Силина Е.А. Илоезерская Иродионова Богородицерождественская мужская пустынь и Междуозерский приход

Иродионова Илоезерская Богородицерождественская пустынь была основана в XVI в. преподобным Иродионом Илоезерским. Располагалась она на территории Белозерского уезда Новгородской губернии, в 42 верстах к югу от Белозерска, в   лесу на острове  Илоозера (ныне — деревня Попово Белозерского района).

Преподобный Иродион купил остров на Илоозере у его владельца крестьянина Онисима. На острове он  во исполнение явленного ему откровения Божия  построил деревянную церковь Рождества Богородицы с теплой трапезой. Подвизался здесь старец Иродион недолго, с 1537 год по 1541 год. 

Еще при жизни святого в пустыни жил иеромонах Исаия, который и причастил преподобного Иродиона перед смертью. По блаженной кончине схимника  погребли в часовне, близ устроенной им церкви Рождества Богородицы. Все строения в пустыни были деревянные.

Реконструкция Илоезерской пустыни. Автор — Анастасия Варнавская.

В Смутное время пустынь подверглась разорению. В «Сказании и повести о житии и чудесах преподобного и богоносного отца нашего Иродиона чудотворца, Божиею благодатью просиявшего в Белозерских пределах, в веси Междуозерье, иже есть на Иле-езере» говорится о пришествии иноверных захватчиков в обитель и чуде, которое сотворил святой, не дав чужеземцам снять с икон оклады. Обратимся к данному тексту. «Попущением Божиим грех ради наших иновернии языцы плениша российскую землю и достигоша града Белаезера. Град убо разориша и приидоша к пределом, идеже лежат мощи угодника Божия отца Иродиона на Ило-езеро. И егда приступиша к часовне, един от них нача с образов Всемилостиваго Спаса и Пречистыя Богородицы отимати оклады, яже стоят на гробе преподобнаго. И абие невидимою рукою и силою Божиею дерзнувый сие поражен бысть на землю, и лежаше на долзе час аки мертв. Прочии же воины, похвативше его разслаблена, привязаше на мску, со страхом бежаша, прогоними силою Божиею и молитвами преподобного отца Иродиона».

После польско-литовского разорения Илоезерская обитель пришла в запустение, старцы из-за скудости жития разбрелись. К церкви стали приходить мирские люди, которые прежде посещали храм Всемилостивого Спаса в Иловском приходе. В связи с отсутствием иноков, церковь Рождества Богородицы с колокольней на время перешла в ведение прихожан-мирян. Богослужения здесь стали совершать немонашествующие, белые священники.

Согласно Писцовой Белозерской книги 1626-1627 годов в пустыни обитали пономарь да  нищие.  Жили они в трех кельях, стоящих  рядом с церковью. Питались от церкви Божией. Священник был немонашествующий, жил в деревне Окуловской, звали его Калинник.

В середине XVII  века в пустыни началось возобновление монашеской жизни. В то время она  являлась приписной к Кирилло-Белозерскому монастырю. В обители образовалась монашеская община во главе с иеромонахом Исидором, который был ее строителем с 1652 года по 1664 год.

Иеромонах Исидор с братией хлопотали  об установлении над мощами преподобного Иродиона церкви Похвалы Пресвятой Богородицы и получили на то благословенную  грамоту митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама.

Также в то время в ответ на  их челобитную святейший патриарх Московский и всея Руси Никон повелел архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Митрофану собирать чудеса, происходившие по молитвам преподобного Иродиона. Случаи помощи, оказанной чудотворцем, были записаны со слов бояр, священников и крестьян и отправлены в Патриарший двор в Москву. Итогом проделанной работы стала местная канонизация преподобного Иродиона.

В 1654 году насельники пустыни получили  грамоту от царя и великого князя Алексея Михаловича на владение островом, лесом и рыбной ловлей в прилегающих водах. Озеро же здесь было рыбное, простиралось в длину до 3 верст, в ширину до 1 версты, глубиной — 2-3 сажени.

