Силина Е.А. Даниилов Шужгорский Спасо-Преображенский мужской монастырь и Шужгорский приход

Даниилов-Шужгорский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан преподобным Даниилом Шужгорским  во второй половине XVI века на Шужгорской горе среди лесов Белозерского уезда.О истории монастыря, как и о его основателе, сохранилось совсем не много сведений. Известно, что постриженник Корнилиева Комельского монастыря монах Даниил в поисках пустыннического жития пришел в  дремучие  леса Шужгоры.

 Для своих  подвигов он избрал гору, именуемую Шужгорой. Здесь отшельник подвизался денно и нощно в трудах и молитвах, служа Богу чистым сердцем, стемясь к преображению собственной души. Живя на горе, терпя здесь голод и холод, вероятно, вспоминал он и другой горе — Фаворской, и о Славе Господней, явленной Христом на той горе. Неслучайно построенная подвижником на горе деревянная церковь была освящена именно в честь Преображения Господня.

Свет добродетельного жития преподобного Даниила не смог остаться незамеченным для людских глаз, ибо «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» (Мф. 5:15).  Узнав о святом житии подвижника, к безмолвнику стала стекаться братия, желавшая спасать свои души под  руководством мудрого наставника. Так постепенно на горе  образовался мужской монастырь.После блаженной кончины преподобного Даниила иноки с псалмопениями  погребли его утружденное  тело на территории монастыря.  Над мощами преподобного была поставлена часовня.

Трудно было малочисленной братии жить и подвизаться в суровых условиях, оставшись без руководства духоносного старца. После кончины преподобного Даниила в конце XVI века монастырь просуществовал не долго.

В исторических источниках и исследованиях содержится разная информация о времени упразднения монастыря. Одни историки относят закрытие монастыря к концу XVII  века, когда после лихолетья Смутного времени во многих обителях прекратилась монашеская жизнь. Другие считают, что монастырь был закрыт в ходе церковной реформы 1764 года.

Как отмечает исследователь Македонская Н.М., в конце XVII века Шужгорского монастыря уже не существовало. В переписных книгах Белозерья конца XVII  века  имевшиеся на Шужгорском погосте две деревянные церкви уже были записаны не как монастырские, а как приходские. Это были: холодная церковь, освященная в честь Преображения Господня, и теплая  церковь в честь преподобного Даниила Столпника. Над могилой преподобного Даниила Шужгорского в XVII веке по-прежнему стояла деревянная часовня.

В то же время в ряде исторических источников встречается информация о том, что Шужгорский монастырь был официально упразднен в XVIII веке. Так, епископ Амвросий (Орнатский) в шестой части «Истории российской иерархии»  (1815 год) пишет, что «по Штатам 1764 года этот монастырь был обращён в приходскую церковь, и известен ныне под именем села Спасского на Шужгоре«. О упразднении монастыря в 1764 году сообщает и Зверинский В.В. в 1892 году в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем».

Возможно, в 1764 году государственная власть просто констатировала факт прекращения существования на Шужгоре монашеской жизни, завершившейся здесь ранее, а именно, в XVII веке.

До середины XVIII  века церкви в приходе были деревянными. В 1755 году старанием прихожан на месте деревянной была построена каменная Спасо-Преображенская Шужгорская церковь с колокольней. Главный престол в холодном храме был освящен в честь Преображения Господня, престол в теплом храме — во имя преподобного Даниила Столпника,  придел — в честь преподобного Даниила Шужгорского.  В рукописной описи церквей Белозерского уезда 1850-х — сер.1860-х гг., хранящейся в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике (Ф.14. Оп.1. Ед.хр.4),  говорится, что Спасо-Преображенская Шужгорская церковь была благоустроена, отличалась благолепием и внутренним благоукрашением.

Мощи  преподобного Даниила Шужгорского в XIX  веке пребывали в Преображенской Шужгорской церкви под спудом за правым клиросом.Преображенская церковь то была приписной, то самостоятельным приходом. Так, в списках приходов Новгородской епархии за 1786 год Шужгорская церковь значится приписной к Желобовско-Семенораменскому приходу. В XX веке Шужгорская церковь была самостоятельной, приходской.

Как отмечает Богословский Н. в «Материалах для статистики грамотности в Белозерском уезде» за 1865 году Шужгорский приход относился к VI  классу, располагался в лесистой, болотистой местности, в 60 верстах от города Белозерска. Приход состоял из 45 дворов, был весь окружен хвойным лесом. Все постройки причта и прихожан были  деревянные. Прихожане в летнее время занимались обработкой земли, в зимнее — вывозкой леса из купеческих дач; лес отправляли в г.Рыбинск. Кроме каменной Преображенской церкви в приходе имелась часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. Деревни прихода располагались к северо-западу от села Спас-Шужгора на речках Шужбой и Кумсара. Ближайшей к церкви была деревня Пугорка, она находилась южнее села Спас-Шужгора.

В церковной описи 1916 года значится, что утварью церковь снабжена достаточно. По штату к церкви был положен священник и псаломщик. Церковь была наделена пахотной и сенокосной землей, обрабатываемой силами причта. Для священно и церковно- служителей на церковной земле силами прихожан было построено два деревянных дома. Также церкви принадлежали две избы, два хлебных амбара и две деревянные кладовые. О приходской библиотеке ведомости 1916 года говорится, что церковная библиотека книгами скудна, но начинает пополняться.

