Душеполезное чтение на каждый день

Избранные советы и наставления архимандрита Феофана (Соколова)

 

16 декабря 2022 года исполняется 190 лет со дня преставления подвижника веры и благочестия, настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря архимандрита Феофана (Соколова).

Этот духоносный старец был известен современникам своим подвижническим житием, кротостью и смирением. Многие приезжали к нему в обитель за советом, писали письма и получали на волнующие их вопросы понятные и точные ответы.

До наших дней сохранились письма отца Феофана настоятельнице Воскресенского Горицкого монастыря игумении Маврикии (Ходневой), Александре Сергеевне Щулепниковой (впоследствии монахине Феофании) и другим лицам.

По письмам старца рассыпаны крупицы духовной мудрости и наставления, которые  могут быть полезны многим. Данный письменный труд – попытка собрать их  воедино и осмыслить.

Надеемся, что данная публикация принесет пользу всем, ищущим спасения, а также познакомит широкую аудиторию с духовным наследием подвижника.

 

О богоугождении

В своих письмах архимандрит Феофан желает адресатам «продолжения жизни во угождение Богу», т.е. жить, чтобы угождать Господу.

Чем же именно человек может Ему угодить? Какие подвиги и труды для этого требуется совершить? Старец замечает: «Бог больших подвигов не требует, а только кротости и смирения и чистоты душевной и телесной».

Также угождение Богу проявляется в добрых делах: «Утверждайтесь во истинном исповедании святой нашей православной веры и приложите к оной и богоугодные ваши дела, чрез что получите та благая, «яже уготова Бог любящым Его»».

Что архимандрит Феофан называет делом Божиим? «Сие должно помнить; ежели бы Господь Бог вразумил: всегда себя осуждать, всегда укорять себя, всегда на себя гневаться, а притом всех почитать за святых, а себя хуже всех, великое бы дело было, дело Божие!»

В то же время подвижник напоминает, что без помощи Божией человек не может совершить ничего доброго: «Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить о помощи: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». И так мало-помалу, можете успевать в духовном делании».

Таким образом, человеку, желающему угодить Богу, необходимо стремиться к очищению души и тела, стяжанию кротости и смирения, творению добрых дел.

 

О борьбе со страстями

Против воюющих на наши души страстей подвижник советует вооружиться Словом Божиим, терпением и смирением. Он пишет: «В смущениях должно напоминать себе из словес Божиих, себя более укорять, что хуже всякого животного: я земля и пепел». «Потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал».

Помощником человека в  борьбе со страстями является Бог: «Сколько бы мы ни старались сами собою приобрести в духовном деле успеха, без помощи Божией ничего успеть не можем».

Старец приводит в качестве назидательного примера такое обращение Господа к человеку: «вооружайся против плоти, мира и диавола: Я (Бог — коммент. автора) тебе помощник буду, и как Я смирил Себя, послушлив был и терпелив даже до смерти, последуй и ты стопам Моим, и так буря душевных страстей минует, и будет тишина…».

Размышляя о пользе чтения Священного Писания в деле духовного исправления человека, архимандрит Феофан напоминает слова апостола Павла к Тимофею: «Всяко Писание богодухновенно и полезно (есть) ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2Тим.3:16). Он советует «подражать житию Христову и слушать учения Его».

Ведя борьбу против страстей, хорошо бы приводить себе на ум соответствующие тексты из Священного Писания: «Осуждать не велит Христос, Сын Божий: «не осуждайте, да не осуждены будете». Гордиться не должно: «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу». Не надобно сердиться: «да не зайдет солнце во гневе вашем!» Мстить не надобно: «Мне отмщение, Аз воздам», также  Христос, Сын Божий, говорит: «любите враги ваша… добро творите ненавидящим вас». Во время противоречия лучше ничего не отвечать: «Онемех и смирихся, и умолчах», – по слову святого Давида».

Одной из главных страстей, против которой чаще всего приходиться воевать человеку, является гордость. Основное оружие в борьбе с ней – смирение. Подвижник об этом пишет следующее: «Против гордости вспомнить должно слова Христа Спасителя: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»; на что более врачевание, как сие спасительное слово Божие против гордости? А притом следуют к тому же и слова святого Апостола Петра: «Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас».