Не легко складывались отношения между монашествующими и мирянами. Миряне не хотели покидать монастырь. В грамоте 1659 года, данной архиепископом Вологодским и Белозерским Маркеллом на имя архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Аврамия, говорится: «ныне, де, тем мирским и попу их белому Евтихию велено отказать. И ныне, де, тот поп Евтихий и мирские люди умыслом и насильством, с монастыря не идут, и женщин и девок на монастырь приводят, и нищих в кельях держат — женский пол.  А государевы грамоты не слушают…». В той же грамоте содержится наказ: «черному попу Сидору з братьею тем Илозерским островком владеть и в озере рыбу ловить, и около озера лес для монастырсково строения сечь. А белому попу Евтихею на том острову у церкви Пречистые Богородицы служить не велеть. И мирских людей и нищих с того острова сослать, и кельи велеть снесть к старому приходу, где были исстари. А попа Евтихея за поруками выслать к Вологде, а для того из монастыря велеть послать слугу доброво. А тому черному попу Исидору велеть монастырь огородить по меже с воды на воду».

В это время в  пустыни жило четыре насельника: иеромонах Исидор и три человека братии, поэтому строитель пустыни, желая увеличить число братии, просил разрешения архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла собрать в монастырь шесть старцев, живущих при соседних приходских церквях. И в том же 1659 году архиепископом Маркеллом к властям Кирилло-Белозерского монастыря была дана грамота, которая повелевала собрать  от приходских церквей указанных Исидором старцев и отправить  в монастырь с их кельями. Иеромонаху Исидору было наказано этих старцев кормить и одевать, и обращаться с ними, как с остальной братией.

После смерти строителя обители в 1664 году в пустынь был прислан с осмотром из Кирилло-Белозерского монастыря Иван Ржевский, который, по благословлению архимандрита Никиты, составил опись монастырского имущества, и оставил ее старцу пустыни Афанасью Дементьеву, который и стал ее новым строителем.

В то время  над мощами преподобного Иродиона Илоезерского стояла деревянная  церковь Похвалы Пречистой Богородицы.  Церковь была девяти стен, с алтарем. Скругление алтарной апсиды достигалось постановкой пяти стен под тупым углом друг к другу, остальные четыре стены формировали основной объем храма. Церковь и паперть были покрыты тесом, при этом тес стен паперти был уложен под углом. Кверху форма сруба раширялась, повал (башная над основным объемом храма) состояла из восьми стен, верх был оформлен шатром. Главка покрыта осиновой чешуей, крест главы обит белым железом.

В иконостасе с правой стороны располагались иконы Живоначальной Троицы, Похвалы Пречистой Богородицы, образ преподобных Кирилла Новоезерского и Родиона Илоского (таково написание имени святого в отписной книге  церковного и монастырского имущества Илоезерской пустыни 1664 года) в молении в облаке Пречистой Богородицы. Перед последним образом стояла без подсвечника деревянная свеча, на которой по вохре были нарисованы травы.

Перед образом Похвалы Богородицы на подсвечнике из белого железа стояла деревянная свеча, на которой по вохре были нарисованы разные травы.

Имеющийся здесь образ преподобного Иродиона Илоезерского был написан на вохре (неяркая желтая краска различных оттенков). К венцу иконы была приделана серебряная позолоченная подвеска. У почитаемого образа в привесе имелись приношения жертвователей: 14 серебряных крестиков, серебряное кольцо, восемь серебряных копеек, алтын 2 деньги.

На левой стороне иконостаса размещались иконы святителя Николая чудотворца в житии, великомученицы Параскевы Пятницы в житии. Пелены на иконах были лазуревого цвета. Облачение на престоле в алтаре было также лазуревым. За престолом размещался образ Пречистой Богородицы «Одигитрия» (писан на золоте), на полях которого были изображены с одной стороны евангелист Лука и преподобная Ксения, с другой — святитель Николай Чудотворец и преподобный Иродион Илоезерский. За престолом также стоял большой крест, на празелени, на обеих сторонах которого были изображены Господь Вседержитель, Богородица, Иоанн Предтеча со святыми. На престоле лежал осеняльный крест с изображением распятия Христа и медный крест, предназначенный для водоосвящения.

Между Царских врат и северных дверей размещался образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Перед ней стоял деревянный подсвечник с деревяной свечой, на которой по вохре были писаны травы.

В тяблах (деревянных брусьях в иконостасе, на которые устанавливаются иконы) размещалось 13 писанных на вохре образов праздников и деисус. По тяблам были написаны травы разными красками.

В иконостасе имелось 5 образов старого деисуса: апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобный Симеон Столпник, святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский, преподобный Даниил Столпник.

