поддержите, на путь брачный вступившия в любве и уповании друг ко другу укрепите. В монашестве подвизающимся и во след вас тещи хотящим пособницы будите в обетов соблюдении. Да и ныне, и в предняя веки умножатся, яко звезды небесныя, иноки, угодившие Богу во ангельстем житии на земли нашей. Нас же всех, помощи вашея ныне просящих, сопроводите ко вратом Чертога Небеснаго, да прешедше поприще земнаго своего жития, возможем купно с вами т со всеми святыми земли нашея прославляти пречестное и великолепное Имя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в бесконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

О, двоице священная, преблаженнаго аввы Сергия послушателие усерднии, града Череповца похвало и утверждение, преподобнии отцы наша Афанасие и Феодосие! Вы, в постничестве и в делех благочестия на земли нашей подвизавшеся и обитель Воскресения Христова устроивше Богу угодисте, таже яко светила светлая в мире просияли есте и верныя даже до днесь молитвою и житием вашим просвещаете. Тем же память вашу ныне ублажающе, мы, недостойнии, духом смиренным прилежно вас молим: молите за ны Всеблагаго Господа, да ходим кийждо достойно звания христианскаго, в немже звани быхом, да явимся в вере православной святыни вашея наследницы. Молите, отцы наши, да водворится мир в земли нашей, вражды же и нестроения греховнии да упразднятся и да воссияет свет благодати всем братиям нашим по плоти во тьме лжеверия и суемудрия седящим, да познают вси Христа Истиннаго, Единаго Спасителя всех человек, да вразумятся и приидут неверующая братия наша во ограду Церкви Православныя, в ней же спасение вечное содевается. Ходатайством вашим отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец наших и небесное утешение ниспослите нам во трудех и скорбех земных. Помозите нам волю Господа в простоте и смирении творити, искушения же вражия победити, да явимся в любве возрастающе, Небеснаго Отечества граждане, идеже купно с вами да прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Служба преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Акафист преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким

Исследования историков

 Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время Воскресенский монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.

Согласно преданию об основании города Череповца, два инока, Феодосий и Афанасий, пришли на место, где срубил часовню один московкий купец, увидевший когда-то здесь удивительное зрелище: неожиданно днем сделалось темно, а лодка с товаром села на мель. Пораженный купец стал горячо молиться, и его глазам предстало видение: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, озарилась светом, лучи которого, казалось бы, указывали направление пути. Лодка купца снялась с мели и поплыла к горе, а видение исчезло. Потрясенный до глубины души, он взошел на гору. Ему представился чудесный вид: в низменности, поросшей густым лесом, извивалась река Ягорба, вдали на восток уходила серебряная лента Шексны. Купец отметил это место крестом, а год спустя вернулся сюда и срубил небольшую часовню. Далее, согласно преданию, иноки Феодосий и Афанасий поставили там церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии также почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)»; в Строгановском иконописном подлиннике описывается обличие святого: «Преподобный Афанасий… подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы».

Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей Череповецкого Воскресенского монастыря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей Череповецкого монастыря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что Афанасий Череповецкий пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева монастыря, так как отшельники в древности имели обыкновение строить обители по образцу тех, в которых они приняли монашество.

По мнению Л. А. Афетова, написавшего в конце XIX века рукопись «Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений», первооснователь монастыря Феодосий и легендарный купец, срубивший часовню, – это один и тот же человек. Основание монастыря состоялось по благословлению преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Феодосий и стал первым настоятелем монастыря.

Вторым настоятелем стал преподобный Афанасий, ученик преподобного Сергия, имевший прозвище «Железный посох». Свое прозвище старец получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти.

В летописных святцах сказано «преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)». В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину Афанасия  Череповецкого, по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова (Барсуков. Стб. 67) называет другую дату преставления преподобного Афанасия Железного Посоха — 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: преподобного Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого — основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Череповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

Время основания череповецкого Воскресенского монастыря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. Время местной канонизации преподобных неизвестно, она подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского епископа Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архимандрита Иеронима (Зиновьева).

Литература, содержащая сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких:

  • Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.
  • Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57;
  • Барсуков. Источники агиографии;
  • Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3;
  • Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65;
  • Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738;
  • Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467;
  • «Зеленая» Минея, ноябрь, том 2, стр. 400;
  • Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981;
  • Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64;
  • Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251;
  • Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.
  • Хрусталёв М. Ю. , Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия, т. 4, с. 70-71.

Иконография

Имя  Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.).

Известно несколько икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких конца XIX века. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929), облачены в схиму, с куколем на голове, имеют седые бороды средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии.

В конце 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца).

DSC07274

Икона преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.

В 1992 году на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор И. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди которых представлен Афанасий Череповецкий.