18 июля – память преподобного Афанасия Череповецкого.

Преподобный Афанасий Череповецкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, сомолитвенник и соработник преподобного Феодосия Череповецкого, один из основателей обители Воскресения Христова и Святой Живоначальной Троицы, давшей начало Воскресенскому Череповецкому монастырю.

Преподобный Афанасий имел прозвище «Железный Посох» из-за железной палицы, которую всегда носил с собой для изнурения плоти.

Архиепископ Филарет Черниговский в своем труде «Русские святые, чтимые всецерковно или местно»  пишет: «Афанасий «железный посох» отшельнически жил на том месте, где основался воскресенский Череповский монастырь».[1]  В примечании к этому листу им приведена выписка из рукописных святцев, в которой говорится: «Преподобный Афанасий, пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть св. Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392 г.)».[2] То же самое сказано и в работе  графа М.В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви» (в 5-ти книгах), за исключением года кончины преподобного Афанасия: указан 1382 год.[3]

Преподобный получил имя Афанасий при постриге, который  был совершен скорее всего в честь святителя Афанасия Александрийского. Об этом говорит особое почитание данного святого как в с. Федосьево, выросшего рядом с монастырем, так и позднее в г. Череповце. Так, в селе Федосьеве был теплый храм в честь тезоименитства основателей монастыря: во имя преподобного Феодосия Великого, общему житию начальника (память – 11 января по ст.ст.) и святителя Афанасия, архиепископа Александрийского (память – 18 января по ст.ст.).[4] С давних времен в с. Федосьеве, а затем и в г.Череповце, существовали ярмарки: Федосьевская — 11 января и Афанасьевская — 18 января.[5] Благовещенская церковь, построенная в г. Череповце в 19 веке, имела 3 придела: главный – во имя Благовещения, правый  — во имя св. Афанасия Александрийского (освящен 6 октября 1868 г.), левый – во имя св. Феодосия Печерского (освящен 11 октября 1870 г.).[6]

Согласно преданию, преподобный Афанасий, желая уединенного подвижнического жития, поселился вместе с преподобным Феодосием в Белозерском краю на Череповском урочище, среди непроходимых дремучих лесов, в местности при впадении реки Ягорбы в реку Шексну. Здесь, у часовни в честь Воскресения Христова, которую построил Феодосий еще будучи купцом, иноки поставили церковь в честь Святой Троицы. Слава об их равноангельном житии, строгом воздержании, трудолюбии, смирении и душевной чистоте постепенно распространилась  по округе, и к преподобным  Афанасию и Феодосию начали собираться люди, чтобы под их руководством спасать свои души. Так образовалась небольшая обитель Воскресения Христова и Святой Живоначальной Троицы.[7]

После смерти преподобного Феодосия преподобный Афанасий стал  настоятелем обители. Благодаря этому светильнику веры и благочестия, умудренному духовной опытностью, братия жила в мире и любви, неся посильные подвиги во славу Господа нашего Иисуса Христа.[8]

Дата кончины преподобного Афанасия точно неизвестна. В одних источниках говорится, что преподобный Афанасий скончался в один год со своим великим учителем преподобным Сергием Радонежским. Так, в рукописи «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений» (1895 г.) Афетова Л.В., ссылающегося на Белозерские рукописные святцы, значится, что преподобный Афанасий скончался 5 июля по старому стилю (18 июля по новому стилю) 1392 г.: «Год кончины преп. Афанасия Белозерскими рукописными святцами отнесен к 6900 (1392)  году, следовательно, преподобный Сергий и ученик его Афанасий почили в один год. День кончины преп. Афанасия отнесен на 5-е июля, на день обретения мощей препод. Сергия.».[9]

По другим данным днем кончины преподобного Афанасия Череповецкого является 26 ноября по старому стилю/9 декабря по новому стилю. Этот день (26 ноября) указан как день преставления преподобного Афанасия в «Исторических сведениях о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии» в Новгородских епархиальных ведомостях № 3 от 1 февраля 1895 года, а 5 июля  по ст.ст./18 июля по нов.ст. в них значится просто как «тезоименитство преподобного Афанасия».[10]

Как бы то ни было, исторически сложилось, что 18 июля празднуется как день памяти преподобного Афанасия Череповецкого.

Дата кончины преподобного Феодосия Череповецкого также точно неизвестна.  День памяти преподобного Феодосия Череповецкого празднуется в день тезоименитства преподобного – 11 января по старому стилю/24 января по новому стилю.

Общая память преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких совершается 8 октября — в день преставления преподобного Сергия Радонежского и 19 июля — в Собор Радонежских святых (как учеников преподобного Сергия Радонежского), а также 28 июня (переходящая, Неделя 3-я по Пятидесятнице) — в Собор Вологодских святых (как святых земли Вологодской).

Сотрудник Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, историк Е.А. Силина

[1] Афетов Л.В. «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений». 1895 г. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, Оп. 43, ед.хр.1, л.11 (стр.22).

[2] Афетов Л.В. «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений». 1895 г. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, Оп. 43, ед.хр.1, л.11 (стр.22).

[3] Рассказы из истории Русской Церкви графа М.В. Толстого. В 5-ти книгах. М., Издание книгопродаваца А.Д. Ступина, 1901. С.171.

[4] Афетов Л.В. «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений». 1895 г. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, Оп. 43, ед.хр.1, л.10 (стр.19).

[5] Афетов Л.В. «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений». 1895 г. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, Оп. 43, ед.хр.1, л.10 (стр.19).

[6] Череповец, уездный город Новгородской губернии и его уезд. Справочная книжка. Выпуск 1-й. Сост. П.И. Шулятиков. Новгород, Типография И.И. Игнатовского,1894 г. С. 8.

[7] Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Житие. Тропарь и кондак. Молитвы. Сост. протоиерей О.В. Кочубей, Е.А. Силина. СПб., Сатисъ, 2018. С. 9-10.

[8] Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Житие. Тропарь и кондак. Молитвы. Сост. протоиерей О.В. Кочубей, Е.А. Силина. СПб., Сатисъ, 2018. С. 11.

[9] Афетов Л.В. «Исторический очерк бывшего Воскресенского монастыря и его земельных владений». 1895 г. Рукопись.//ЧерМО, Ф.9, Оп. 43, ед.хр.1, л. 13 (стр. 26).

[10] Воскресенский мужской монастырь./Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии//Новгородские епархиальные ведомости. №3 от 1 февраля 1895 г. С.170.