В то же время подвижник отмечает, что смирение, как и другие добродетели, человек сам по себе, без помощи Божией, обрести не может, их нужно испрашивать у Бога: «Но как мы сами собою ни одной добродетели ни начать, ни продолжать, ни окончить не можем, то просить должно Его благость и милосердое о нашей жизни и спасении попечение: «Господи, даждь ми смирение, Господи, даждь ми терпение, Господи, даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость», и тогда Господь Бог, видя вашу искреннюю к Нему любовь, исполнит во благих желание ваше».

Другая страсть, которую приходится чаще всего бороть человеку – осуждение. Предостерегая от нее, подвижник пишет: «Зачем чужие недостатки выискивать и судить? Ты за них не отвечаешь, они сами за себя отвечают; лучше всего так думай: я грешна и хуже всех, я виновата, и проси Господа, чтоб дал тебе мысли такие».

Об укорении старец говорит: «Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, кто посильнее, немощи немощных носят. Ведь не за тем пришли, чтобы указывать друг на друга кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько и получим награды от Бога».

Против тщеславия можно привести на ум следующую мысль отца Феофана: «Нам тщеславиться и гордиться нечем: что имеем, то все Божие, а только одна наша собственность – грехи».

При случающихся скорбных обстоятельствах, приводящих душу в сильную печаль и отчаяние, подвижник советует запастить терпением и напоминать себе: «кто я? Земля, прах, пепел, пища червей». «Христос, Сын Божий, велит терпеть! «В терпении вашем стяжите души ваша», а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос, Сын Божий, Сам изволил терпеть нашего ради спасения, будучи безгрешен. Итак, скажите еще себе: «Опомнись! Ежели в здешней жизни неприятные случаи приводят тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение?».

Также в минуты скорби старец рекомендует молиться: «Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется! Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы противитесь ему, – это значит борьба – и борьба, Богу приятная. Прослезитесь, покайтесь: Господи, прости, – согрешила; я всех хуже, я считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости, высокомерную!»

Против недовольства  богомудрый наставник советует следующее: «Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ или от человек».

О лжи отец Феофан пишет: «Лгать не должно, а если случится нечаянно что солгать, сейчас надобно сказать себе: Бог лгать запрещает и повелевает поучаться правде».

О зависти и борьбе с ней архимандрит говорит: «Не надобно завидовать добрым делам других, а только свои недостатки смотреть и о них думать; браните себя мысленно: горе мне, что я горда и не могу трудиться!»

Чтобы не зрела в сердце обида на обижающих, подвижник дает такое наставление: «Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего». Также нужно помнить: «Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое — для того, чтоб успокоить нас обидевшего, второе — успокоить себя, и третье — исполнить закон Божий».

Если в сердце поселится вражда против кого-то, то следует себя укорить и постараться почитать обидчика святым. «Ежели вы кого не любите, вспомните слова святого Иоанна Богослова в соборном послании: «ненавидяй брата своего или сестру, во тьме есть и во тьме ходит, и не весть, камо идет, и тьма ослепи очи ему»; или в себе сказать: «доколе тебе во тьме пребывать, не лучше ли обратиться к свету незлобия?».

Против ропота подвижник предлагает вооружиться следующим образом: «ежели ропот покажется в мыслях, скажите, что и Бог не мог нам угодить; мы никого не слушаем, ни Бога, ни пророков, ни Апостолов, а одного врага душ наших».

Вообще, архимандрит Феофан советует обращать пристальное внимание на свои мысли, отсеивать греховные, при этом прося помощи Божией на восстающие против, ибо «переменить мысль и лишних и негодных не принимать мы сами собою не в силах; надобно же просить Господа: «Господи, даждь ми мысль благу!».

Старец рекомендует: «Как только «ощутите какую небогоугодную мысль или воображение, тотчас возведите свои мысленные очи к Могущему спасти и мысленно вознесите свой глас: «Господи, спаси мя, погибаю»». Прося Бога о помощи, верьте, что Господь поддержит: «просите Его помощь противу всякой не угодной Ему мысли, и услышит».

Угодник Божий замечает, что нужно стараться не только избавиться от плохих мыслей, но и радеть о приобретении мыслей хороших: «Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою».