Преображенская церковь имела приписную деревянную, покрытую тесом часовню, которая располагалась  в деревне Лилигумзь.

Ближайшей к Преображенскому храму церковью была находящаяся от него в 10 верстах Троицкая Желобовская церковь.

Документы сохранили до наших дней имена некоторых священнослужителей и церковнослужителей Спасо-Преображенской Шужгорской церкви. С 1759 года по 1763 год в ней служил священник Иоанн Федоров. Дьячком в церкви с 1761 года по 1763 год являлся Иоанн Иванов, пономарем с 1744 года по 1763 год был Иоанн Алексеев.

С 1808 года по 1846 год в церкви служил священник Исаак Кириллов, в 1864 году — священник Петр Русанов,  в 1866 году — священник Желобовской церкви Иоанн Никифорович Раменский, сын дьякона Федото-Раменского погоста Череповецкого уезда Никифора Федотова. По его упокоении в Преображенской церкви служил священник Петр Иоаннович  Грацианов, сын дьячка Синозерской церкви Устюженского уезда.

В 1872 году — священник Иоанн Ласкарев, с 1872 года по 1878 год — дьячок Николай Березин, с 1878 года по 1889 год настоятелем был священник Желобовской церкви Яков Истоминов, псаломщиком в это время служил Матфей Покровский.

Последним священнослужителем Спасо-Преображенской церкви был священник Василий Стефанович Неласский, 1843 года рождения. Обучался он в Новгородской Духовной семинарии.  В 1869 году был рукоположен во диакона к Воскресенской Ваучской церкви Череповецкого уезда. Служил священником Спасо-Преображенской церкви с 1904 года.  К 1921 году он овдовел, но несмотря на то, что находился в преклонном возрасте и был  уже за штатом, продолжал служить в этой же церкви.

Старожилы рассказывают, что окрестные деревни располагались на возвышенных местах, поэтому им издалека был виден блеск куполов Преображенского храма, стоявшего на горе. А в дни великих церковных праздников до них с Шужгоры доносился и  колокольный звон. Саму гору  местные жители величали «Спас-батюшко», а Преображенскую церковь — «церковь Спаса».

В праздники священник и верующие с иконами в руках крестным ходом обходили окрестные деревни, заходя в каждый дом.

В народе сохранилось предание о святом роднике Шужгоры. Располагался он рядом с горой. Вода родника считалась святой. Ручей в родник бежал из-под Преображенской церкви. Высох он после того, как одна женщина выстирала в нем пеленки.

 

После революции 1917 г. Шужгорский приход стал Назаровским сельсоветом.

В советское время церковь была закрыта.

В годы гонений на Церковь Преображенский храм стали беспощадно разрушать. По воспоминаниям старожил  кресты с куполов церкви скинули жители окрестных деревень «пугорский Степан да лилигумзский Саша.» Окончательно разрушили храм в годы Великой Отечественной войны, пол и иконы сожгли.

Находящаяся рядом с храмом деревня Пугорка опустела в конце 1940-х гг.

Во второй половине 1950-х годов территория Шужгорского прихода вошла в состав Раменского сельсовета, затем — в состав Енинского сельского поселения.Ныне бывший Шужгорский приход находится в урочище Шужгора в километре от урочища Пугорка Белозерского района.

До наших дней от Шужгорского монастыря и существовавшего после него прихода сохранились только руины Преображенской церкви, построенной в  1775 году.Путь к Преображенской церкви от ближайшей деревни Захарово составляет около 10 км. Дорога идет по лесам и болотам.Несмотря на труднодоступное место положения разрушенной церкви,  на Шужгору регулярно совершают пешие походы почитатели памяти преподобного Даниила Шужгорского. Священниками Череповецкой епархии на руинах Преображенской церкви совершаются молебны преподобному Даниилу.17 сентября 2020 г. в Преображенскую церковь почитателями святого сквозь леса был принесен большой образ преподобного Даниила Шужгорского, написанный специально для этого храма. Пред образом правящим архиереем Череповецкой епархии епископом Игнатием был совершен молебен святому.После разрушения Преображенского храма и придела в честь святого Даниила память о Шужгорском подвижнике не была забыта. В начале XXI века в Череповецкой епархии в деревне Ботово Череповецкого района был построен и освящен в честь преподобного Даниила Шужгорского новый храм (пока что единственный в мире). Так что Даниило-Шужгорский приход, пусть и в другом месте, но возродился. И ныне в нем звучит молитва и чтится память угодника Божия Даниила.»

 

Источники:

1. Ведомость о церкви Преображенской состоящей Белозерскаго уезда Новгородской епархии в Шужгоре за 1916 год.

2. Шужгорский Данилов упраздненный мужеский монастырь//История Российской иерархии, собранная Ставропигиальнаго Московскаго I-класснаго Новоспасскаго монастыря Архимандритом, учрежденной в Москве Духовной Цензуры Председательствующим и Ордена Св. Анны 2-го класса Кавалером, Амвросием. Часть VI. Москва, 1815. С. 731.

3. Зверинский В.В. Краткое описание монастырей Даниилов-Преображенский Шужгорский монастырь//Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. Т.2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов/В.В. Зверинский. — СПб., 1892. — С.124.

4. Македонская Н.М. Данилов Шужгорский Спасопреображенский монастырь.

5. Сивеня Д.С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX  века. М., «Золотое сечение», 2019 г.

6. Воспоминания Евдокии Алексеевны Филипповой в изложении Ларисы Буровой//Белозерская старина (Интернет-источник).