В дополнительном ряду икон малого размера, расположенном под Праздничным рядом, имелся образ  Господа Вседержителя с резным золоченым венцом, в серебряном чеканном окладе. Также был образ Пречистой Богородицы «Умиление» с резным золоченым венцом, обложенный чеканным серебром; образ Господа Саваофа на празелене; Деисус на трех досках, по левкасу золочен травами — Спас, Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча; образ преподобного Иродиона на вохре; на золоте образ Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова со святыми на празелени; образ Пречистой Богородицы «Казанской»; образ святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца со святыми на вохре; образ на празелени великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары в молении пред Спасом.

В тябле перед Спасовым образом висело медное паникадило на 12 свечей.

Над гробницей преподобного Иродиона вместо раки была установлена деревянная, крашеная празеленью (зеленым цветом) решетка. На гробнице  святого имелся его образ на празелене. На гробнице лежал покров из зеленой шелковой ткани, на которой золотом был вышит крест. У гробницы во главе стояла луженая медная лампада на железной треноге.

Царские врата, сень и столбцы были окрашены зеленым цветом. На Царских вратах были изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов. На сенях — образ Господа Саваофа и Тайная вечеря, на столпах — святители и архидиаконы. Завеса была холщевой. На северных дверях были изображены «Недра Авраамли», Адамово преступление, евангельская притча «О богатом и Лазаре».

Из церковной утвари в описи перечислены: медное кадило, деревянные служебные сосуды, оловянная лжица, звездица, железное копие, три покровца лазуревого цвета.

Напротив церкви на двух столбах стояла некрытая деревянная колокольня с тремя колоколами.

В монастыре было пять братских келлий и одна строительная келья. У келии  располагался дровяник и  монастырская лодка для рыбной ловли.

В обители в то время жили старец Афанасий, старец Матфей и старец Нифонт.

О том, что миряне никак не хотели покидать остров, говорит тот факт, что в описи при описании монастырских строений на острове указывались и существовашие наряду с ними приходские строения и проживавшие в них женщины-мирянки: «На том же монастыре приходская церковь Рождества Пречистые Богородицы да келья — в ней живет просвирница вдова Соломида да старица Еупраксея. На том же острову за монастырем часовня древяная, в ней настоящая икона великомученицы нареченые Пятницы Парасковеи — мирское строение».

Со временем миряне полностью завладели постройками монастыря. В конце XVII века в переписных книгах  деревянные  церкви  Рождества Пресвятой Богородицы и Похвалы Пресвятой Богородицы, находящиеся в пустыни,  указаны уже приходскими. В распоряжении монашествующих осталось только две келии. В одной из них жил старец Феодосий, в другой — старица Екатерина. В третьей келлии жила просфорница вдова Капитолина Иванова. Все они питались от церкви Божией. Так постепенно Илоезерская пустынь прекратила свое существование как монастырь и превратилась в Междуозерский приход.

Приход был беден. В челобитной на имя архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила от 1699 года прихожане храма Рождества Богородицы жалуются на свою скудость и невозможность своими силами и средствами отремонтировать ветхую церковь преподобного Иродиона Илоезерского, паперть и кровлю храма Рождества Богородицы.

В 1705 году в результате пожара сгорел деревянный храм Похвалы Богородицы. В том же году на его месте был выстроен новый.

В переписной книге Белозерского уезда за 1710 год в Междуозерье на погосте значится две церкви: церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великомученицы Параскевы Пятницы и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, в которой находились мощи преподобного Иродиона.

В 1747 году в Междуозерском приходе побывал игумен Ферапонтова монастыря Феофан. При освидетельствовании раки преподобного Иродиона он обнаружил, что гробница устроена у южной стороны  церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, у стены, наверху земли. На гробнице имелся образ преподобного Иродиона, написанный на доске. Мощей на верху земли в гробнице не имелось. Над гробницей была установлена деревянная резная сень, расписанная красками.

Согласно данным Зверинского В.В. и епископа Амвросия (Орнатского), Илоезерская пустынь была упразднена в 1764 году, во время секуляризационной реформы.

В конце XVIII  века в приходе был построен кирпичный придельный храм в честь преподобного Иродиона Илоезерского.

 В 1813 году на месте двух обветшавших деревянных церквей  здесь была построена каменная трехпрестольная церковь, главный престол которой был освящен во имя  Рождества Пресвятой Богородицы (холодный храм), престолы в теплом храме были освящены во имя Похвалы Богородицы и преподобного Иродиона Илоезерского. Мощи святого Иродиона почивали под спудом данной церкви.