Подвижник говорит, что наблюдение за своими мыслями является серьезной наукой, которой надо обучаться: «надобно сей науке учиться и не оставлять мыслей своих, чтоб бродили без всякого ограждения, обзирая чужие дела и недостатки; иногда же себя и побранить, и поувещевать».

«Старайтесь, чтобы никаких мыслей посторонних, неполезных не принимать, кроме одной, чтобы припадать к ногам Спасителевым, яко же жена-грешница, и Бог поможет вам спастися; не отчаивайтеся Его милости, более молитву творите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Господи, помилуй; не остави меня, Господи, ниже отступи от мене». Так Господь Бог вас наставит на путь Свой и спасет вас».

«И так должно все чувства склонять, чтоб угождать Господу, а не прогневлять Его противными Ему делами, словами и воображениями; по времени Бог вам поможет истребить из сердца вашего стремления страстей и соделать оное домом Духу Божественному».

О воле Божией

В своих письмах архимандрит Феофан называет главным трудом человека в его земной жизни преодоление стремлений плоти и духа, влекущих в сети смертные, и исполнение воли Божией.

«Предать себя воле Божией – самое лучшее», — пишет старец.

«По вашему желанию, … чтоб поступить против воли Божией, … я никак не согласен и не советую», — предупреждает он одно духовное чадо.

«Последуйте воле Божией», — неоднократно призывает подвижник в своих наставлениях.

Старец предупреждает: «Ежели … не очувствуешься и не восхочешь смирить себя и предать себя Господней воле, то можешь услышать страшное изречение Господа своего, Благодетеля, Отца премилосердого: Идите от Мене, – куда ж? – во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Страшное изречение благого, кроткого и премилосердого Отца! Вот до чего нас доводят грубость, ожесточение и окаменение и нечувствие наше о всех излиянных на нас милостях!»

Исполнение воли Божией напрямую связано с тем, насколько человек любит Бога. Особенно это заметно в тяжелые минуты искушений: «от искушения мы познаем себя, каковы мы есть: любим ли мы Бога, исполняем ли волю Его святую?».

В чем же именно состоит воля Божия?

Архимандрит Феофан  на этот вопрос дает такой ответ: «воля же Божия в том состоит: в терпении, в скорбных приражениях, в смиренной мудрости, в послушании неропотном, в чистоте душевной и телесной, в любви к Богу паче всякого создания и в любви к любящим и ко оскорбляющим… Беречь мысли надобно, чтобы не воображали ничего временного по пристрастию, а паче устремляли к Богу, Свету присносущному».

Итак, воля Господня заключается в любви к Богу и к окружающим, терпении, смирении, трезвении, стяжании чистоты ума и сердца.

Чтобы ум мыслил в нужном направлении, можно периодически приводить себе на память следующее обращение Бога к человеку, приведенное старцем в одном из писем: «Я (Господь – коммент. автора) с тобою есмь и не оставлю тебя: от тебя зависит пребыть со Мною или оставить Меня; ежели желаешь со Мною быть и Меня любить, яко Создателя своего, люби же и создание Мое…». Вот так: если хочешь быть с Богом и Его любить —  люби окружающих.

Также подвижник советует не забывать, что Бог любящим Его и исполняющим заповеди Господни уготовал блаженство; доверять Богу и Его спасительному Промыслу о человеке; благодарить за все благодеяния и почаще искренно говорить Человеколюбивому Владыке всех: «да будет воля Твоя святая!»

Конечно, для  исполнения воли Божией требуются внимательность, труд и усердие самого человека,  при этом нужно «употреблять труды со смирением, а Бог научит, что делать ко благоугождению Его».

Чтобы научиться видеть волю Божию и  исполнять ее, немощному человеку необходима помощь своего Творца. А она испрашивается в молитве. Отец Феофан предлагает так из глубины сердца вопиять к Богу: «Господи Боже мой, Создателю мой, Благодетель мой, не остави мене, Ты меня научи творити волю Твою, Ты просвети мои мысленные очи сердечные, Ты просвети тьму мою, яко Тобою избавлюсь от искушения!»

 

О молитве

Подвижник советует всегда просить помощи Бога, во всем уповать на Него, веря в милость Божию к Своему творению: «Желаю вам не отчаиваться милости Божией, а просить Его помощи: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой». Тогда «… малое ваше моление Господь Бог услышит и спасет тебя, яко уповающую на Него». При этом свою молитву нужно считать недостойной, не стоит ее возвеличивать. Так, архимандрит Феофан, завершая одно из писем, пишет: «… а я пребуду, принося мои молитвы ко Господу Богу, хотя и недостойные, как и от вас о мне приносятся». Так смиренно старец смотрит на свои молитвы.

Чтобы внимательно молиться, нужно прилагать все свои силы: «Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы ему противитесь – это значит борьба, и борьба Богу приятная». В то же время старец отмечает: «Молитва должна быть непринужденная: невольник не богомольник».

В молитвенном делании подвижник разделяет начатие и середину молитвы.  «Начатие молитвы состоит в том, чтобы приходящие мысли посторонние, при первой встрече их, отражать или отстранять умом. Середина молитвы – если мысль наша единственно заключается в восхищении всей души нашей к Господу».

Как же бороться с посторонними мыслями во время молитвы? Отец Феофан дает такой совет: «Во время же молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь; с запрещением говорите мысли своей: именем Божиим запрещаю тебе! И мысль непременно послушает!» Также с силой вражией помогает бороться Иисусова молитва: «Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия»; «…врага можно отогнать Иисусовою молитвою, как говорит святой Иоанн Лествичник: Иисусовым именем бей супостатов! И все козни вражьи тогда недействительны».

Утром, после ночного сна старец рекомендует молиться следующим образом: «Восстав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое – сотворите молитву Богу, потом – к Пресвятой Богородице; читайте, что в ум прийдет, и, ничем еще не занимаясь, соберите в уме своем грехи свои, с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душею, моля Бога, чтобы сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтобы и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные грехи представляя, просите Пресвятую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего».

Как рекомендовал подвижник молиться днем? «Всякий час, как только ударяет, должно делать крестное знамение с молитвою: «Господи, помози мне исправиться. Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей». И потом: «Богородице Дево…» всю до конца».  Также «читайте чаще Иисусову молитву да Богородичну».

Вообще, отец Феофан большое значение уделяет Иисусовой молитве. Так, он пишет: «Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется, всех молитв выше; ею-то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаешь молитву, а ум наш бродит, то, очевидно, не предстоим Богу». При этом  подвижник отмечает: «Когда в мысли нет Иисусовой молитвы, то надобно думать, что в мысли нашей есть гордость».

О чем всегда просить Бога наставляет архимандрит Феофан? «Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи телесные и душевные», а также «чтоб Он споспешествовал молитве, … и, что Ему угодно, о том просить; а угодно Ему смирение, терпение, незлобие, любовь…, послушание, скромность, тихость и мирная жизнь, всех почитать за святых, а себя грешною…».

В связи с тем, что человек постоянно согрешает словом и делом, и мыслями, старец советует ежеминутно каяться в том пред Богом: «Господь Бог сколько милосерд к нам, что велит отпускать грехи в день до седьм крат седмерицею, а почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме или душе вашей перебывает ежеминутно, для того должно ежеминутно и каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости! Господи, даждь ми мысль благу! Господи, даждь ми исправление!»».

Также отец Феофан призывает молиться святым ангелам и Архангелам Михаилу и Гавриилу и другим, а также всем святым, замечая, что «все они наши заступники».

В завершении приведем небольшую молитву старца для ежедневного прочтения и осмысления: «Даруй, Боже, нам духовно жить, духовно мыслить, полезное говорить, всех любить, всех почитать внутренне, а не пренебрегать, не завиствовать, не враждовать».

 

О кротости и смирении

В своих наставлениях подвижник часто отмечает, что «Господь Бог не многого от нас требует, а только кротости и смирения, чтоб мы научились оному ни от Ангела, ни от человека, но от Него Самого. Рассмотрите хорошенько, коль великое дело быть ученицею Спасителя своего, а притом еще наследницею Царствия Его Небесного. Прошу вас: не уступайте сего сокровища гордости и тщеславию, будьте кротки, а паче смиренны, терпеливы, нищи духом, чисты сердцем и говорите почаще: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя»».