В описании Богородице-Рождественского Междуозерского прихода 1865 года говорится, что  доход церковь получает от продажи свечей, сборов кошельковых, кружечных, от богомольцев и продажи хлеба. Основным занятиями и промыслами прихожан были  землепашество и  рыбная ловля на озёрах Озадском и Илозере. Сам приход территориально располагался на просёлочной дороге, на расстоянии 30 вёрст от большой почтовой дороги и от уездного города. В приходе было 2 каменных здания: церковь и дом. В приход входило 12 селений, состоявших из 45-ти дворов.  Самыми ближайшими  к Богородицерождественской церкви были селения: Якунина, Трунина и Карпова  при озере Илозере: Орлова, Лундина, Терешкова при озере Озадском; Малышкино и Березняк на возвышенных местах, окруженных со всех сторон лесом. Прихожан в то время было 339 человек, из которых 153 мужчин и  186 женщин.

В советское время приход захватили раскольники-обновленцы, что привело к понижению посещаемости храма верующими, в результате чего приходская община стала испытывать серьезные материальные трудности.  Из-за этого она не смогла выполнить требования сельской администрации о срочном ремонте в храме, предъявленное ей в 1935 году. 14 марта 1936 года под предлогом невыполнения ремонта церковь была закрыта властями.

Храм стали использовать под хозяйственные нужды. Затем он долго стоял заброшенным. Милостью Божией храм не разорили в постсоветское время. Он сохранился до наших дней.

В настоящее время на месте бывшей Илоезерской Иродионовой пустыни возрождается мужской монастырь.


Начало возрождению обители было положено в 2003 году участниками череповецкого историко-туристического клуба. Ими был вынесен из храма битый кирпич, стерты надписи со стен. Рядом с полуразрушенным храмом  был установлен щит с надписью «Богородице – Рождественская Иродионова пустынь». Сюда стали регулярно приезжать паломники и трудники из города Белозерска.

В 2013 году на полуострове была построена деревянная церковь в честь преподобного Иродиона Илоезерского. 

Стараниями Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии в этом храме 11 октября 2015 года была совершена первая после 80 – летнего отсутствия в приходе богослужений  Божественная литургия.   Богослужение возглавил сотрудник Комиссии иерей Сергий Бондарь.9 октября 2016 года был освящен деревянный храм в честь святого Иродиона.

В 2017 году, по благословению епископа  Череповецкого и Белозерского Флавиана, в пустыни поселились монахи и трудники, которые и занялись ее возрождением.

В 2018 году указом правящего архиерея здесь было образовано архиерейское подворье, настоятелем которого назначен иеромонах Феодосий (Белов). В храме преподобного Иродиона стали регулярно совершаться богослужения.

Строительные и реставрационные работы возглавил руководитель Архитектурно-строительной комиссии Череповецкой епархии Н.Ф. Сычев. Купол храма покрыли железом. На территории монастыря построили келейный корпус. В настоящее время в пустыни восстанавливается монашеская жизнь, ведутся работы по восстановлению Богородицерождественского храма.

При написании статьи были использованы следующие источники и литература:

1.Сказание и повесть о житии и чудесах преподобного и богоносного отца нашего Иродиона чудотворца, Божиею благодатью просиявшего в Белозерских пределах, в веси Междуозерье, иже есть на Иле-езере.

2. Илоезерская — Иродионова — Озадская — Родионовская мужская пустынь//Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. Сост. В.В. Зверинский. СПб., 1892. Стр.145.

3. Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей, с показанием: начала и построения оных; крестных ходов; храмовых праздников в Санктпетербурге и Москве; Пасхалии на 50 лет; торжественных дней и достопамятнейших в России происшествий хронологическим порядком. СПб., 1819. С.42.

4. Епископ Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии в 6-ти частях. Часть 4.

5. Приход Богородице-Рождественский Междуозерский VII класса.//Новгородский сборник. Выпуск I. Издание Новгородского Статистического Комитета под редакцией Н. Богословского. Новгород. 1865.

6. Лифшиц А.Л. Житие Иродиона Илоезерского. Агиография Белозерского уезда  XVI-XVII  веков. М., 2017.

7. Македонская Н. М. Иродионова Илоезерская Богородицерождественская мужская пустынь.