Архимандрит Феофан замечает, что «в смирении все добродетели заключаются: смиренный гордиться, тщеславиться, завидовать, враждовать, осуждать, гневаться, противоречить, отчаиваться и беспокоиться не может». Кроме того, «Господь Бог за смирение дает благодать». При этом смирение он называет первой добродетелью: «Ни о чем больше не надобно заботиться и просить Бога, как о смирении: все сети вражьи проходит смирение, они даже не касаются его. Эта первая добродетель».

Неслучайно боголюбивый наставник пишет, что «смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дома душевного». От смирения сердца зависит близость человека к Богу: «Господь на сердца призирает: чем смиреннее, тем ближе к Богу!».

Также старец напоминает о необходимости осознать свою недостойность и стараться всегда думать о Боге и помнить Его милосердие: «С вашей стороны должно благодарить Господа за Его великое к вам милосердие и напечатать памятью на сердце вашем, как Он печется о вас; не отлучайтесь мыслию от Него, яко чадолюбивого Отца, и чтоб вы полезное ни получали, относитесь к Нему с признательностью, что недостойны столь великого к вам милосердия; а чрез то удостоитесь Его большого к вам милосердия».

Говоря о значении смирения в деле спасения, он замечает: «Смирение есть без труда спасение»; «Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя в смирение».

Подвижник предупреждает: «Гордостью одной можно погибнуть, а смирением одним спастись».

Он не только советует постараться обрести смирение по примеру Христа, но говорит, как получить сей дар: «Просите, и дастся вам; не многих слов требуется, а только вам простенько сказать: «Господи, даждь ми смирение!»». «Больше всего просите смирения: кто смирен, терпелив и послушлив, тот вместо ангела Божия».

В то же время подвижник напоминает о необходимости самому смирять себя. Как же? Отец Феофан пишет, что нужно «обращаться к своему ничтожеству», напоминать себе, что ты есть «земля, и пепел, и червь» и почитать всех за ангелов Божиих. Подвижник призывает научиться не только смирению, но и смиренномудрию,  т.е. «себе внимать:  что я нерадива, что я ленива, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их, да никого не осуждать».

В письмах он неоднократно пишет, что от кротости и смирения человека зависит покой его души: «Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак: все из страсти в страсть, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели: это как цепь священная».

«Господь нам все средства, как спастися, объявил: хотите в спокойствии быть? Он изволил сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Вы хотите быть кроткою и смиренною? Должно отринуть противную сему гордость и смущающее вас тщеславие: гордость и тщеславие никогда в спокойствии быть не могут. Кротость и смирение на Небеси; гордость и тщеславие во аде…».

Пишет он и о пользе смирения в духовной брани: «Почитайте себя землею и пеплом: ничто так не может против вражьих браней стать, как смирение…».

Чтобы человек не возгордился и не возомнил себя смиренным, посылает ему Господь скорби: «Надобно скорби претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так просто приходят. Нет, Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения».

Стараясь обрести смирение, нужно помнить, что кроме него, следует уделять большое внимание и стяжанию любви к Богу и ближним: «Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет…». Также в своих наставлениях старец не раз отмечает, что «любовь … Божию приобрести,  кроме смирения и смиренномудрия, невозможно».

Возделывая на ниве сердечной сады смирения, будем почаще приводить себе на ум для пользы души молитвословие подвижника: «Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый!»

 

О любви

В своих письмах архимандрит Феофан призывает больше всего любить Бога: «Более всего любите Бога и не ищите человеческой любви». Он советует «совершенно прилепиться к Создателю своему любовию, и ничего временного, данного нам от великих Его щедрот, не предпочитать любви Его».

Также подвижник подчеркивает взаимосвязь любви к Богу и любви к ближним: «…когда будем любить Бога всем сердцем и душею, то и друг друга будем любить; а без любви Божией человеческая любовь будет тщетна».

Отец Феофан называет любовь украшением души, ее сокровищем, законом Господним, вечным приобретением, угождением Жениху Небесному.

Какой же должна быть эта любовь? Искренней, послушной, терпеливой, смиренной:  «Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением… Бог ищет мира и любви чистосердечной».

Любовь должна быть бесстрастной и святой: «Вот вам я предлагаю Апостольское слово, что вы избраны Богом и должны пребывать в любви к Нему, а между собою в любви взаимной непорочной, бесстрастной и святой».

Любовь должна быть всеобъемлющей:  «Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят; а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми; но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел; не надобно проникать в их намерения». Надлежит любить и любящих вас и не любящих, в том числе врагов: «А за любовь врагов, еще большее награждение: «И будете сынове Вышняго». Вот какое воздаяние! Таких Бог себе усыновляет».

Призывая людей  к стяжанию любви, отец Феофан напоминает, что любящим Его Бог уготовал вечное блаженство, а также приводит слова Спасителя: «по тому узнают все, что вы Мои ученицы, ежели будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

В чем же проявляется любовь друг ко другу? В мирном житии без ссор, смирении друг перед другом, послушании: «чтобы раздоров не было, противоречия, зависти, празднословия, а было бы послушание и смирение».

Также старец отмечает, что только через смирение можно приобрести  любовь Божию: «любовь же Божию приобрести, кроме смирения и смиренномудрия, невозможно. Постарайтесь научаться смирению и смиренномудрию; а от кого научиться сему мудрому художеству? От Самого Спасителя».

С любовью нужно совершать все свои дела и исполнять послушания, как для Самого Бога: «Какое бы послушание ни было, все Господу Богу. Не с досадою, не с насупленным лицом надобно принимать послушание, а с любовью, как от самого Бога с радостью, в молчании».  С любовью нужно и разговаривать друг с другом: «Всегда в кротости, с тихостию надобно говорить между собою, с любовью, чтобы и взоры-то были благоприятные».

Подвижник  напоминает, что  любящее отношение к Богу и окружающим играет большую роль в деле  спасения человека: «Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет».

В то же время старец отмечает, что без помощи Божией не возлюбить Бога и ближнего всем сердцем, о любви христианской нужно просить самого Господа: «Проси о любви к Богу и ко всем».

Как же именно отец Феофан советует просить Бога о стяжании любви? «Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою! Господи! Даждь ли любовь нелицемерную, то есть, не человеческую, но Божескую, безгрешную и бесстрастную».

Припадем же  ко Спасителю нашему и из глубины алчущих любви Божией сердец воззовем к Нему: «Сподоби, Господи, любви святой к Тебе и ко всем, сподоби!»

 

О служении Богу

Каждый христианин старается жить богоугодно и усердно служить Господу. Какие наставления о служении Богу встречаем мы у архимандрита Феофана?

Подвижник пишет: «Мне кажется, что все мы должны бы продолжать служение Божие не воздыхая, а с радостию и радостными слезами, а не с огорчительными, подкрепляя себя … и друг друга, смотря на примеры угодивших Господу нашему Иисусу Христу, предавшему Себя нас ради на смерть и сотворившему нас наследниками Царствия Небесного». То есть старец говорит, что желательно служить Богу радуясь этому. Ведь служишь Самому Господу, Творцу мира! И не только радуясь, но и с любовью. Вот какое пожелание он пишет в одном из своих писем: «Даруй, Боже, чтоб вы здоровы были душою и телом и послужили Господу Богу с горящею к Нему любовью, радовались, а не скорбели и во исправлении своей жизни не отчаивались». При этом нужно думать не только о себе самом, но и об окружающих тебя людях, «подкреплять друг друга». Так, видя падающего в яму греха соработника Богу, нужно помочь ему встать.

Также отец Феофан замечает, что хорошо бы смотреть, как служили Богу те, кто Ему уже угодил – подвижники и святые – и брать с них пример: «посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы, – должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них – когда расположились работать Господу – не было; а были, яко агнцы или агницы, незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кровы».

Старец призывает в своих письмах: «приступите ко Господу, поработайте Ему в сей кратковременной жизни», при этом напоминая о той награде, которую за труды работающий Владыке всех получит от Него:  «… для Бога немного потрудиться в здешней жизни, но воздаяния много, чего ум человеческий постигнуть не может». При этом он отмечает: «Немного нам в здешней жизни пожить, хотя что и скорбное потерпеть, только с благодарением и со смирением, а потом получили бы покойную жизнь как в здешней, а паче в будущей жизни, бесконечной и ум превосходящей, яже уготова Бог любящым Его».

Итак, будем служить Богу с радостью и любовью, с благодарностью встречая все, что подает десница Божия.

 

Составитель: Е.А. Силина, сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии